Программа дополнительного образования по парной гимнастике для дошкольников и их родителей
Автор: Симонова Ирина Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 397" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Программа парной гимнастики Тема: Программа дополнительного образования по парной гимнастике для дошкольников и их родителей Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми
Программа дополнительного образования по парной
гимнастике для дошкольников и их родителей
Автор программы:
Симонова Ирина Станиславовна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР -
детский сад № 397», г. Перми
Пермь 2016
Организуя занятия с детьми «Парной гимнастикой»,
надо постараться отыскать такого же ребенка в себе,
вспомнить теплый и ласковый мир своего детства,
родные и любимые мамины, папины руки и тогда
мы окунемся в атмосферу счастья, подарим
себе
и
детям
новые
впечатления
от
физической
культуры, радость и здоровье.
Пояснительная записка
Важнейшей
задачей
современной
семьи
и
дошкольного
учреждения
является
воспитание
здорового
ребенка,
способного
проявлять
самостоятельность,
творчески
мыслящего, уверенного в своих силах.
П.Ф.Лесгафт,
в
свое
время,
предвосхитил
путь
решения
этой
актуальной
жизненной проблемы. Воспитывать осознанную самостоятельность необходимо с 3-х лет
и до 5-го года жизни.
К сожалению, современная социальная ситуация не позволяет семье воспитывать
ребенка в домашних условиях, да и не у каждой молодой семьи имеются отдельные
квартиры, возможность быть с ребенком дома. Поэтому ребенок с 2-3 лет идет в детский
сад, который призван помочь семье в воспитании ребенка.
Многочисленные
исследования
показали,
что
атмосфера
уровня
общения,
складывающего в семье, отношения воспитывающих взрослых к своим детям, зависит
эмоциональное
благополучие
последних,
уровень
развития,
уровень
духовного
и
физического развития, здоровье детей.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда
актуальна:
по
данным
исследований
ученых,
удельный
вес
здоровых
детей
в
образовательных учреждениях составляет 25-30% детей, а число часто болеющих детей
первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25%, т.е. каждый четвертый-пятый
ребенок. Отмечается увеличение количество детей дошкольного возраста с различными
отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением
сопротивляемости организма вредным факторам природы.
Эта
проблема
не
может
не
волновать
и
нас,
педагогов
ДОУ,
ежедневно
осуществляющих
оздоровительно
–
образовательный
-
воспитательный
процесс.
На
протяжении нескольких лет в ДОУ осуществляется мониторинг уровня заболеваемости
детей.
Анализируя
противоречивость
явления,
возможно
найти
пути,
которые
будут
способствовать оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогических
знаний, обучению способам взаимодействия со своим ребенком, помогут воспитателям
овладеть способами общения с родителями, приемами активизации родителей, выбрать
единый индивидуальный подход к детям, наконец гармонизировать отношения детей,
родителей и воспитателей как субъектов общения и деятельности.
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность
его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса
на
всех
последующих
этапах
развития.
Актуальность
проблемы
обеспечения
направленности
воспитательно-образовательного
процесса
в
образовательном
учреждении
на
осуществление
здоровьесбережения
воспитанников,
обусловлена
политикой государства и утверждена в основополагающих документах: Закон РФ «Об
образовании»;
Национальная
образовательная
инициатива
"Наша
новая
школа",
утвержденная
Президентом
Российской
Федерации
04
февраля
2010
г. ;
Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. развития
образования города Москвы «Столичное образование» и др.
Однако, особую группу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей,
составляют
именно
педагогические:
это
авторитаризм,
недостаток
двигательной
деятельности
детей
дошкольного
возраста;
несоблюдение
элементарных
физиолого-
гигиенических
требований
к
организации
образовательного
процесса
и
предметно-
развивающей среды,
недостаточная компетентность родителей и педагогов в вопросах
развития и сохранения здоровья детей, введение в образовательный процесс дошкольного
учреждения
школьных
форм
обучения,
что
адекватно
социальному
заказу
школы
и
родителей,
недостаточное
внимание
к
проблемам
эмоционального
развития
детей,
вытеснение игры как основного вида деятельности и развития личности дошкольника,
Следствием этого являются проблемы психофизиологического развития: ухудшение
качества
познавательных
процессов,
снижение
уровня
концентрации
внимания
и
запоминания, недоразвитие речи, трудности в умении контролировать свое поведение, что
в итоге мешает полноценной подготовке детей к школьному обучению.
Многочисленные
исследования
показывают,
что
от
атмосферы
общения,
складывающейся в семье, от отношения воспитывающих взрослых к своим детям зависит
эмоциональное благополучие последних, уровень их духовного и физического развития,
здоровья.
С другой стороны, на практике оказалось, что далеко не все задачи воспитания и
развития можно решить в семье, особенно сложно осуществлять когнитивное развитие,
эффективное воспитание, формировать умение общаться со сверстниками, учить способам
детской деятельности. Многие родители не знают индивидуальных особенностей своего
ребенка,
особенностей
его
психофизического
развития,
некомпетентны
в
вопросах
педагогики,
у
них
отсутствует
педагогическая
наблюдательность.
