Напоминание

Применение здоровьезберегающих технологий при обучении игре на духовых инструментах


Автор: Топчу Владимир Гаврилович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьезберегающих технологий при обучении игре на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Топчу В.Г.,

педагог дополнительного образования

Применение здоровьесберегающих технологий

при обучении игре на духовых инструментах

В наши дни проблема здоровья и его сохранения является одной из

самых актуальных. Здоровье является основой благополучия любого

человека, так как только здоровый человек может быть успешным в жизни,

быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни

предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим

сильно возросло внимание и к здоровью детей.

У многих детей школьного возраста имеются различные отклонения в

состоянии здоровья: ослабление опорно-двигательного аппарата, зрения,

различные неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так

как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Именно данные

обстоятельства

побуждают

нас

заниматься

изучением

проблемы

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

музыкальном

образовании детей школьного возраста.

Здоровьесберегающие

технологии

в

музыкальном

образовании

наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на

здоровье детей. Главным их признаком является использование психолого-

педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих

проблем. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей, как

во время непосредственной образовательной музыкальной деятельности, так

и в свободное время.

Духовые инструменты – инструменты универсальных возможностей.

Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в

коллективах авангардных направлений современной музыки.

Если обратиться к истории, то в 80-х годах XX

века духовиков

начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у

детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В это же

время появилась и повсеместно распространилась блокфлейта.

Вот и у нас в Центре детского творчества в составе эстрадно –

духового ансамбля в работе с детьми использую блокфлейту, флейту и

саксофон.

За последние годы возросло число юных исполнителей, ребят

занимающихся на блокфлейте.

Блокфлейта - легкий и очень доступный

духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего

возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый

духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость

звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика

может стать и минусом. И опять встает ребром вопрос о правильности

формирования

грудо-брюшного

дыхания,

безопасного

для

здоровья

исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных

способов постановки дыхания применяю в своей деятельности: это и вдох в

позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц

брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого

предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч

и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать

быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

В момент вдоха

организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте,

человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для

здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода,

возникает легкое головокружение. Постепенно организм привыкает, и голова

больше не кружится. Также очень часто использую упражнения дыхательной

гимнастики

А.С.

Стрельниковой

(«Насос»,

«Ладошки»,

«Погончики»,

«Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы» и т.д.)

Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они

укрепляют и оздоравливают не только систему дыхания, но и весь организм в

целом.

Однако следует учесть и противопоказания, нельзя играть на

духовых инструментах людям с патологией легких.

При игре на духовых музыкальных инструментах часто используется

такой термин как исполнительское дыхание.

Особенности исполнительского дыхания начинающего саксофониста

заключается

в

следующем:

исполнительское

дыхание

существенно

отличается от обычного и является одним из главных средств музыкальной

выразительности. Если обычное дыхание совершается почти непроизвольно,

через равные промежутки времени и взрослый человек в состоянии покоя

осуществляет 16–18 дыхательных циклов в минуту, то в исполнительском

дыхании обе дыхательные фазы целиком зависят от характера и динамики

музыкальной фразы. Используя при обычном спокойном дыхании не всю

емкость легких (она составляет примерно 4000–5000 мл), а всего лишь 500

мл,

играющий

на

саксофоне

должен

иногда

доводить

дыхательные

изменения в легких до максимальных размеров, а значит, увеличивать объем

нагрузки на дыхательную мускулатуру. Еще одно отличие состоит в том, что

если при обычном дыхании мы дышим преимущественно носом, то в

моменты игры на саксофоне порой необходим быстрый энергичный вдох

(производится он преимущественно через рот при незначительном участии

носа) и активный разнообразный выдох. В зависимости от характера музыки,

построения фразы, требуемой нюансировки исполнительский выдох может

быть то равномерным, то ускоряемым, то замедляемым.

Для большей наглядности восприятия принципа взаимодействия

диафрагмы с мышцами брюшного пресса приведу рекомендацию Д.

Рейнхардта, который предлагает проделать следующее: «Представьте себе

тюбик с пастой. Когда вы начинаете использовать его, то разумное чувство

подсказывает вам не сжимать тюбик в центре, а только снизу, так, чтобы все

его содержимое продвинулось в отверстие. Если же вы сожмете тюбик

посредине,

то

одна

половина

содержимого

продвинется

в

верхнем

направлении, а другая - в нижнем, в результате чего паста может пойти с

ненужного вам конца».

Овладение

навыком

дыхания

достигается

систематической

тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка

производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.

Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных

навыков,

укрепляет

органы

дыхания,

совершенствует

управление

дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ

тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, т.к. он содействует

общей жизнедеятельности организма.

Во время занятий показываю учащемуся, как делать дыхательные

упражнения. Например:

- медленно, через нос произвести глубокий вдох, так, чтобы ребра

раздвинулись, а грудь приподнялась; перед выдохом задержать воздух в

легких, а затем с помощью мышц брюшного пресса и грудной клетки быстро

выдохнуть

через

губную

щель,

освободив

легкие

от

воздуха.

- сделать вдох быстро, глубоко и после небольшой остановки медленно

выдохнуть.

- после спокойного, полного вдоха сделать сильный толчкообразный выдох

небольшими порциями воздуха; каждый выдох сопровождается энергичным

сокращением дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не

освободятся от воздуха.

Еще один из способов тренировки заключается в игре специальных

упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного

аппарата, поскольку в процессе игры естественно развивается сила, гибкость

и

координация

дыхательных

мышц

в

контакте

с

элементами

исполнительского аппарата – губами, языком, внутриротовой полостью. Этот

вид тренировки состоит из игры продолжительных звуков без определенной

длительности, но с различными динамическими оттенками (p, pp, f, ff,

crescendo, diminuendo) и должен включаться в ежедневные занятия на

саксофоне.

Умение извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из

технических навыков, играющий главную роль в творческом процессе

реального звучания музыки. Это то что касается исполнительского дыхания.

Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является

работа души музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное

искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И

переживать

это

заново

с

каждым

следующим

исполнением.

Для

формирования всесторонне развитой личности ребенка необходима работа

по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления

физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

Чтобы

стать

музыкантом

профессионалом

одних

природных

данных

недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье.

Стремление

к

цели,

увлеченность

занятиями,

стремление

к

успеху

мобилизует, скрытые ресурсы организма, делает жизнь интересной.

Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными

заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку

детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают

удовлетворение,

скажем

от

«покорения

вершины»,

таким

образом,

укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах,

прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это

уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не

только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая

самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на духовых

инструментах может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к

здоровью вашего ребенка.



В раздел образования