Автор: Хабибуллина Лилия Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1360
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка к школе детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Вопрос включения ребенка с расстройствами аутистического спектра
(РАС) в образовательную деятельность, образовательную среду является
достаточно сложным. В современной педагогике данному вопросу отводится
особое место. В первую очередь, дети с РАС сталкиваются с трудностями
адаптации в новых условиях. Соответственно, возникает необходимость
создания
специальным
образом
организованной
среды,
учитывающей
особенности воспитанников с РАС, что позволило бы эффективно обучать их,
включать в новые коммуникативные и социальные условия. В первую очередь,
важным
условием
становится
организация
комплексного
психолого-
педагогического сопровождения таких детей на протяжении всего периода
подготовки к обучению в школе [2].
Вопросы готовности к обучению в школе в своих исследованиях
рассматривают такие психологи как М.М. Бeзруких, Л.А. Вeнгeр, А.В.
Зaпoрoжeц, Е.Е. Крaвцoвa, Г.Г. Кравцов, В.Я. Леонтьева, В.С. Мухина, Л.М.
Фридман, Л.И. Шевченко, Д.Б. Эльконин и др. данные исследователи
предлагают следующее определение понятия «готовность к обучению в
школе»: это специфическое состояние, которое проявляется как высокая
степень
готовности
к
учебным
(познавательным)
действиям
и
сопровождающееся адекватной формой психической напряженности.
В первую очередь, готовность ребенка к обучению в школе связывают с
определенным
уровнем
зрелости
его
нервной
системы,
особенностями
формирования его личности, спецификой протекания познавательных и
психических процессов и др. В качестве основных компонентов готовности
ребенка к обучению в школе можно выделить следующие:
1.
Мотивационная готовность, которая предполагает, что ребенок
стремится к новой социальной позиции школьника, проявляет интерес к
учебной деятельности.
2.
Личностная готовность.
3.
Физическая
готовность,
которая
предполагает
определенный
уровень развития физических качеств: общей выносливости, двигательных
навыков, физической и интеллектуальной работоспособности.
4.
Интеллектуальная готовность, которая предполагает определенную
степень сформированности познавательных процессов (внимания, памяти,
воображения, всех форм мышления, в том числе словесно-логического).
5.
Речевая и коммуникативная готовность, которая предполагает
определенный уровень сформированности речевых и коммуникативных умений
[4].
Анализ исследований готовности ребенка с РАС к школьному обучению
позволяет выделить ряд особенностей и проблем. При том, что внешне у
ребенка с РАС необходимые знания и навыки могут быть развиты на высоком
уровне, например, он бегло читает, считает, при более близком рассмотрении
оказывается, что читает и считает ребенок механически. Он не понимает
смысла прочитанного текста, не может ответить на простые вопросы по
содержанию, не понимает условий предлагаемых задач. Также зачастую
ребенка трудно организовать на решение простых задач, в связи с чем процесс
обучения становится непродуктивным.
Следует отметить также, что у детей с РАС фиксируются серьезные
нарушения сенсорной интеграции. У ребенка отсутствует деление входящей
сенсорной информации на существенную и несущественную. Нервная система
обрабатывает всю информацию, что становится причиной «информационной
перегрузки». Это не позволяет ребенку с РАС сформировать адекватную
целостную картину мира, что, в свою очередь, приводит к искажению смысла
развертывающихся вокруг ребенка событий.
В целом специалисты выделяют типичную для РАС триаду нарушений:
нарушение
социального
взаимодействия,
коммуникативной
сферы
и
ригидность
мышления.
Эти
особенности
необходимо
учитывать
при
организации процесса подготовки воспитанников с РАС к обучению в школе
[1].
Для эффективной подготовки детей с РАС к школе необходимо создание
специальных условий. Основная цель подобных условий: сохранение и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Также следует
отметить, что условия должны быть комфортными для всех участников
образовательного
процесса.
Специалистам
должно
быть
комфортно
разворачивать и осуществлять эффективную учебную деятельность, детям
должно быть комфортно обучаться и развиваться в данных условиях, а
родителям
должно
быть
комфортно
наблюдать
и
участвовать
в
образовательном процессе [3].
Создание специальных условий подготовки к школе детей с РАС должны
основываться на специальных образовательных потребностях этих детей, а
именно:
- им необходим этап индивидуальной подготовки перед включением их в
групповые формы работы;
- у детей уже должна быть практика и некоторые навыки взаимодействия
с детьми и участия во фронтальных формах деятельности;
- детям требуется индивидуальных подход в процессе включения в
ситуацию обучения и на протяжении непосредственно обучения;
- упорядоченная пространственно-временная структура и выработка форм
адекватного образовательного поведения ребенка, посредством постоянной
помощи ребенку;
-
индивидуальные
занятия
с
логопедом,
педагогом-психологом,
дефектологом, тьютором в зависимости от особенностей ребенка [1].
Важным условием эффективной подготовки ребенка с РАС к школе
является
также
использование
специальных
методик
формирования
необходимых учебных навыков, учитывающих их особенности. Например, для
формирования навыков письма и чтения следует применять специальный
алгоритм работы, который даст возможность сформировать осмысленное, не
механическое освоение обучающимся необходимой информации и навыков.
Также следует особое внимание уделить развитию умения самостоятельного
планирования и развёртывания собственных действий в речи у аутичных детей
[5].
Еще одним важным условием эффективной работы с детьми с РАС, в том
числе с точки зрения их эффективной подготовки к школе является активное
включение родителей в работу, в образовательный процесс и коррекционную
деятельность.
Главными задачами такого включения являются: повышение внимания к
проблемам ребенка и формирование понимания происходящего, снижение
внутреннего напряжения в связи с диагнозом ребёнка, формирование у них
адекватных
представлений
о
потенциальных
возможностях
ребёнка
и
оптимизации их педагогического потенциала [4].
Таким образом, процесс формирования у ребенка с РАС готовности к
обучению в школе требует учета ряда факторов: понимание особенностей
развития и проблем детей с РАС, формирование специальных условий и
психолого-педагогической среды для обучения детей, включение в работу всего
комплекса специалистов, которые необходимы для преодоления проблем детей
с РАС, а также родителей.
Литература:
1.
Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович
О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами
аутистического спектра: Методическое пособие / М.С. Гончаренко, Н.Г.
Манелис, М.Л. Семенович, О.В. Стальмахович; под общей ред. Хаустова А.В.,
Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 177 с.
2.
Никольская О.С. Воспитание и обучение ребенка с аутизмом. М.,
2007. 225 с.
3.
Организация специальных условий для детей с расстройством
аутического спектра при подготовке к школе / О. А. Камнева, Г. П. Джамелова,
И. В. Ковалева, Ю. В. Правдина // Казанский педагогический журнал. – 2018. –
№ 4(129). – С. 185-189.
4.
Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной
деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое
пособие / Руководитель авторского коллектива: Козорез А.И. – М.: АНО
Ресурсный класс, 2015. - 360 с.
5.
Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными
детьми: педагогический поиск. М., 2010. 288 с.