Автор: Надежда Сергеевна Лысенкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Василий Александрович Сухомлинский
Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье,
к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. А чувство
любви к Родине - это патриотизм.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое
воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды
детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого
во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому
особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и
умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо
окружающих
людей
и
живой
природы,
помочь
им
осознать
себя
неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:
- создание условий для становления основ патриотического сознания
детей,
- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
-
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,
семье, детскому саду, городу) ;
• - формирование духовно-нравственных отношений;
• - формирование любви к культурному наследию своего народа;
• - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
• - чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• - толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Модель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:
- Участие в конкурсах
- Образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Целенаправленные прогулки и экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
- Создание атрибутов к играм
- Праздники и развлечения
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста в ДОУ создана РППС, целью, которой является и
воспитание нравственно-патриотических чувств.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина.
Это
процесс
освоения,
наследования
традиционной
отечественной
культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков.
Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и
решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.
Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей.
Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это
работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение
родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание
у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях,
приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в
традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов. Дети
совместно с родителями и воспитателями приняли участие в онлайн-
шествии «Бессмертного полка», организовали экскурсию к памятку Василия
Горшкова. Организуем и проводим праздники и развлечения посвященные
Дню Победы, Защитникам Отечества. К юбилейной дате «60-летие Дня
Космонавтики» была организована совместная работа с родителями в
изготовлении оригинальных костюмов и поделок. Провели праздничное
развлечение «Космическое приключение».
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место
отводим произведениям детской художественной литературе, народным
играм, устному народному творчеству. Принимали активное участие 7-
дневном марафоне посвященный Дню Башкирского языка и 190-летию М.
Акмуллы, совместно с родителями был организован семейный просмотр
башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», постановка театра кукол по
башкирской народной сказке «Арыслан менэн куян», участие в праздниках и
развлечениях:
Масленница,
Карга-боткасы,
Детский
сабантуй,
День
республики Башкортостан, День родного языка.
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым
близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому,
своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым
людям, умение понимать и анализировать, провели праздники посвященные
Дню
Матери,
Международному
празднику
8
марта,
совместно
с
руководителем Изо студии была организована выставка детских рисунков
«Милая моя мама», «Мой папа военный».
В работе с родителями используем разнообразные формы:
- консультации: Роль отца в воспитании ребенка, роль семьи в воспитании
ребенка, как рассказать ребенку о Дне Победы, патриотическое воспитание
дошкольников, приобщение к народной культуре и традициям, приобщение к
традициям башкирского народа.
- конкурсы,
- выставки,
Родители принимают активное участие в жизни ДОУ.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции,
заставляет
сопереживать,
внимательно
относиться
к
памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному
вопросу
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом
«Моя родословная».
Традиционным
стало
забота
о
птицах
нашего
города.
Ежегодно
приминаем участие в районном конкурсе по изготовлению скворечников
«Лучший птичий дом».
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема
патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши
дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое
своей страны, так как им строить её будущее. Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь
переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко
всему человечеству.
И закончить своё выступление мне хочется словами Михаила Васильевича
Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет
будущего»
Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники
знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою
Родину,
уважали
защитников
нашего
Отечества,
выросли
добрыми,
отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.