Молодые
родители
восприимчивы к влиянию педагогов детского сада, менее консервативны в установках на
воспитание, чем люди более старшие, их легче переориентировать, но у молодых супругов
наблюдается недостаток необходимой педагогической культуры. Воспитание детей часто
осуществляется
нерегулярно,
стихийно.
В
исследовании
О.
Л.
Зверевой
отмечены
причины педагогических неудач молодых родителей: неподготовленность родителей к
воспитанию детей, различие в установках на воспитание. Эти причины сказываются на
эмоциональном климате в семье, у родителей не хватает терпения, такта, выдержки,
отсутствует время для общения со своим ребенком, мал жизненный опыт, недостает
знаний
о
способах
обучения
ребенка
различным
видам
деятельности
и
культурным
традициям.
Необходимо найти пути, которые будут способствовать оказанию реальной помощи
родителям
в
повышении
их
педагогических
знаний,
обучению
их
способам
взаимодействия со своим ребенком, выработке родительской позиции; с другой стороны,
они
помогут
воспитателям
овладеть
способами
общения
с
родителями,
приемами
активизации родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям, наконец,
гармонизировать отношения детей, родителей и воспитателей как субъектов общения и
деятельности.
Воспитание ребенка как здоровой и физически развитой личности будет успешно в
случае,
когда
фундаментом
является
совместная
детско-родительская
физкультурно-
оздоровительная деятельность, организованная на базе дошкольного образовательного
учреждения, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное
желание детей быть здоровыми.
Анализ
научно-методической
литературы
позволил
сделать
вывод
о
том,
что
имеются
немногочисленные
исследования,
посвященные
организации
совместной
двигательной
деятельности
воспитывающих
взрослых
и
детей
(Л.Н.Пустынниковой,
Я.Бердыховой, Ю.Хямялайнен, В.Н.Позднякова и др.). Я остановилась на идее чешской
«парной
гимнастики».
Выбранная
мной
форма
может
быть
использована
наряду
с
нетрадиционными формами работы в ДОУ с семьей по физическому воспитанию.
Программа
направлена
на
предупреждение
и
коррекцию
наиболее
типичных
ошибок
в
физическом
воспитании
детей,
обучение
воспитывающих
родителей
демократическому
типу
общения,
приобщению
семей
к
здоровому
образу
жизни.
Программа основывается на культурных традициях Пермского края.
Разработанная
система
физического
воспитания,
органично
входит
в
жизнь
детского
сада,
не
заорганизовала
детей,
сотрудников,
родителей,
решает
вопросы
психологического
благополучия,
нравственного
воспитания,
имеет
связь
с
другими
видами
деятельности,
тем
самым
создает
условия
для
успешного
развития
детей
в
дошкольном возрасте и периоде их подготовки к школьному обучению. В программе
рассмотрена
идея
создания
и
функционирования
модели
здоровье
сберегающей
технологии
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
и
семей
воспитанников в форме работы семейного клуба «Будь здоров».
Система предусматривает формирование потребности заботы о своем здоровье,
занятий физкультурой и спортом через организацию Семейного
клуба «Будь здоров»,
внедрение инновационных подходов к организации здоровье сберегающих технологий.
Клуб объединяет детей, их родителей и педагогов. В клубе каждый его член, будь-то
ребенок или взрослый, может научиться сам, быть здоровым и научить другого.
Кроме того, занятия парной гимнастики в клубе становятся общим объединяющим
делом
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения.
Мероприятия
в
клубе
выстроены по блокам, что позволяет включиться в его реализацию педагогам и родителям
на любой стадии его осуществления.
Работа клуба рассчитана на учебный год, занятия проводятся 1 раз в месяц в
физкультурном зале, продолжительность встречи зависит от возраста детей: В младших
группах – 20-25 минут, в средней – 25-30 минут, для старших – 30-35 минут. В занятии
могут принимать участие все дети из одной группы детского сада и взрослые (мама, папа,
бабушки, дедушки, старшие братья и сестры и воспитатели этой группы), оптимальное
количество участников – 6-8 семей.
Программа рассчитана на семь месяцев: с сентября по май.
Цель:
Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах
здоровьеформирования
и
здоровьесбережения
через
организацию
совместной
двигательной деятельности взрослого и ребенка.
Задачи:
1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь
поступающих детей к сотрудничеству с детским садом.
2.
Оказывать
квалифицированную
консультационную
и
практическую
помощь
родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать
их уверенность в собственных педагогических возможностях.
5.
Способствовать
формированию
у
родителей
потребности
в
частом
индивидуальном общении с детьми.
В основу программы положены теоретические положения о единстве сознания и
деятельности, концепции обеспечения развития и здоровья детей (И.М. Сеченова, П.Ф.
Лесгафта, Э.С.Бауэра, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
С.Л.
Рубинштейна),
о
закономерностях
организации
жизнедеятельности
при
формировании
организма
и
личности
в
социальной
и
природной
среде.
