Автор: Эльза Николаевна Башкатова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 85
Населённый пункт: чита
Наименование материала: Конспект "Речевое развитие" составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
Тема: "Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ОД В в подготовительной группе по образовательной области «Речевое
развитие» составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Башкатова Эльза Николаевна,
воспитатель МБДОУ №85
Цели: формирование умения составлять связный последовательный рассказ, по картине
«Зимние забавы», на занятии по развитию речи.
Задачи: учить детей составлять рассказ по картине, с использованием мнемотаблицы.
Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения. Развивать умение
связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль. Активизировать словарь по теме
«Зима». Развивать умение детей подбирать прилагательное к заданному слову.
Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и побуждать к самостоятельному
рассказу. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать сообща.
Продолжать развивать навык свободного спокойного общения с взрослыми и
сверстниками.
Планируемые результаты: рассуждают, высказывают свою точку зрения, активно
отвечают на вопросы; доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во
время игры.
Материалы и оборудование: картинки с изображением детей на прогулке зимой,
интерактивная доска, снежинка, письмо с секретом, сюжетная картина, мнемотаблица.
Словарная работа: вьюга, жизнерадостное, приметы о зиме.
Предварительная работа: чтение произведений о зиме; игры «Подбери признаки»,
«Подбери слова-действия», «Подбери родственные слова».
ХОД ОД.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень.
Шлём привет мы всем вокруг,
Ты мой друг и я твой друг!
Шлём привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души”
(получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре,
пять – вот и встретились опять!
Слышится звук улюлюканье пиратов.
- Ребята, как вы думаете, что это за звуки. (Это кричат пираты)
У нас в саду побывали пираты, и посмотрите, что они оставили. Да, это же сундук! Хотите узнать,
что в нём? Давайте, посмотрим.
Открываем сундук.
- Ой, а там какие - то листочки лежат. Интересно, для чего они? ( Один листочек чистый, на
другом письмо, на третьем - маленькая картина)
Ребята, там, что - то написано. « Дорогие, ребята. Пишут вам пираты. Мы путешествуем по
теплым морям, и к нам попала необычная картина, на которой, мы не можем разобраться, что
изображено. Помогите нам, пожалуйста.»
Поможем? (Ответы детей)
А как, мы можем помочь? (ответы детей: расскажем)
А картина, то не простая. Посмотрите, часть её закрыта. Чтобы картина вся открылась, вам,
ребята, необходимо, через отверстия догадаться, что же там может быть изображено.
(Дети по открытым частям картины догадываются о том, что же там изображено)
-Как, вы думаете, какое время года на картине?
-Как вы догадались?
- Что, вы ещё видите?
(Открываем, рассматриваем)
- Что, вы видите на картине?
- А вы любите, зиму?
-Расскажите, как вы играете зимой на улице?
(Ответы детей)
-Зима, чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на
улице интересно. Можно кататься на санках, на лыжах и коньках, можно играть в снежки и
строить крепость их снега. Про это время года написаны и книги, и картины.
-Ребята, скажите, пожалуйста, как же мы будем рассматривать со всеми такую маленькую
картину?
-Наверное, придется прибегнуть к волшебству? Вы знаете волшебные заклинания?
Давайте закроем глаза, возьмемся за руки и произнесем магическое заклинание 3 раза.
Во время произнесения волшебных слов, воспитатель меняет маленькое изображение на
большую сюжетную картину, которая выводится на экран интерактивной доски.
-Давайте рассмотрим картину. (Дети садятся полукругом на стульчики).
Воспитатель предлагает детям дать название картине.
- Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. Одновременно на доске воспитатель
вывешивает картинки - схемы.
-Какое время года наступило, и какое время суток изобразил художник? (На доске
выставляется календарь и снежинка на нем)
-Какой выдался день? (Выставляется солнышко и снежинка (ясный, морозный, снежный))
-Какие стоят кусты? А деревья? А дома? (Выставляется куст, дерево, дом со снежинками)
-Кто вышел на улицу в ясный зимний день? (Выставляется схематично взрослый и
ребенок)
-Где живут эти дети?
