Авторы: Тимонова Екатерина Владимировна, Смолякова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ДС№ 19 "Родничок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте
Тимонова Екатерина Владимировна
воспитатель
katerinka2006@live
МБДОУ Д/С № 19 "Родничок"
Россия, город Старый Оскол,
м-н Приборостроитель д.13
8-908-786-78-67
Смолякова Татьяна Леонидовна
воспитатель
tata2097@gmail
Россия, город Старый Оскол,
м-н Приборостроитель д.13
8-904-081-78-59
Аннотация
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них
патриотических
чувств
и
развития
духовности.
Духовный,
творческий
патриотизм
надо
прививать
с
раннего
детства.
В
детском
саду
закладывается
фундамент,
происходит
накопление первых, решающих музыкальных впечатлений.
Ключевые слова
Патриотизм, наследие, ребенок, Отечество, личность, воспитание, любовь.
____________________________________________________________________
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом
нежном
возрасте
-
это
и
есть
самый
естественный,
а
поэтому
и
верный
способ
патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать - значит
делать
своим,
осваивать
наследие
-
то,
что
было
создано,
приобретено,
накоплено
предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым
каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не
разбазарить,
не
размельчить
на
пустяки,
а
сохранить
и
приумножить,
воплотив
его
в
сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании
А.
В.
Запорожец
отмечает,
что
с
детства
человек
должен
гордиться
своей
национальной
принадлежностью,
любить
свою
Родину,
знать
родной
язык,
увлекаться
культурой, историей своего народа. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с
буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие
на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм,
открытость
и
способность
поглощать
и
растворять
в
себе
духовные
ценности
других
народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы -
самобытная нация. Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского
сада прививать детям - любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию
народа, к Отчизне [3].
Опираясь
на
возрастные
особенности
дошкольников,
М.
И.
Кольцова
выделила
следующие особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
1.
Воспитание
патриотизма
начинается
с
чувства
любви
к
матери,
к
родным
и
близким,
с
ощущения
ребенком
их
сердечного
тепла,
внимания
и
заботы.
Воспитание
патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому
человеку,
дружеской
привязанности
и
т.д.;
эти
первые
детские
эмоции
в
дальнейшем
становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит
своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на
далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе
развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с
родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к
отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание
любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся
могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к
своей стране.
2. Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий
край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина)
чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства [1].
3. На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные
средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого
взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора
- потешки, песенки, сказки, отмечается в исследованиях В. С. Мухиной [2].
На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит
постепенное
осознание
ребенком
нравственных
ценностей.
Он
уже
способен
к
элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются
представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым,
детям, природе. Воспитателю необходимо привлекать внимание детей к способам выражения
эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния
растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать
и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим
в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты
поступил,
если»).
Вербальное
решение
ситуаций
очень
полезно
в
этом
возрасте:
оно
позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор
способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников;
способствует
развитию
воображения
и
мышления.
Общеспецифическим
средством
воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста
наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности, отмечается в
исследованиях А. В. Запорожца [3].
Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и
формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная
музыкальная
деятельность
со
взрослыми
и
сверстниками.
В
процессе
совместной
деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на
эмоциональное развитие ребенка, поэтому фольклор выступает базовой ценностью, отмечает
В. П. Аникин [1].
Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что
психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину,
изучающую
не
человека,
а
некие
хитроумные
логические
машины.
Согласно
его
психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и
интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных,
внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации
свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с
другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре
художественной, в сокровищах искусства – национальном фольклоре [7].
4.
Воспитание
патриотизма
успешно
проходит
в
процессе
приобщения
детей
к
культурному наследию, в том числе приобщение к национальному фольклору. Система
воспитания
порождается
историей
народа,
его
материальной
и
духовной
культурой.
Благодатный
педагогический
материал
веками
накапливался
в
музыкальном
народном
творчестве,
в
народно-прикладном
искусстве
и
различных
народных
промыслах,
в
фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи,
скульптуры,
архитектуры,
которые
так
близки
и
понятны
детям
дошкольного
возраста.
Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях
наиболее
благоприятную
среду
для
выявления
и
развития
в
ребенке
национальных
особенностей, отмечает Н. А. Ветлугина [7].
5.
Воспитание
патриотизма
осуществляется
через
формирование
в
ребенке
национального духовного характера. Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо
создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и
творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты
музеев). Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа,
вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного
возраста
к
основополагающим
нравственным
ценностям
своего
народа,
формировать
положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни, отмечает Г. А.
Остроух [5].
6. Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят
особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано
входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой
природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить
жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность,
повышается самооценка, отмечается в исследованиях М. Н. Мельникова [7].
На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и
внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка
фактически
полностью
определяется
внешними
воспитательными
воздействиями.
Направление
внутренних,
присущих
ребенку
побудительных
стремлений
определяется
характером
и
направленностью
воспитательных
влияний
среды,
воспитателей
и
особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно
отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не
выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется
взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом
плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних
факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни,
характеризуется
вместе
с
тем
и
своей
собственной
логикой,
побуждается
внутренними
противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно
актуальной
задачу
создания
тех
педагогических
условий,
которые
благоприятствуют
качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально
в
совместной
деятельности
со
взрослым
и
под
его
влиянием,
а
затем
и
в
свободной
самостоятельной деятельности ребенка.
Таким
образом,
период
дошкольного
детства
по
своим
психологическим
способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для
детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления
повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру,
искренность
чувств.
Особенностями
патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного возраста, по нашему мнению, являются: формирование интереса к истории
своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности
к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям
семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого
отношения к ним; формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным
народом; воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего
детства; формирование в ребенке национального духовного характера; развитие способности
замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности
выразить
свои
эмоции,
отношение
к
природе
родного
края
в
музыкально-поэтических
образах,
в
творческо-продуктивной,
игровой
деятельности;
формирование
бережного
отношения к природе родного края; совместная эмоционально-чувственная деятельность
детей и взрослых в том числе, исполнение народных песен и танцев; тесное взаимодействие
воспитателей
с
родителями,
работниками
музеев,
библиотеки,
в
ходе
освоения
детьми
музыкального фольклора; создание эвристической среды в детском саду и в семье; создание
педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста,
посредством применения музыкального фольклора.
Список использованных источников
1.
Аникин, В.П. Детский фольклор /Аникин В.П.- М. : Юрайт, 2015. - 218 с.
2.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина - М.: Культура: Акад. проект,
2014.- 238 с.
3.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А.
Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2014. — 510 с.
4.
Виноградов, Г.С. Детский народный календарь/ Г.С. Виноградов. – Сибирская живая
старина, Иркутск, 2015.- 117 с.
5.
Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А.Ветлугина – М.:
Просвещение, 2012. – 240 с.
6.
Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду./ Н.А.
Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 2011. – 255с.
7.
Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский, - М.: Педагогика, 2010.- 325
с.
8.
Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного
возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе,
В.А.Деркунская. - М.: - «Академия», 2015. - 320 с.
9.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/
А.Н.Зимина – М.: Академия, 2014. – 304 с.