Здоровье
и
развитие
ребенка
рассматривается,
как
результат
взаимодействия
двух
программ
-
генетической и социальной. При этом двигательная активность при выполнении парной
гимнастики
ребенком
и
взрослым
является
системообразующим
фактором
связи
индивидуальных, генетических особенностей ребенка и социальной среды (физической
двигательной культуры).
Основой клуба являются совместные физкультурно-оздоровительные занятия, на
которых взрослый имеет возможность общаться со своим и чужим ребенком, другими
родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Занятия детей совместно с
родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и
скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. В связи с тесной
взаимозависимостью
физического
и
умственного
развития
ребенка
активизация
двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития.
Программа
является долгосрочной, рассчитана на четыре года.
Мероприятия,
выстроены по блокам, что позволяет включиться в его реализацию педагогам и родителям
на любой стадии его осуществления. Программа является низко-бюджетной, так как для
её
воплощения
в
жизнь
педагогическому
коллективу
не
требуется
дополнительное
приобретение какого- либо оборудования и материалов.
Для занятий необходимо иметь удобную спортивную одежду, обувь (в зале лучше
босиком).
Все
необходимое
оборудование:
гимнастические
палки,
мячи,
скакалки,
простейшие тренажерные устройства и т.д. должны быть сосредоточены в спортивном
зале и групповой комнате.
Повышению
интереса
к
совместным
физическим
упражнениям
будет
способствовать
дидактический
материал
по
темам
занятий:
фотографии
семейных
спортивных уголков, альбомы совместных путешествий и другое.
Выполнение совместных гимнастических упражнений
на снарядах под музыку
способствует эмоциональный настрой.
После парных гимнастических занятий необходимым условием является свободная
дискуссия родителей, детей и воспитателей за чашкой чая с настоем из лекарственных
трав и любимой шанежкой.
Работа клуба « Будь здоров» отвечает следующим принципам:
Добровольности. Педагогу
необходимо
сформировать
потребность,
вызвать
желание у родителей к совместной физкультурно - досуговой деятельности.
Принцип
содружества,
состязания
и
игры. В
деятельности
нашего
клуба
используются различные эстафеты, соревнования, конкурсы с участием детей, педагогов и
взрослых.
Научности. Принцип
научности
предполагает
знакомство
дошкольников
с
совокупностью элементарных знаний в области здорового образа жизни.
Современности. Современный рынок предлагает огромный спектр новых услуг.
Хотя весь ряд программ, предлагаемый
для детей, может быть в лучшей степени
адаптирован на базе дошкольных образовательных учреждений.
Доступности. Данный принцип крайне важен и тесно сопряжен с принципом
научности.
Основой
данного
принципа
является
доступность
материала
для
детей
определенного возрастного показателя. Мы должны опираться на объекты ближайшего
окружения.
Открытости. Совместная деятельность педагогов и родителей на благо здоровья
детей бесспорно основополагающая. Но в нашем клубе мы не ограничиваемся общением
только с мамой и папой. В огромном спектре физкультурно-досуговой деятельности могут
найти совместное занятие с детьми бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Целостности. В
конечном
счете,
целью
физкультурно-оздоровительной
деятельности является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной
среде. Содержание физического развития должно способствовать также формированию у
ребенка представлений о человеке как части мира. Здоровье не личное дело каждого, а
здоровье перед своей семьей, перед нацией.
Работу клуба
«Будь здоров» целесообразно разделить
на два направления:
семейный клуб в детском саду и семейный клуб дома. В данном случае подчеркивается
важность
непрерывной
работы
над
своим
здоровьем,
чтобы
все
участники
данного
процесса не только участвовали в работе клуба, но и работали над своим здоровьем в
повседневной жизни, только тогда полученные знания и умения укрепятся в сознании как
навык, привычка, образ жизни.
Работа в клубе подразделяется на несколько периодов:
Первая часть: Диагностический период (анкетирование).
Цель –
выявить
характер
эмоциональных
отношений
родителей
и
ребенка,
уровень
заинтересованности
в
физкультурно-оздоровительном
вопросе
родителей,
уровень
физического развития детей.
Вторая часть: (теоретическая) - лекция или семинар для родителей. Иногда, по запросу
родителей,
на
заседание
клуба
приглашаются
специалисты,
не
работающие
в
ДОУ
(учителя, врачи - специалисты и т.д.)
Цель
–
Способствовать
развитию
и
совершенствованию
функциональных
систем
организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов.
Третья часть: Практическая.
Цель – Организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных занятий с
детьми и родителями.
Четвертая часть: Заключительная.
Цель – осмысление, осознание, анализ того опыта, который получили все участники: дети,
педагог и родители.
Основой клуба являются совместные физкультурно-оздоровительные занятия, на
которых взрослый имеет возможность общаться со своим и чужим ребенком, другими
родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Занятия детей совместно с
родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и
скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. В связи с тесной
взаимозависимостью
физического
и
умственного
развития
ребенка
активизация
двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития.
Постоянное наблюдение родителя за своим ребенком и осуществление страховки
позволяют
предоставлять
детям
большую
свободу
двигательной
деятельности.