-Они ходят в школу или в садик?
-Ребята, скажите, какую одежду одели дети?
-Каких птиц вы видите на картине?
-А каких животных?
- Что они делают?
-У собаки есть хозяин или она бездомная?
Воспитатель обращает внимание на пруд.
-Что с ним произошло? (пруд превратился в зеркальный каток)
-Чем дети заняты на улице? (Выставляется фигура ребенка, санки, лыжи, коньки,
снеговик, снежки).
Какое настроение у взрослых и детей? (Выставляется улыбка).
Воспитатель предлагает рассмотреть дома на картине и обратить внимание на дым из
трубы:
Работа со словарем:
(-Если дым поднимается из труб столбом вверх, то ожидается мороз.
- Дым отклоняется в сторону при отсутствии ветра – ожидается снегопад.
- Дым из труб отклоняется вниз и расстилается по земле – следует ожидать в ближайшее
время оттепель.)
-Молодцы ребята про все рассказали. А теперь попробуйте составить рассказ! (Один
ребенок составляет рассказ, опираясь на схему)
А теперь послушайте, как бы я составила рассказ. (Воспитатель предлагает свой вариант
рассказа)
«В зимний, солнечный день!»
Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Пруд превратился в скользкий,
зеркальный каток. Все надели теплую одежду, и вышли на прогулку. Дети катаются на
санках, на коньках, лепят снеговика.
Сколько радости и смеха! Всем нравится гулять зимой. Особенно в хороший, зимний
день.»
Ребята, давайте, немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все на землю улеглись
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
А теперь разомнём наши ноги и руки.
Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять. (шагаем на месте)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (лепим комок двумя руками)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (размахиваем руками из стороны в сторону)
А еще в снегу валялись. (кружимся вокруг себя, изображая «ангела» на снегу)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки и тело)
Съели суп и спать пошли. (выполняем движения воображаемой ложкой, а затем кладем
ручку под щечку)
Дети садятся на стульчики.
-Ой, ребята, от нашей прогулки на мне осталась снежинка, Она не хочет таять! Наверно ей
хочется, чтобы вы сказали о ней красивые слова. Какая она?
(Предположительные ответы детей: пушистая, холодная, блестящая, маленькая, красивая.)
-Ребята, мы рассмотрели картину, послушали рассказ, а теперь кто хочет рассказать
рассказ по этой схеме?
Дети рассказывают. ( 2 ребёнка)
Дети встают в круг.
Наши глазки устали и нужно отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все на землю улеглись
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Для индивидуальной работы, воспитатель предлагает игру со снежинкой.
Кому воспитатель даст в руки снежинку, тот и отвечает.
После рассказа по схеме, воспитатель сообщает, что снежинке понравилось играть с
детьми. И она предлагает поиграть еще в одну игру
Игра «Доскажи словечко»
-Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые... (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается... (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка... (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
- Давайте, перечислим слова, которые вы назвали.
3.Рефлексия
- Что же нового вы для себя узнали?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Мы помогли пиратам?
- Что для этого мы сделали?
- В чём была трудность?
- Что было легко?
- Нужно отправить пиратам ответ. Но, как же это сделать? Наш волшебный компьютер
записал все ваши рассказы. Посмотрите, вот такое письмо у нас с вами получилось. И
теперь, мы можем отправить его в ответ. Скрутим его, свяжем ленточкой и положим в
сундук. А пираты вернуться, и прочитают его.
-Сегодня мы с вами учились рассказывать по схеме и у вас не плохо это получилось. Вы
молодцы.
Ребята, снежинка, с которой мы играли, говорит мне, что к вам прилетели её подружки.
Это снежинки настроения. Выберите себе любую снежинку, которая покажет, какое у вас
сейчас настроение и все ли вам понравилось.
Дети прощаются с гостями и под музыку уходят из зала.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все на землю улеглись
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все на землю улеглись
Глазки закрываем, глазки отдыхают.