Напоминание

Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.


Автор: Сухова Тамара Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СКШ №14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.
Раздел: начальное образование





Назад




Личностно-ориентированный подход как фактор повышения

качества образования.

Наиболее

сложной

категорией

детей

к

включению

в

образовательное

пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно

отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Дети этой группы

характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития,

потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализацией в

общество.

Перед

педагогом, обучающим детей с умственной отсталостью непременно

возникает ряд проблем. А именно:

- как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной

деятельности;

- каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего

приобретение каждым учеником социального опыта.

Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к

личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со

всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного

ученика, и добиваться поставленных целей?»

В

современных

условиях

образовательной

сферы

качественно

меняется

содержание деятельности учителя. Он должен уметь создавать социально-культурную

среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно ориентированный подход

в развитии и обучении детей. Педагогу предоставлена самостоятельность в выборе

методов и средств обучения. Это вызвано тем, что, каждый ребёнок - личность, у

каждого свои индивидуальные особенности, каждому характерен свой темперамент, у

каждого свои мотивации.

Любое обучение и воспитание, по сути, является развивающим и личностно-

ориентированным. С приходом в школу ребёнок уже наделён каким-то своим

собственным, познавательным опытом. Обучение в школе является условием для

развития этого опыта.

В

процессе

развития

ребёнка

можно

выделить

две

главные

линии

-

социализацию и индивидуализацию.

Первая из них,

социализация, связана с усвоением ребёнка социально

одобряемых идеалов, норм и способов поведения, деятельности. Это содействует

развитию у детей взглядов об обществе, о его культуре, развитию у них социально

значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни

среди людей.

Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и

проявлением

особенности

человека,

его

неповторимого

внешнего

облика

и

внутреннего мира, стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и

оставаться самим собой. В наше время результатом благоприятной социализации

является личность, в которой наглядно выражаются характерные, свойственные

только ей качества, определяющие её как индивидуальность.

“Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен

раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность, личность”.

(И. С. Якиманская)

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу

угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт

каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в

ребенке

механизмы

самореализации,

саморазвития,

адаптации,

самозащиты,

самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного

образа».

Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что наши

обучающиеся

более

всего

нуждаются

в

выработке

этих

механизмов.

Личностно-ориентированный подход - это такой подход, в процессе которого

происходит целенаправленное развитие личности.

В последние годы личностно - ориентированный подход

считается самой

современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих

современное

личностно-ориентированное

образование,

представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В.

Серикова,

А.В.

Петровского,

В.Т.

Фоменко,

И.С.

Якиманской

и

других

исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям,

«ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни

человека». В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов

человеческой деятельности.

Наиболее

значимые

принципы

личностно-ориентированного

обучения,

сформулированные

в

концепции

И.С.Якиманской

и

адаптированные

к

использованию в коррекционной школе это:

* Использование субъективного опыта ребёнка.

Следует учитывать не только индивидуальные особенности ребёнка, но и всеми

способами содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного

коллектива должен быть самим собой.

*

Предоставление

ему

свободы

выбора

при

выполнении

заданий

и

стимулирование самостоятельного выбора.

Без выбора невозможно развитие способностей ребёнка. Целенаправленно, чтобы

учащийся жил, воспитывался и учился в условиях выбора, обладал субъектными

возможностями в выборе цели, содержания, форм и способов в организации учебного

процесса и жизнедеятельности в классе и в школе.

* Накопление знаний, умений, навыков не в качестве самоцели (конечного

результата), а как важного средства реализации детского творчества.

* Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя

и учеников на основе сотрудничества, сотворчества.

Успех

личностно-ориентированного

обучения

в

условиях

коррекционной

школы, прежде всего, обуславливается умением учителя создать атмосферу полного

доверия,

Необходимо

использовать

такие

способы

общения,

как

понимание,

признание, принятие личности ребёнка.

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика

связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его

положение. Так просто внушаемый ученик не уверен, чувственно неустойчив, просто

поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах

эти

ученики

своенравны,

истеричны,

просто

впадают

в

состояние

аффекта.

Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в

собственные

силы,

верность

собственных

мыслей,

возможность

решения

появляющихся проблем.

Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение. Принятие значит

абсолютное, т.е. в отсутствии каких-либо предварительных условий, позитивное

отношение к ребенку. Принятие – не просто позитивная оценка, это признание того,

что ребенок принят со всеми его особенностями, недочетами, что он имеет

преимущество быть таковым, какой он есть. Преподаватель их понимает. Он готов

справиться с недочетами.

Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его

особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что

для ребенка считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем.

Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что

подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения

выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование.

Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и

терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно

проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов,

сформированных неверным обучением.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет

важнейшее значение.

Урок - главный компонент образовательного процесса, однако в системе

личностно-ориентированного обучения значительно меняется его роль, форма

организации, это та учебная ситуация, где не только лишь излагаются познания, но и

выявляются, сформировываются и реализуются индивидуальные характерные черты

учащихся.

Отличия

личностно-ориентированного обучения от традиционного.

Тип взаимодействия ” учитель — ученик”

В первую очередь, при выборе методики личностно – ориентированного обучения, в

отличие от привычных учебных программ, которые широко применяются, необходимо

кардинально, в корне изменить принцип отношений «учитель – ученик». Учитель

должен оставить в стороне свой привычный командный стиль и перейти к

сотрудничеству с учениками – в противном случае вся затея с личностно –

ориентированным обучением обернется неудачей.