Такая
свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений,
к совершенствованию жизненно важных двигательных навыков, что имеет значение не
только для физического, но и для общего развития: он становится смелее, увереннее в
своих
силах,
способен
преодолевать
страх.
Только
на
подобных
занятиях
возможно
осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому
развитию детей через взаимодействие родителя, знающего индивидуальные особенности
своего ребенка и педагога.
Совместные
занятия
детей
и
родителей
существенно
влияют
на
создание
и
поддержание благоприятного психологического климата в семье. И так как сами родители
постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные
занятия,
то
в
дальнейшем
самостоятельно
ребенок
будет
заниматься
физическими
упражнениями с удовольствием, ибо у него сформируется понятие об этой деятельности
как одобряемой его близкими и любимыми людьми.
В
совместных
физкультурно-оздоровительных
занятиях
используются:
парные
контактные физические упражнения взрослого и ребенка, подвижные игры, игровые и
танцевальные упражнения, элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Физические
упражнения
и
игры
доступны
для
совместного
выполнения
взрослым
и
ребенком; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный
контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных
отношений
родителей
и
детей;
решают
оздоровительные,
воспитательные
и
образовательные задачи.
Взаимодействие с родителями ведет к единству. Такое сотрудничество улучшает
взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к дошкольному учреждению.
Совместные
занятия
формируют
у
родителей
основы
физкультурно-
оздоровительной
грамотности,
так
как
дают
элементарные
навыки
организации
двигательной
активности
детей,
знания
о
физиологических
особенностях
детского
организма,
о
реакции
на
физическую
нагрузку
и
методах
педагогического
контроля
состояния организма.
Направления
работы
по
здоровьесбережению
в
ДОУ.
Интеграция
задач
физкультурно-оздоровительной
работы
в
различные
виды
совместной
деятельности.
Внедрение
инновационных
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-
образовательный
процесс
ГДОУ.
Разнообразие
форм
физкультурно
-
досуговой
деятельности с дошкольниками. Формирование привычки к здоровому образу жизни у
дошкольников,
педагогов
и
родителей.
Совершенствование
физических
качеств
и
обеспечение
нормального
уровня
физической
подготовленности
в
соответствии
с
возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и
способностей
детей
в
двигательной
деятельности
и
реализация
их
через
систему
спортивно-оздоровительной
работы.
Обеспечение
физического
и
психического
благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Система мониторинга.
Поскольку программа направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, то
основным показателем успешности работы данной системы будут являться:
· снижение показателя детской заболеваемости;
· повышение уровня культуры движения;
· повышение уровня физической подготовки;
· формирование у детей знаний о сохранении и укреплении своего здоровья:
· привитие стойких культурно-гигиенических навыков,
·
умение ухаживать за своим телом, знание навыков оказания элементарной помощи,
· формирование привычки ежедневных физических упражнений,
· развитие представлений о строении собственного тела,
· умение определить свои собственные ощущения.
Полученные
детьми
умения
и
навыки
сопоставляются
с
нормативными
показателями,
а
также
фиксируется
оценка
динамики
путем
проведения
тестов,
мониторингов, диагностик.
Важный показатель работы системы это
процент семей охваченных работой
семейного
клуба.
Удовлетворенность
функционированием
данного
вида
деятельности
отслеживается проведением бесед, анкетирования.
Таким
образом,
масштаб
внедрения
этой
системы
работы
может
быть
не
ограничен.
Примерная программа «Парной гимнастики»
для родителей и детей младшей группы детского сада.
Перед началом занятий необходимо выяснить отношение родителей к совместно
физкультурно-оздоровительной
деятельности,
поэтому
предлагаю
ответить
на
ряд
вопросов.
Вопросы для родителей.
1.
Ваш возраст, образований.
2.
Сколько детей в вашей семье?
3.
Какие традиции и ценности Вы будете воспитывать у ребенка?
4.
Какие функции семьи Вы ставите на первое место?
5.
Какие функции ребенка Вы ставите на первое место?
6.
Какие
условия
Вы
предполагаете
или
создали
в
семье
для
психического
и
физического развития ребенка.
7.
Каких
педагогических
умений,
знаний
у
Вас
не
хватает,
чтобы
обеспечить
разностороннее развитие ребенка, его самостоятельность и здоровье?
8.
Как Вы относитесь к идее заниматься 1 раз в месяц со своим ребенком, чтобы
одновременно решать проблемы своего педагогического образования и воспитание
своего ребенка ( под руководством педагога)
Да – почему?
Нет – почему?
9.
Ваши дополнительные предложения.
Анкета для родителей.
1.
Считаете ли Вы своего ребенка самостоятельным? Почему?
2.
Предложите
список
показателей
самостоятельности
в
двигательной
деятельности своего ребенка?
3.
Какие методы и приемы взаимодействия используйте со своим ребенком?
4.
Требуется ли Вам помощь?
Сентябрь
Тема 1: Удивительный мир детства».
Цель: Познакомить родителей с основными особенностями развития ребенка 3-4 лет,
показать общие условия полноценного физического и психического развития малыша,
важность эмоционального благополучия, развития активности.
