Автор: Сухова Тамара Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СКШ №14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
Раздел: начальное образование
Личностно-ориентированный подход как фактор повышения
качества образования.
Наиболее
сложной
категорией
детей
к
включению
в
образовательное
пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно
отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Дети этой группы
характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития,
потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализацией в
общество.
Перед
педагогом, обучающим детей с умственной отсталостью непременно
возникает ряд проблем. А именно:
- как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной
деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего
приобретение каждым учеником социального опыта.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к
личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со
всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного
ученика, и добиваться поставленных целей?»
В
современных
условиях
образовательной
сферы
качественно
меняется
содержание деятельности учителя. Он должен уметь создавать социально-культурную
среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно ориентированный подход
в развитии и обучении детей. Педагогу предоставлена самостоятельность в выборе
методов и средств обучения. Это вызвано тем, что, каждый ребёнок - личность, у
каждого свои индивидуальные особенности, каждому характерен свой темперамент, у
каждого свои мотивации.
Любое обучение и воспитание, по сути, является развивающим и личностно-
ориентированным. С приходом в школу ребёнок уже наделён каким-то своим
собственным, познавательным опытом. Обучение в школе является условием для
развития этого опыта.
В
процессе
развития
ребёнка
можно
выделить
две
главные
линии
-
социализацию и индивидуализацию.
Первая из них,
социализация, связана с усвоением ребёнка социально
одобряемых идеалов, норм и способов поведения, деятельности. Это содействует
развитию у детей взглядов об обществе, о его культуре, развитию у них социально
значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни
среди людей.
Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и
проявлением
особенности
человека,
его
неповторимого
внешнего
облика
и
внутреннего мира, стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и
оставаться самим собой. В наше время результатом благоприятной социализации
является личность, в которой наглядно выражаются характерные, свойственные
только ей качества, определяющие её как индивидуальность.
“Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен
раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность, личность”.
(И. С. Якиманская)
«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в
ребенке
механизмы
самореализации,
саморазвития,
адаптации,
самозащиты,
самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного
образа».
Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что наши
обучающиеся
более
всего
нуждаются
в
выработке
этих
механизмов.
Личностно-ориентированный подход - это такой подход, в процессе которого
происходит целенаправленное развитие личности.
В последние годы личностно - ориентированный подход
считается самой
современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих
современное
личностно-ориентированное
образование,
представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В.
Серикова,
А.В.
Петровского,
В.Т.
Фоменко,
И.С.
Якиманской
и
других
исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям,
«ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни
человека». В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов
человеческой деятельности.
Наиболее
значимые
принципы
личностно-ориентированного
обучения,
сформулированные
в
концепции
И.С.Якиманской
и
адаптированные
к
использованию в коррекционной школе это:
* Использование субъективного опыта ребёнка.
Следует учитывать не только индивидуальные особенности ребёнка, но и всеми
способами содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть самим собой.
*
Предоставление
ему
свободы
выбора
при
выполнении
заданий
и
стимулирование самостоятельного выбора.
Без выбора невозможно развитие способностей ребёнка. Целенаправленно, чтобы
учащийся жил, воспитывался и учился в условиях выбора, обладал субъектными
возможностями в выборе цели, содержания, форм и способов в организации учебного
процесса и жизнедеятельности в классе и в школе.
* Накопление знаний, умений, навыков не в качестве самоцели (конечного
результата), а как важного средства реализации детского творчества.
* Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя
и учеников на основе сотрудничества, сотворчества.
Успех
личностно-ориентированного
обучения
в
условиях
коррекционной
школы, прежде всего, обуславливается умением учителя создать атмосферу полного
доверия,
Необходимо
использовать
такие
способы
общения,
как
понимание,
признание, принятие личности ребёнка.
Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика
связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его
положение. Так просто внушаемый ученик не уверен, чувственно неустойчив, просто
поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах
эти
ученики
своенравны,
истеричны,
просто
впадают
в
состояние
аффекта.
Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в
собственные
силы,
верность
собственных
мыслей,
возможность
решения
появляющихся проблем.
Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение. Принятие значит
абсолютное, т.е. в отсутствии каких-либо предварительных условий, позитивное
отношение к ребенку. Принятие – не просто позитивная оценка, это признание того,
что ребенок принят со всеми его особенностями, недочетами, что он имеет
преимущество быть таковым, какой он есть. Преподаватель их понимает. Он готов
справиться с недочетами.
Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его
особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что
для ребенка считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем.
Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что
подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения
выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование.
Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и
терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно
проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов,
сформированных неверным обучением.
Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет
важнейшее значение.
Урок - главный компонент образовательного процесса, однако в системе
личностно-ориентированного обучения значительно меняется его роль, форма
организации, это та учебная ситуация, где не только лишь излагаются познания, но и
выявляются, сформировываются и реализуются индивидуальные характерные черты
учащихся.
Отличия
личностно-ориентированного обучения от традиционного.
Тип взаимодействия ” учитель — ученик”
В первую очередь, при выборе методики личностно – ориентированного обучения, в
отличие от привычных учебных программ, которые широко применяются, необходимо
кардинально, в корне изменить принцип отношений «учитель – ученик». Учитель
должен оставить в стороне свой привычный командный стиль и перейти к
сотрудничеству с учениками – в противном случае вся затея с личностно –
ориентированным обучением обернется неудачей.
Данное построение отношений между учителем и учеником самым кардинальным
образом меняет позицию самого ученика. От простого, зачастую механического,
выполнения данных ему учителем заданий ребенок переходит к процессу активного
творчества. Изменяется сам тип мышления ребенка – оно приобретает направленность
на достижение результата, а не попытку просто «отсидеть» на уроке положенное
время и отправиться домой.
