Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Здоровые родители-здоровые дети"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
«О
пользе
чтения
художественной
литературы
детям
5-7
лет»
Цель:
формирование интереса и любви к художественной литературе.
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином
возрасте.
Мнений
на
этот
счет
великое
множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе
книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый,
чтобы
привлечь
к
книге
ребёнка,
должен
сам
любить
литературу,
наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать
свои
чувства
и
переживания
детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором
во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек,
считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и
зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина,
П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К.
И.
Чуковского,
и
многих
других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная
реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то
исправить
положение
вещей.
Взрослые
должны
обращать
внимание
на
возраст
ребенка,
уровень
интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать
книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о
количестве,
а
о
пользе
прочитанного
и
воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он
полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и
девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают,
накапливает
богатый
словарный
запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и
воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям
книжки
с
раннего
детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов,
стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им
отдельных
слов,
выражений,
песенок
персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев,
повторяют
интонации.
Это
закладывает
основы
для
дальнейшего
самостоятельного
развития
интонационной
выразительности
в
более
старшем
возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии
ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские
народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым
сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических
ситуаций,
разнообразных
мотивов
(коварство,
чудесная
помощь,
противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными
характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка бурка»,
«Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие).
Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где
сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети
утверждаются
в
непременной,
неизбежной
победе
добра
над
злом,
удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В
старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без
помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события,
каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются
умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и
формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому
приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое
слово,
но
и
осознавать
его
роль
в
тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между
взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела,
разговоры
с
другими
членами
семьи,
тогда
этот
процесс
доставит
удовольствие
и
вам,
и
вашему
ребенку.
Как
читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка,
и
выключите
компьютер
с
телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все
звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно
развлекайте
малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты
изображений
одних
и
тех
же
существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и
потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите
за
тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на
денек.
Рекомендуемая
литература
для
детей
5-7
лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь.Лиса и
журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со
скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок.
Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка
про
ерша.
Зимовье.
Полкан
и
медведь.
Лиса
и
козел.
Авторские
сказки: С.Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек»,
П.П.
Бажов
«Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения
Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б.
Заходера,
С.
Маршака,
К.
Чуковского,
В.
Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов
«Дед
Мазай
и
зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома
Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и
обратно».