1 часть (без детей)
Тема: « Я должен», над « Я хочу»
Обсуждение обследования детей по паспортам здоровья, анкетам.
Задание родителям: оформить «Валеологический дневник»
2 часть: Выполнение парных физических упражнений.
«Великан и Карлик»
«Куколка»
«Маленький самолетик»
«На коне»
Подвижная игра «Лохматый пес»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав (приготовленного одной семьей) и анализ того
опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.
Октябрь
Тема 2: «Как помочь малышу пережить разлуку с мамой?»
Цель: Познакомить родителей с причиной детских переживаний, показать некоторые
приемы коррекции неблагополучного эмоционального состояния детей с помощью парных
упражнений.
1 часть: Консультация специалиста.
2 часть: Содержание физических упражнений.
«Поднимание плеч»
«Зайчики-гимнасты»
«Зайки-плясуны»
Подвижная игра «Кот и мыши»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав (приготовленного уже другой семьей) и анализ
того опыта, который получили все участники: дети, педагог и родители.
Ноябрь
Тема 3: «Педагогические условия эмоционального благополучия детей 3-4 лет».
Цель:
Показать
родителям
способы
активного
влияния
на
эмоциональное
состояние
ребенка, его активность, отзывчивость на парные упражнения и малые формы фольклора.
1 часть: Беседа с родителями «Удивительное свойство души – улыбка»
2 часть: Выполнение парных физических упражнений проводится на снежной спортивной
площадке.
«Прятки с санками»
«Хоровод вокруг санок»
«Гонки на санках»
Подвижная игра «Салочки с кружением»
3 часть: Чаепитие теплого полезного чая из трав (приготовленного одной
из семей) и
анализ поведения детей при выполнении парных упражнений с родителями.
Декабрь
Тема 4: Игра малышей - «Восьмое чудо света».
Цель: Формировать представление у родителей о «ведущих» средствах развития детей и
сохранения
их
эмоционального
и
физического
здоровья.
Развивать
способы
взаимодействия с детьми. Приобщать детей и родителей к культуре Прикамья средствами
подвижных игр.
1 часть: Беседа с родителями об играх малышей. Какие игры любят играть их дети?
Беседа с родителями как они вместе с детьми проводят свободное время и семейный
досуг.
2 часть: Содержание физических упражнений.
Выполняется
ходьба
по
узким
дорожкам
и
«полезному
коврику»
(массажные
коврики).
«Не попадись, зайка»
Подвижная игра «У медведя во бору»
«Зайки – дружные ребята»
«Лисички сильные»
«Гибкие лисы и шустрые лисята»
Подвижная игра «Как у бабушки Меланьи»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав (приготовленного одной из семей) и
беседа с родителями как они вместе с детьми проводят свободное время и семейный
досуг.
Январь
Тема 5: « Как помочь малышу освоить гигиеническую культуру человека»
Цель: Познакомить родителей с содержанием программы детского сада по воспитанию к\г
навыков ребёнка: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным
вещам и другим предметам, поддержание порядка дома и в группе. Показать основные
приемы обучения детей умыванию, ухода детей за внешним видом, одеванию, навыкам
самообслуживания и поведения.
1 часть: Методические советы: умение последовательно умывать руки, знать алгоритм
одевания, владение навыками самообслуживания, уход за вещами.
2 часть: Содержание физических упражнений.
Построение, ходьба и бег парами
«Крепкие ручки»
«Сильные ноги»
«Полуприседания с прямой спиной»
Подвижная игра «Через обручи к флажку»
Танец «Разноцветная игра» под музыку Б.Савельева слова Л.Рубальской
3 часть: Педагог приглашает всех на чаепитие полезного чая из трав к столу, любовно
сервированному (красивые салфетки, красивые сервизы, зимние композиции и т.п.).
Февраль
Тема 6: «Закаливание малыша-это полезно?»
Цель:
Познакомить
родителей
с
системой
комплексного
закаливания
в
детском
саду
воздухом,
водой,
босохождением,
температурно-влажностным
режимом.
Формировать
представление о «тропе комплексного закаливания с фитонцидными зонами» с целью
укрепления «первичного иммунного щита» организма ребенка.
1 часть: Консультация медицинского работника.
2 часть: Содержание физических упражнений.
Ходьба парами по «комплексной тропе закаливания» с заданием
«Мы любим друг друга»
«Большие ежи и маленькие ежата»
«Веселые жуки»
«Мишки-медвежата2
Подвижная игра «Кто быстрее построит кружок»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и деление своего рецепта закаливания.
Март
Тема 7: «Как помочь малышу освоить физическую культуру?»
Цель:
Познакомить
родителей
с
миром
детской
физической
культуры,
задачами
двигательного развития детей и условиями их воспитания.
1часть: Беседа с родителями о программе двигательного развития детей и как можно
доставить детям удовольствия от выполнения разнообразных физических упражнений.
2 часть: Содержание физических упражнений.
Выполнение «лесной» полосы препятствий по картинке
«Прыжки по резиновым коврикам»
«Подлезание в обручи»
Упражнение «Парной гимнастики» по желанию детей
Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и беседа о спортивных увлечениях семьи.
