Автор: Татьяна Геннадьевна Киселева
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 105
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Взаимосвязь семьи и школы.
Тема: Нетрадиционные методы работы с родителями
Раздел: начальное образование
Успех… Какое короткое, но удивительно значимое для
каждого из нас слово. Для кого успех - маленькое событие,
а для кого - это воплощение мечты всей жизни.
Я,
Киселева
Татьяна
Геннадьевна,
как
заместитель
директора МАОУ СОШ № 105, курирующий работу в
начальной
школе,
представляю
ее
себе
как
живой,
развивающийся
организм,
в
котором
целенаправленно
организована деятельность педагогического коллектива,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Моей главной задачей является создание условий для
успешной
деятельности
педагогов
и
эффективного
достижения результатов обучающимися.
Между тем, моя работа направлена на достижение единой
цели.
Эту
цель
перед
нами
ставит
динамично
развивающееся
общество
в
довольно-таки
непростых
условиях. А целью является высокое качество образование
наших детей. Задачи перед нами стоят сложные, и как же
добиться успеха, не выгорев эмоционально, не потеряв
блеска глаз от выполняемой работы?
Для себя я нашла ответ – это и есть моя формула успеха:
правильное распределение энергии. А куда же уходит
энергия?
Какие
задачи
стоят
перед
современным
заместителем руководителя школы:
1. Аспект организации учебно-воспитательного процесса
(сюда входит все, что регламентируется Законом об
образовании, СанПинами и другими нормативными
актами);
2. Аспект
функционирования
учебно-воспитательного
процесса
(контроль
качества
образования
(ВПР,
административные работы, посещение уроков))
3. Аспект связи учебно-воспитательного процесса (запрос
общества: государства и родителей)
На третий аспект хотелось бы обратить особое внимание.
Работа с родителями – это самый сложный вопрос в любой
образовательной
организации.
Часто
–
сугубо
индивидуальный. Однако, самое важное в этом процессе, я
думаю, показать, что родитель не просто фигура, которая
появляется раз в четверть на родительском собрании, а
полноценный участник образовательного процесса. И моя
задача состоит в том, чтобы родители захотели быть
настоящими партнерами в процессе воспитания и обучения
наших детей.
Школа, в которой я работаю, находится в молодом
интенсивно развивающемся микрорайоне. И именно здесь я
столкнулась с родителями из различных регионов нашей
многонациональной
и
многоконфессиональной
страны.
Кроме того, многие семьи приехали к нам из Ближнего
Зарубежья. Отсюда возникают сложности, связанные с
разницей
в
менталитетах,
традициях,
восприятии
воспитательных мер.
Я бы хотела поделиться своим опытом работы в этом
направлении.
Формы, которые используются в моей работе:
-
открытые
уроки
для
групп
родителей
с
целью
ознакомления с методикой работы учителя в нашем
регионе.
Такая
форма
позволяет
избежать
многих
конфликтов,
вызванных
незнанием
и
непониманием
родителями
всей
сложности
и
специфики
учебной
деятельности в сегодняшней школе;
- выступления на родительских собраниях с включением
элементов
тренинга,
направленных
на
профилактику
конфликтных ситуаций, связанных с вышеуказанными
различиями);
- тематические круглые столы на актуальные темы;
-
проведение
внеклассных
мероприятий
с
участием
родительской общественности (День Матери, Праздник
Осени, День Отца, спортивные состязания, родительские
недели) Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают
возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке,
укрепляют сотрудничество между семьей и школой.
- индивидуальный подход к разбору конфликтных ситуаций
между всеми участниками образовательного процесса.
В реализации такой работы с родителями мне активно
помогает команда, координатором которой я являюсь. Это
социально-педагогическая
служба
в
лице
социального
педагога, логопедов, дефектологов, психологов;
служба
медиации; работа школьного методического объединения;
волонтерское движение в лице молодых специалистов и
обучающихся старшей школы, сотрудничество с педагогом-
организатором и советником по воспитанию.
Для эффективной работы я выработала алгоритм, который
систематизирует деятельность моей команды и помогает
увидеть вовлеченность родителей.
Каждую
четверть
я
провожу
мониторинг
среди
педагогического
коллектива
начальной
школы,
где
наглядно видна работа каждого.
На совещании при директоре я выступила с этой темой,
делилась
опытом.
Результаты
моего
опыта
были
опубликованы.
В планах обсуждение этого вопроса с коллегами старшего
звена,
публикация
по
данной
теме
в
журналах
по
педагогике.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья
и школа – два важных социальных института социализации
ребенка. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет,
убедить
родителей
в
важности
и
необходимости
согласованных действий семьи и школы. Без родительского
участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней
мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно
уделяться
внедрению
новых
нетрадиционных
форм
сотрудничества,
направленных
на
организацию
индивидуальной работы с семьей, дифференцированный
подход к семьям разного типа.