Напоминание

"Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте"


Авторы: Тимонова Екатерина Владимировна, Смолякова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ДС№ 19 "Родничок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте

Тимонова Екатерина Владимировна

воспитатель

katerinka2006@live

МБДОУ Д/С № 19 "Родничок"

Россия, город Старый Оскол,

м-н Приборостроитель д.13

8-908-786-78-67

Смолякова Татьяна Леонидовна

воспитатель

tata2097@gmail

Россия, город Старый Оскол,

м-н Приборостроитель д.13

8-904-081-78-59

Аннотация

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них

патриотических

чувств

и

развития

духовности.

Духовный,

творческий

патриотизм

надо

прививать

с

раннего

детства.

В

детском

саду

закладывается

фундамент,

происходит

накопление первых, решающих музыкальных впечатлений.

Ключевые слова

Патриотизм, наследие, ребенок, Отечество, личность, воспитание, любовь.

____________________________________________________________________

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом

нежном

возрасте

-

это

и

есть

самый

естественный,

а

поэтому

и

верный

способ

патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать - значит

делать

своим,

осваивать

наследие

-

то,

что

было

создано,

приобретено,

накоплено

предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым

каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не

разбазарить,

не

размельчить

на

пустяки,

а

сохранить

и

приумножить,

воплотив

его

в

сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании

А.

В.

Запорожец

отмечает,

что

с

детства

человек

должен

гордиться

своей

национальной

принадлежностью,

любить

свою

Родину,

знать

родной

язык,

увлекаться

культурой, историей своего народа. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с

буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие

на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм,

открытость

и

способность

поглощать

и

растворять

в

себе

духовные

ценности

других

народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы -

самобытная нация. Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского

сада прививать детям - любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию

народа, к Отчизне [3].

Опираясь

на

возрастные

особенности

дошкольников,

М.

И.

Кольцова

выделила

следующие особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

1.

Воспитание

патриотизма

начинается

с

чувства

любви

к

матери,

к

родным

и

близким,

с

ощущения

ребенком

их

сердечного

тепла,

внимания

и

заботы.

Воспитание

патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому

человеку,

дружеской

привязанности

и

т.д.;

эти

первые

детские

эмоции

в

дальнейшем

становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит

своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на

далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе

развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с

родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к

отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание

любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся

могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к

своей стране.

2. Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий

край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина)

чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства [1].

3. На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные

средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого

взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора

- потешки, песенки, сказки, отмечается в исследованиях В. С. Мухиной [2].

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит

постепенное

осознание

ребенком

нравственных

ценностей.

Он

уже

способен

к

элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются

представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым,

детям, природе. Воспитателю необходимо привлекать внимание детей к способам выражения

эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния

растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать

и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим

в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты

поступил,

если»).

Вербальное

решение

ситуаций

очень

полезно

в

этом

возрасте:

оно

позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор

способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников;

способствует

развитию

воображения

и

мышления.

Общеспецифическим

средством

воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста

наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности, отмечается в

исследованиях А. В. Запорожца [3].

Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и

формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная

музыкальная

деятельность

со

взрослыми

и

сверстниками.

В

процессе

совместной

деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на

эмоциональное развитие ребенка, поэтому фольклор выступает базовой ценностью, отмечает

В. П. Аникин [1].

Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что

психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину,

изучающую

не

человека,

а

некие

хитроумные

логические

машины.

Согласно

его

психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и

интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных,

внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации

свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с

другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре

художественной, в сокровищах искусства – национальном фольклоре [7].

4.

Воспитание

патриотизма

успешно

проходит

в

процессе

приобщения

детей

к

культурному наследию, в том числе приобщение к национальному фольклору. Система

воспитания

порождается

историей

народа,

его

материальной

и

духовной

культурой.

Благодатный

педагогический

материал

веками

накапливался

в

музыкальном

народном

творчестве,

в

народно-прикладном

искусстве

и

различных

народных

промыслах,

в

фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи,

скульптуры,

архитектуры,

которые

так

близки

и

понятны

детям

дошкольного

возраста.

Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях

наиболее

благоприятную

среду

для

выявления

и

развития

в

ребенке

национальных

особенностей, отмечает Н. А. Ветлугина [7].

5.

Воспитание

патриотизма

осуществляется

через

формирование

в

ребенке

национального духовного характера. Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо

создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и

творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты

музеев). Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа,

вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного

возраста

к

основополагающим

нравственным

ценностям

своего

народа,

формировать

положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни, отмечает Г. А.

Остроух [5].

6. Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят

особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано

входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой

природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить

жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность,

повышается самооценка, отмечается в исследованиях М. Н. Мельникова [7].

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и

внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка

фактически

полностью

определяется

внешними

воспитательными

воздействиями.

Направление

внутренних,

присущих

ребенку

побудительных

стремлений

определяется

характером

и

направленностью

воспитательных

влияний

среды,

воспитателей

и

особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно

отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не

выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется

взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом

плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних

факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни,

характеризуется

вместе

с

тем

и

своей

собственной

логикой,

побуждается

внутренними

противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно

актуальной

задачу

создания

тех

педагогических

условий,

которые

благоприятствуют

качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально

в

совместной

деятельности

со

взрослым

и

под

его

влиянием,

а

затем

и

в

свободной

самостоятельной деятельности ребенка.

Таким

образом,

период

дошкольного

детства

по

своим

психологическим

способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для

детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления

повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру,

искренность

чувств.

Особенностями

патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного возраста, по нашему мнению, являются: формирование интереса к истории

своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности

к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям

семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого

отношения к ним; формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным

народом; воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего

детства; формирование в ребенке национального духовного характера; развитие способности

замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности

выразить

свои

эмоции,

отношение

к

природе

родного

края

в

музыкально-поэтических

образах,

в

творческо-продуктивной,

игровой

деятельности;

формирование

бережного

отношения к природе родного края; совместная эмоционально-чувственная деятельность

детей и взрослых в том числе, исполнение народных песен и танцев; тесное взаимодействие

воспитателей

с

родителями,

работниками

музеев,

библиотеки,

в

ходе

освоения

детьми

музыкального фольклора; создание эвристической среды в детском саду и в семье; создание

педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста,

посредством применения музыкального фольклора.

Список использованных источников

1.

Аникин, В.П. Детский фольклор /Аникин В.П.- М. : Юрайт, 2015. - 218 с.

2.

Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект,

2014.- 238 с.

3.

Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А.

Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2014. — 510 с.

4.

Виноградов, Г.С. Детский народный календарь/ Г.С. Виноградов. – Сибирская живая

старина, Иркутск, 2015.- 117 с.

5.

Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А.Ветлугина – М.:

Просвещение, 2012. – 240 с.

6.

Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду./ Н.А.

Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 2011. – 255с.

7.

Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский, - М.: Педагогика, 2010.- 325

с.

8.

Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе,

В.А.Деркунская. - М.: - «Академия», 2015. - 320 с.

9.

Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/

А.Н.Зимина – М.: Академия, 2014. – 304 с.



В раздел образования