Апрель
Тема 8: «За здоровьем всей семьёй»
Поход на спортивную базу «Динамо»
Цель: Укрепление детско-родительских отношений.
1 часть: Подвижные игры, эстафеты.
«Ангел»
«Следопыт»
«Снайперы»
«Снежный лабиринт»
«Снежные создания»
«Прокати ком»
«Веселая змейка»
2 часть: Саночные гонки.
3 часть: Показ родителями сказки «Репка»
4 часть: Чаепитие полезного горячего чая из трав.
Май
Тема 9: «Праздник День рождения»
Цель:
Развитие
взаимоотношения
детей
и
родителей
посредствам
включения
в
совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение.
1 часть: Игры, предложенные родителями.
2 часть: Поздравление именинников родителей и детей с чаепитие полезного чая из трав.
Примерная программа для родителей и детей средней группы детского сада.
Сентябрь
Тема 1: «Знаете ли Вы своего ребенка?»
Цель: Показать родителям особенности детей среднего дошкольного возраста; показатели
психофизиологического
развития
(памяти,
внимания,
мышления);
важность
развития
самостоятельности;
потребность
ребенка
в
движении,
развитии
силы;
потребность
ребенка
в
правильном,
позитивном
общении;
роль
дошкольного
детства
в
развитии
личности.
1
часть:
Консультация
психолога:
«Почему
родителям
необходимо
знать
конституциональные особенности своих детей?»
2 часть: Выполнение парных физических упражнений.
«Потянись - друг другу улыбнись»
«Проверим силу»
«Проверим спинку»
«А ноги сильные?»
«Котята и щенята»
Игра «Обезьянка»
Игра: «Самолеты»
Хороводная игра: «Кто у нас хороший»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и беседа о развитии детей в соответствии с его
генетическими особенностями.
Октябрь
Тема 2: «Учимся понимать своего малыша»
Цель:
Учить
родителей
наблюдать
своего
ребенка,
анализировать
свою
собственную
воспитательную деятельность, добывать обратную связь – что происходит в результате
педагогического взаимодействия.
1
часть:
При
обсуждении
этой
темы,
нацелить
родителей
на
анализ
собственной
педагогической
деятельности,
приемов
общения
с
ребенком,
которые
обеспечивают
автономность и независимость малыша.
2 часть: Выполнение парных физических упражнений.
Построение в 2 шеренги – родители напротив детей
«Ходьба по полосе препятствий»
«Передай камень над головой»
«Передай камень справа, слева»
«Передай камень лежа»
«Перебрось – поймай»
«Катаем камни»
«Минутка любимых движений»
Ига на внимание «Найди, где спрятано»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав
и беседа с родителями о своих взглядах на
воспитание детей.
Ноябрь
Тема 3: «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с условиями развития самостоятельности и активности
детей при выполнении физических упражнений, выполнении правил безопасности жизни
в зимний период года, способах самостраховки.
1 часть: Педагог объясняет родителям основные условия развития самостоятельности и
активности
детей
4-5
лет.
Современное
развитие
этих
качеств
в
разных
видах
деятельности, в т.ч. физкультурно - оздоровительной.
2 часть: Выполнение парных физических упражнений на зимней спортивной площадке.
«Кто скорее до снежной бабы»
Гонки «Тяни – толкай»
«Перебежки через санки»
Подвижная игра «Ловишки, Ноги от снега»
Организация 2-3 поездов из санок «Чей санный поезд скорее?»
3
часть:
Чаепитие
полезного
горячего
чая
из
трав
за
обсуждением
правил
самостоятельности у ребенка в семье.
Декабрь
Тема 4: «Как научить ребенка управлять своими «живыми движениями?»
Цель: Дать знания о способах управления движениями, раскрыть методику обучения детей
движениям. Нацелить на формирование здорового образа жизни семьи.
1
часть:
Дискуссия
на
тему
–
почему
с
детства
необходимо
воспитывать
самостоятельность,
сознательное
отношение,
потребность
в
активных
физических
упражнениях.
2 часть: Выполнение парных физических упражнений на зимней спортивной площадке на
лыжах.
Разминка
Проверим «Зеркало» лыжи
«Погреемся»
«Разминаем туловище и руки»
«Парное катание на лыжах»
Подвижная игра на лыжах «Карусели»
3 часть: Чаепитие полезного горячего чая из трав и поздравление с наступающим Новым,
годом и обмен рецептов упражнений «живые движения» детей.
Январь
Тема 5: «Почему нужна игра ребенку?»
Цель: Показать роль игры в развитии самостоятельности ребенка, научить родителей
совместным играм с детьми, познакомить с играми народов Прикамья.
1 часть: Беседа с родителями на тему, как общаться с ребенком во время игры, что бы не
ущемить его самостоятельности?
2 часть: Выполнение парных физических упражнений с играми народов Прикамья.
Хороводная игра «Как у дедушки Степана было семеро детей»
Хороводная игра «Затейники»
«Посадка картофеля»
«Маленькие и большие раки»
«Качалка»
«Тяжелый груз»
Пластическое упражнение «Шумит Пермский лес»
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Совушка»
Хороводная игра «Заинька серенький»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав, отгадывание загадок и игра в «фанты».