Да и сама атмосфера на уроках кардинально меняется – становится гораздо более
раскрепощенной, дружелюбной и активной. Дети не боятся задавать вопросы
учителю, а учитель не отмахивается от учеников, словно от назойливой мухи. Уроки
становятся гораздо более похожими на дружеское общение, а не назидание и
контроль. Однако, само собой разумеется, что дети, как бы то ни было, остаются
детьми. И контроль им просто необходим – и учитель должен обладать достаточным
мастерством для того, чтобы вести этот контроль незаметно для ребенка, никоим
образом не умаляя его способностей, и уж тем более не ущемляя его достоинство.
Целеполагание
Для того, чтобы личностно – ориентированное обучение принесло ожидаемые
результаты, ребенок должен определить цели, разумеется, с помощью учителя.
Причем для достижения положительного результата ребенку не следует ставить перед
собой слишком уж глобальных целей. Гораздо полезнее поставить перед собой
несколько более маленьких целей – на день, неделю, месяц, учебную четверть.
И это не спроста – детские психологи давно доказали, что для ребенка ощущение
времени является совсем не таким, как для взрослого человека. Так, например, для нас
год – не такой уж и длительный промежуток, а для ребенка это крайне долгий срок. И
поэтому добиваться той цели, которая запланирована в необозримом будущем,
ребенку просто напросто неинтересно.
А вот такие цели, добиться которых ученик сможет очень быстро, очень благотворно
влияют на ребенка – повышают его самооценку, придают уверенности в себе и своих
силах, а главное – повышают интерес ребенка к процессу обучения. Учебный процесс
превращается в активный процесс саморазвития ребенка, который действительно
заинтересован в процессе обучения, а не пытается учиться из-под палки. Само собой
разумеется, что подобный процесс обучения приносит гораздо большую пользу, чем
стандартные методики обучения.
Деятельность учителя
Очень важно, чтобы учитель, который применяет личностно – ориентированное
обучение, помнил о необходимости правильной организации учебной деятельности. И
начинать он должен именно с организации своей собственной деятельности. Она
должна быть построена таким образом, чтобы во главе процесса обучения стоял не
учитель,
а
именно
ученик.
Именно
ребенок,
для
успешного
личностно
–
ориентированного образования, должен быть центральной фигурой.
А учитель должен создавать и поддерживать необходимую психоэмоциональную
атмосферу – радоваться успехом ребенка и хвалить его, сопереживать его неудачам и
поддерживать, не позволяя ему отчаяться и опустить руки. Кроме того, учитель
должен помнить, что добиваться своей цели ребенок должен, опираясь на совместные
с учителем наработки. Поэтому процессу совместной работы над учебным материалом
учитель должен уделять особо пристальное внимание.
Также очень важно при личностно – ориентированном обучении оценивать не только
конечные результат – полученные оценки, но и сам процесс достижения этого
результата. Учитель должен помнить о том, что все дети изначально обладают
различными способностями и уровнем знаний. И зачастую ребенок с более низким
уровнем успеваемости для того, чтобы получить «тройку», прикладывает гораздо
больше усилий, чем более «сильный» ребенок для получения «четверки».
Это педагог обязательно должен учитывать при выставлении оценок – иногда имеет
смысл завысить или занизить оценку, принимая во внимание те усилия, которые
прилагает ребенок к процессу обучения. Однако учитель должен быть крайне
тактичным и внимательным – в противном случае все остальные дети могут
воспротивиться такой, на их взгляд, «несправедливости». Гораздо разумнее будет
объяснить детям свое решение – поверьте, дети в состоянии это понять и, что
немаловажно, принять этот факт.
Принципиально важно оценить удачи ученика не в сопоставлении с другими детьми, а
сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя его развитие. При этом
важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения
хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех -
стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать
творческую
активность,
любознательность,
инициативность,
самостоятельность.
Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того,
следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные
силы, в том числе и у самых слабых детей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не
просто
создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а
постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их
собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности
каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций;
- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы,
склонности, устремления, индивидуально значимые ценности, это определяет
своеобразие восприятия и осознание окружающего мира каждым учеником;
-
при
организации
личностно-ориентированного
урока
учитель
должен
уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию
обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет
сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;
- обсуждение детских «версий» должно проводиться не в жестко-оценочной
форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть
услышанными, высказываются по данной теме, не боясь ошибиться);
- подбор дидактического материала к такому уроку требует от учителя не
только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений
каждого ученика в работе над этим материалом;
- при подготовке к такому уроку следует учитывать познавательные,
эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся,
возможности их проявления в ходе урока;
- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы
общения, все формы сотрудничества.
Таким образом, любая педагогическая технология должна быть переосмыслена
учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и
искренней любовью к детям. Данный подход даст положительные результаты, как в
обучении, так и в воспитании обучающихся.
Притча Ш.А. Амонашвили «Крылья»
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле
поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику
воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ...
Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел
крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями и это потому, что только так
сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его
оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное».
Шалва Александрович Амонашвили.
«Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в
состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически
всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать
свои недостатки."
Арт-Онг Джумсаи, " Руководство для учителей"
(Доктор Арт Онг Джумсаи, признанный учёный, изобретатель, педагог, удостоившийся многих
наград и почётных званий, живёт и работает в Таиланде. Он является создателем и директором
известной во всём мире школы Сатья Саи, основанной на Общечеловеческих Ценностях.)