Автор: Топчу Владимир Гаврилович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьезберегающих технологий при обучении игре на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование
Топчу В.Г.,
педагог дополнительного образования
Применение здоровьесберегающих технологий
при обучении игре на духовых инструментах
В наши дни проблема здоровья и его сохранения является одной из
самых актуальных. Здоровье является основой благополучия любого
человека, так как только здоровый человек может быть успешным в жизни,
быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни
предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим
сильно возросло внимание и к здоровью детей.
У многих детей школьного возраста имеются различные отклонения в
состоянии здоровья: ослабление опорно-двигательного аппарата, зрения,
различные неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так
как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Именно данные
обстоятельства
побуждают
нас
заниматься
изучением
проблемы
использования
здоровьесберегающих
технологий
в
музыкальном
образовании детей школьного возраста.
Здоровьесберегающие
технологии
в
музыкальном
образовании
наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на
здоровье детей. Главным их признаком является использование психолого-
педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих
проблем. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей, как
во время непосредственной образовательной музыкальной деятельности, так
и в свободное время.
Духовые инструменты – инструменты универсальных возможностей.
Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в
коллективах авангардных направлений современной музыки.
Если обратиться к истории, то в 80-х годах XX
века духовиков
начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у
детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В это же
время появилась и повсеместно распространилась блокфлейта.
Вот и у нас в Центре детского творчества в составе эстрадно –
духового ансамбля в работе с детьми использую блокфлейту, флейту и
саксофон.
За последние годы возросло число юных исполнителей, ребят
занимающихся на блокфлейте.
Блокфлейта - легкий и очень доступный
духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего
возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый
духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость
звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика
может стать и минусом. И опять встает ребром вопрос о правильности
формирования
грудо-брюшного
дыхания,
безопасного
для
здоровья
исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных
способов постановки дыхания применяю в своей деятельности: это и вдох в
позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц
брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого
предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч
и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать
быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.
В момент вдоха
организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте,
человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для
здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода,
возникает легкое головокружение. Постепенно организм привыкает, и голова
больше не кружится. Также очень часто использую упражнения дыхательной
гимнастики
А.С.
Стрельниковой
(«Насос»,
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы» и т.д.)
Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они
укрепляют и оздоравливают не только систему дыхания, но и весь организм в
целом.
Однако следует учесть и противопоказания, нельзя играть на
духовых инструментах людям с патологией легких.
При игре на духовых музыкальных инструментах часто используется
такой термин как исполнительское дыхание.
Особенности исполнительского дыхания начинающего саксофониста
заключается
в
следующем:
исполнительское
дыхание
существенно
отличается от обычного и является одним из главных средств музыкальной
выразительности. Если обычное дыхание совершается почти непроизвольно,
через равные промежутки времени и взрослый человек в состоянии покоя
осуществляет 16–18 дыхательных циклов в минуту, то в исполнительском
дыхании обе дыхательные фазы целиком зависят от характера и динамики
музыкальной фразы. Используя при обычном спокойном дыхании не всю
емкость легких (она составляет примерно 4000–5000 мл), а всего лишь 500
мл,
играющий
на
саксофоне
должен
иногда
доводить
дыхательные
изменения в легких до максимальных размеров, а значит, увеличивать объем
нагрузки на дыхательную мускулатуру. Еще одно отличие состоит в том, что
если при обычном дыхании мы дышим преимущественно носом, то в
моменты игры на саксофоне порой необходим быстрый энергичный вдох
(производится он преимущественно через рот при незначительном участии
носа) и активный разнообразный выдох. В зависимости от характера музыки,
построения фразы, требуемой нюансировки исполнительский выдох может
быть то равномерным, то ускоряемым, то замедляемым.
Для большей наглядности восприятия принципа взаимодействия
диафрагмы с мышцами брюшного пресса приведу рекомендацию Д.
Рейнхардта, который предлагает проделать следующее: «Представьте себе
тюбик с пастой. Когда вы начинаете использовать его, то разумное чувство
подсказывает вам не сжимать тюбик в центре, а только снизу, так, чтобы все
его содержимое продвинулось в отверстие. Если же вы сожмете тюбик
посредине,
то
одна
половина
содержимого
продвинется
в
верхнем
направлении, а другая - в нижнем, в результате чего паста может пойти с
ненужного вам конца».
Овладение
навыком
дыхания
достигается
систематической
тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка
производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.
Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных
навыков,
укрепляет
органы
дыхания,
совершенствует
управление
дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ
тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, т.к. он содействует
общей жизнедеятельности организма.
Во время занятий показываю учащемуся, как делать дыхательные
упражнения. Например:
- медленно, через нос произвести глубокий вдох, так, чтобы ребра
раздвинулись, а грудь приподнялась; перед выдохом задержать воздух в
легких, а затем с помощью мышц брюшного пресса и грудной клетки быстро
выдохнуть
через
губную
щель,
освободив
легкие
от
воздуха.
- сделать вдох быстро, глубоко и после небольшой остановки медленно
выдохнуть.
- после спокойного, полного вдоха сделать сильный толчкообразный выдох
небольшими порциями воздуха; каждый выдох сопровождается энергичным
сокращением дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не
освободятся от воздуха.
Еще один из способов тренировки заключается в игре специальных
упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного
аппарата, поскольку в процессе игры естественно развивается сила, гибкость
и
координация
дыхательных
мышц
в
контакте
с
элементами
исполнительского аппарата – губами, языком, внутриротовой полостью. Этот
вид тренировки состоит из игры продолжительных звуков без определенной
длительности, но с различными динамическими оттенками (p, pp, f, ff,
crescendo, diminuendo) и должен включаться в ежедневные занятия на
саксофоне.
Умение извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из
технических навыков, играющий главную роль в творческом процессе
реального звучания музыки. Это то что касается исполнительского дыхания.
Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является
работа души музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное
искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И
переживать
это
заново
с
каждым
следующим
исполнением.
Для
формирования всесторонне развитой личности ребенка необходима работа
по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления
физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.
Чтобы
стать
музыкантом
профессионалом
одних
природных
данных
недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье.
Стремление
к
цели,
увлеченность
занятиями,
стремление
к
успеху
мобилизует, скрытые ресурсы организма, делает жизнь интересной.
Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными
заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку
детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают
удовлетворение,
скажем
от
«покорения
вершины»,
таким
образом,
укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах,
прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это
уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.
Таким образом, музыкальное образование может способствовать не
только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая
самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на духовых
инструментах может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к
здоровью вашего ребенка.