Февраль
Тема 6: «Физическая культура и традиции народов Прикамья»
Цель: Раскрыть родителям возможность и богатство физической культуры в физическом и
психическом развитии ребенка, сохранение его здоровья, ориентировать на традиции
Пермского края.
1 часть: Показать родителям, что физическая культура – это не только умение красиво
выполнять
движения.
Важно
формировать
правильную
осанку,
закаливать
ребенка
в
семье. Выполнять режим дня дома и в детском саду. Организовать полноценный сон
ребенка, рациональное и издоровое питание.
2 часть: «Веселые старты»
«По пенечкам к флажку»
«Выложи Обвинский орнамент»
«Перейди через болотце»
«Передай мяч»
«Кто быстрее через Кунгурскую пещеру»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и точечный самомассаж, по картинке.
Март
Тема 7: «Как научить ребенка контролировать и оценивать свои движения?
Цель: Дать родителям понятие о методах обучения контролю и самоконтролю, оценке и
самооценке, предупредить родителей о типичных ошибках использования методов.
1 часть: Беседа о способе взаимодействия ребенка и взрослого, наказание и поощрение,
чрезмерная строгость и заласкивание ребенка.
2 часть: Парная гимнастика.
«Оздоровительный бег»
«Радуемся солнышку и друг другу»
«Повороты парой»
«Тянем - потянем, вытянуть не можем»
«Очень трудная задачка»
«Прыжки»
«Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пермские горелки»
Хороводная игра «Кто у нас хороший»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и продолжение общения.
Апрель
Тема 8: «Как организовать досуг своего ребенка»
Цель:
Показать
значение
досуга
в
развитии
самостоятельности
у
дошкольника,
дать
рекомендации – как можно провести с детьми свободное время, летний отпуск.
1
часть:
Обмен
опытом
семейного
воспитания,
просмотр
альбомов,
слайдов,
видеофильмов о путешествиях по Пермскому краю.
2 часть: Эстафеты
«Передай мяч над головой»
«Передача мяча боком»
«Ложки»
«Сапоги»
«Нарисуй солнышко»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и продолжение видеофильмов о путешествиях.
Май
Тема 9: «Только раз в году»
Цель: Знакомство родителей с методиками празднования дней рождений ребенка дома,
развивать позитивное взаимодействие взрослого с ребенком, обогащение родительского
опыта проведения домашних праздников.
1 часть: Украшение группы для праздника.
2 часть: Игры, забавы придуманные родителями.
3 часть: Поздравление именинников родителей и детей с чаепитие полезного чая из трав.
Программа для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Тема 1: «Особенности возрастного развития детей 5-6 лет»
Цель: Формировать представление родителей об образовании новых двигательных систем
у ребенка шестого года жизни; развития двигательных качеств, осознанного отношения к
своим
действиям,
достижении
точности
и
управляемости,
важность
развития
выносливости, глазомера и др.
1 часть: Познакомить родителей с «зоной ближайшего развития» старшего дошкольника и
программой психофизического развития, ориентирующей на формирование потребности к
активной жизни.
2 часть: Содержание физических упражнений.
Построение на спортивной площадке
Разминка (оздоровительный бег)
Упражнение на дыхание
Упражнение в парах с мячами
Приседай спиной друг к другу
Игры соревнования
Упражнение на дыхание
Построение в круг
3 часть: Обсуждение итогов наблюдения за детьми за чаепитием полезного чая из трав.
Октябрь
Тема 2: «Пути развития адаптационных способностей детей старшего возраста»
Цель: Познакомить с влиянием ежедневного закаливания: свежим воздухом, рациональной
одеждой температурно-влажностным режимом.
1 часть: Консультация медицинского работника на тему «Адаптационные способности
ребенка 5-6 лет».
2 часть: Содержание физических упражнений.
Построение, ходьба разными способами
«Кукушка»
«Ветер»
«Медведь потягивает спину»
«Рысь»
Легкий бег
Эстафета «Собери рюкзак»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и просмотр фото альбомов «О закаливании наших
детей».
Ноябрь
Тема 3: «Азбука тренировки дыхания»
Цель: Познакомить родителей с особенностями дыхания старших дошкольников.
1 часть: Беседа с родителями на тему «Сложное
экологическое состояние воздушной
среды в г. Перми, дыхательная система детей не совершенна»
2 часть: Содержание физических упражнений.
Построение и ходьба парами с заданиями
Упражнения на гимнастической скамейке
«Жук»
«Ветер»
«Буря миновала»
«Медведь потягивает спину»
«Филин»
«Рысь»
Легкий бег парами
Эстафета «Собери рюкзак»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и беседа о проведении досуга в Пермских лесах.
Декабрь
Тема
4:
«Здравствуй,
уральская
зима
или
как
воспитать
самоконтроль
и
выносливость у детей»
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития физической выносливости у
детей старшего дошкольного возраста.
