Автор: Афанасьева Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ № 12 им полного кавалера ордена Славы В.Д.Преснова
Населённый пункт: г.о.Домодедово, село Домодедово
Наименование материала: Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: статья
Раздел: начальное образование
Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного
образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.
И от того, как она будет сформирована, насколько интересно будет ребенку познавать новое,
насколько комфортными будут условия учения, необходимые для развития самостоятельности,
способности проявить себя, зависит не только успешность обучения в основной и старшей
школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Приоритетной целью современного российского образования становится формирование и
развитие способностей ученика самостоятельно ставить перед собой учебную проблему,
формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный
результат.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. Урок
направлен на формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к
предмету и является средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Современный урок – это атмосфера поиска, это особый эмоциональный настрой урока, это
чувство веры в свои силы и способности, живущая в каждом ученике. В подготовке и
проведении современного урока обязательно участвуют дети.
К современному уроку предъявляются определённые требования: урок должен быть проблемным
и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и
поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Он включает в себя компоненты
содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт;
личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования
компетенций ребенка; практический, деятельностный подход; использование образовательных
технологий
Структура современных уроков должна быть динамичной. Очень важно, чтобы учитель
поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его
деятельности по отношению к своей собственной.
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
*мобилизация;
*самоопределение к деятельности; осознание недостаточности имеющихся;
*коммуникации;
*взаимопроверка, взаимоконтроль;
*рефлексия
При подготовке к уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с
учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему
может состоять из шести этапов.
Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на
уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету
исследования и т.п..
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно,
возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко
представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в
дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию
необходимо
хорошо
продумать
и
подвести
к
тому,
чтобы
ученики
самостоятельно
сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При
подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия»,
чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует
спланировать применение разных приемов.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики
смогут прийти сами;
во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для
решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки
нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.
в – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно
предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает
цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых
запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий
диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа.
Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный
опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по
мере открытия учениками нового знания или его элементов. В
идеале – каждый элемент
опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как
же мы решили проблему?»
Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания
должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую
деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они
могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и
обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и
выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Ученик должен стать
живым участником образовательного процесса. Нельзя допускать, чтобы дети оставались
незамеченными в течение урока
Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко
встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и
идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь
направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок
сами.
Новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-
воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей
образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего
его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут
существовать.