Данное построение отношений между учителем и учеником самым кардинальным

образом меняет позицию самого ученика. От простого, зачастую механического,

выполнения данных ему учителем заданий ребенок переходит к процессу активного

творчества. Изменяется сам тип мышления ребенка – оно приобретает направленность

на достижение результата, а не попытку просто «отсидеть» на уроке положенное

время и отправиться домой.

Да и сама атмосфера на уроках кардинально меняется – становится гораздо более

раскрепощенной, дружелюбной и активной. Дети не боятся задавать вопросы

учителю, а учитель не отмахивается от учеников, словно от назойливой мухи. Уроки

становятся гораздо более похожими на дружеское общение, а не назидание и

контроль. Однако, само собой разумеется, что дети, как бы то ни было, остаются

детьми. И контроль им просто необходим – и учитель должен обладать достаточным

мастерством для того, чтобы вести этот контроль незаметно для ребенка, никоим

образом не умаляя его способностей, и уж тем более не ущемляя его достоинство.

Целеполагание

Для того, чтобы личностно – ориентированное обучение принесло ожидаемые

результаты, ребенок должен определить цели, разумеется, с помощью учителя.

Причем для достижения положительного результата ребенку не следует ставить перед

собой слишком уж глобальных целей. Гораздо полезнее поставить перед собой

несколько более маленьких целей – на день, неделю, месяц, учебную четверть.

И это не спроста – детские психологи давно доказали, что для ребенка ощущение

времени является совсем не таким, как для взрослого человека. Так, например, для нас

год – не такой уж и длительный промежуток, а для ребенка это крайне долгий срок. И

поэтому добиваться той цели, которая запланирована в необозримом будущем,

ребенку просто напросто неинтересно.

А вот такие цели, добиться которых ученик сможет очень быстро, очень благотворно

влияют на ребенка – повышают его самооценку, придают уверенности в себе и своих

силах, а главное – повышают интерес ребенка к процессу обучения. Учебный процесс

превращается в активный процесс саморазвития ребенка, который действительно

заинтересован в процессе обучения, а не пытается учиться из-под палки. Само собой

разумеется, что подобный процесс обучения приносит гораздо большую пользу, чем

стандартные методики обучения.

Деятельность учителя

Очень важно, чтобы учитель, который применяет личностно – ориентированное

обучение, помнил о необходимости правильной организации учебной деятельности. И

начинать он должен именно с организации своей собственной деятельности. Она

должна быть построена таким образом, чтобы во главе процесса обучения стоял не

учитель,

а

именно

ученик.

Именно

ребенок,

для

успешного

личностно

ориентированного образования, должен быть центральной фигурой.

А учитель должен создавать и поддерживать необходимую психоэмоциональную

атмосферу – радоваться успехом ребенка и хвалить его, сопереживать его неудачам и

поддерживать, не позволяя ему отчаяться и опустить руки. Кроме того, учитель

должен помнить, что добиваться своей цели ребенок должен, опираясь на совместные

с учителем наработки. Поэтому процессу совместной работы над учебным материалом

учитель должен уделять особо пристальное внимание.

Также очень важно при личностно – ориентированном обучении оценивать не только

конечные результат – полученные оценки, но и сам процесс достижения этого

результата. Учитель должен помнить о том, что все дети изначально обладают

различными способностями и уровнем знаний. И зачастую ребенок с более низким

уровнем успеваемости для того, чтобы получить «тройку», прикладывает гораздо

больше усилий, чем более «сильный» ребенок для получения «четверки».

Это педагог обязательно должен учитывать при выставлении оценок – иногда имеет

смысл завысить или занизить оценку, принимая во внимание те усилия, которые

прилагает ребенок к процессу обучения. Однако учитель должен быть крайне

тактичным и внимательным – в противном случае все остальные дети могут

воспротивиться такой, на их взгляд, «несправедливости». Гораздо разумнее будет

объяснить детям свое решение – поверьте, дети в состоянии это понять и, что

немаловажно, принять этот факт.

Принципиально важно оценить удачи ученика не в сопоставлении с другими детьми, а

сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя его развитие. При этом

важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения

хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех -

стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать

творческую

активность,

любознательность,

инициативность,

самостоятельность.

Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того,

следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные

силы, в том числе и у самых слабых детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не

просто

создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а

постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их

собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности

каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций;

- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы,

склонности, устремления, индивидуально значимые ценности, это определяет

своеобразие восприятия и осознание окружающего мира каждым учеником;

-

при

организации

личностно-ориентированного

урока

учитель

должен

уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию

обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет

сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;

- обсуждение детских «версий» должно проводиться не в жестко-оценочной

форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть

услышанными, высказываются по данной теме, не боясь ошибиться);

- подбор дидактического материала к такому уроку требует от учителя не

только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений

каждого ученика в работе над этим материалом;

- при подготовке к такому уроку следует учитывать познавательные,

эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся,

возможности их проявления в ходе урока;

- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы

общения, все формы сотрудничества.

Таким образом, любая педагогическая технология должна быть переосмыслена

учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и

искренней любовью к детям. Данный подход даст положительные результаты, как в

обучении, так и в воспитании обучающихся.

Притча Ш.А. Амонашвили «Крылья»

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле

поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику

воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ...

Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел

крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями и это потому, что только так

сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его

оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное».

Шалва Александрович Амонашвили.

«Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в

состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически

всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать

свои недостатки."

Арт-Онг Джумсаи, " Руководство для учителей"

(Доктор Арт Онг Джумсаи, признанный учёный, изобретатель, педагог, удостоившийся многих

наград и почётных званий, живёт и работает в Таиланде. Он является создателем и директором

известной во всём мире школы Сатья Саи, основанной на Общечеловеческих Ценностях.)



В раздел образования