1 часть: Беседа с родителями о том, как правильно построить диалог с ребенком, что бы он
постиг значение и смысл физической культуры, человеческих действий и поступков,
направленных на укрепление своего здоровья, выносливости и других качеств.
2 часть: Содержание физических упражнений на лыжах
Ходьба парами с упражнениями на дыхание
«Передай лыжи друг другу»
«Веселые Лыжники»
«Повороты лыжников»
Упражнение в падении
Подвижная игра «Снежные карусели»
3
часть:
Чаепитие
полезного
горячего
чая
из
трав
и
подведение
итогов
в
том,
что
необходимо поддерживать ребенка на всех этапах выполнения двигательной деятельности,
что позволит ему развивать самоконтроль и выносливость.
Январь
Тема 5: «Подвижные игры пермских детей»
Цель: Обогащать представление о роли подвижных, хороводных игр в развитии личности
детей шестого года жизни.
1
часть:
«Подвижная
игра
–
это
путь
к
пониманию
ребенком
своих
физических
возможностей»
2 часть: Содержание физических упражнений.
Ходьба с песней
Преодоление полосы препятствий
«Прыжки из обруча в обруч»
Парная эстафета
Упражнения с мячом
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и обсуждение того, что дошкольнику в этом
возрасте не всегда важен результат, успех – их часто захватывает сам процесс.
Февраль
Тема 6: «Папа, мама, я – спортивная семья!»
Цель:
Способствовать общему укреплению здоровья детей сближению детей и родителей
через совместные игры.
Лыжные гонки на дистанции для детей 100 метров
Лыжные гонки на дистанции 500 метров для родителей
Зимняя эстафета (участвуют все)
Творческий конкурс для всей команды
Чаепитие полезного горячего чая из трав и подведение итогов.
Март
Тема 7: «В дружбе с природой и с самим собой»
Цель: Познакомить родителей со здоровье - охранительным аспектам природы в широком
смысле, не только для лечения
и профилактики болезней с помощью природы, а как
осознание неразрывной связи и взаимосвязи человека и природы.
1 часть: Научить родителей настроить ребенка , что бы он почувствовал, как муравей,
бабочка, травинка, лягушка, кошка так же, как и он способны испытывать боль и радость,
поэтому необходимо следить за собой и своими поступками.
2 часть: Содержание физических упражнений.
«Полоса препятствий»
Упражнения с мячом
П/и «Мы веселые ребята»
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и рисование хороших поступков.
Апрель
Тема 8: «Здоровый образ жизни. Какой вид спорта выбрать для ребенка»
Цель:
Показать
родителям
значимость
здорового
образа
жизни,
привлечь
внимание
родителей к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.
1 часть: Консультация физ. инструктора.
2 часть: «Веселая компания» (игры и эстафеты с детьми).
3 часть: Чаепитие полезного чая из трав и рефлексия.
Май
Тема 8: «Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения
распознавать травмоопасные ситуации и избегать их»
Цель: Создание условий для предупреждения детского травматизма.
1 часть: Беседа с родителями на тему: «Откуда может прийти беда»
2 часть: Катание на велосипедах на спортивной площадке в паре с родителем.
3
часть: Чаепитие полезного чая из трав и анализ того опыта, который получили все
участники: родители, дети и педагоги.
Ожидаемый результат
1. Создание семейной адаптационной группы.
2. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
3. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ
и семье.
4. Совместная подготовка к посещению ДОУ будет способствовать формированию у
родителей потребности в частом общении с детьми.
5. Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.
Литература:
1.
Аршавский, И.А. Ваш ребенок. У истоков здоровья. М., 1992.
2.
Аршавский, И.А. Принципы доминанты в системе обучения / И.А.
Аршавский //
Педагогика. 1991. - № 9. — С. 66
3.
Аршавский, И. А. Ваш малыш может не болеть. М., 1990.
4.
Бальсевич,
В.К.
Физическая
культура
для
всех
и
каждого
/
В.К.
Бальсевич.
М.:
Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
5.
Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового
образа
жизни
человека
(методологический,
экологический
и
организационный
аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. —
С.22 - 26.
6.
Богина Т., Рунова М. Преемственность воспитания и образования в дошкольном
учреждении и начальной школе // «Дошкольное воспитание», №6, 1999.
7.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.
8.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М. - 1981. -
96с.
9.
Дошкольное
учреждение
и
семья
—
единое
пространство
детского
развития:
Методическое
руководство
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений. М.,2001, 224 с.
10.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
11.
Модели
здоровьесберегающих
технологий,
используемых
в
работе
с
детьми
дошкольного возраста/ составители: Богина Т.Л., Сагайдачная Е.А., Самойленко Л.А.,
Цапенко М.М., Яковлева Т.С. М., 2007.
12.
Парамонова,
Л.
Дошкольное
учреждение
и
начальная
школа:
проблема
преемственности
/
Л.
Парамонова,
Т.
Алиева,
А.
Арушанова
//
Дошкольное
воспитание. 1998. - №4. - С.97 - 104.
13.
Педагогика здоровья. М. - 1992. - 288с.
14.
Валеология человека: здоровье, любовь, красота. В.П.Петленко