Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях


Автор: Надежда Сергеевна Лысенкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и педагог должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Василий Александрович Сухомлинский

Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье,

к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. А чувство

любви к Родине - это патриотизм.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое

воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды

детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого

во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому

особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и

умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо

окружающих

людей

и

живой

природы,

помочь

им

осознать

себя

неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

- создание условий для становления основ патриотического сознания

детей,

- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего

личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

-

развития

инициативы

и

творческих

способностей

на

основе

соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачи

формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,

семье, детскому саду, городу) ;

• - формирование духовно-нравственных отношений;

• - формирование любви к культурному наследию своего народа;

• - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

• - чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

• - толерантное отношение к представителям других национальностей, к

ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Модель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:

- Участие в конкурсах

- Образовательная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Целенаправленные прогулки и экскурсии

- Сюжетно-ролевые игры

- Создание атрибутов к играм

- Праздники и развлечения

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей

дошкольного возраста в ДОУ создана РППС, целью, которой является и

воспитание нравственно-патриотических чувств.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего

гражданина.

Это

процесс

освоения,

наследования

традиционной

отечественной

культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков.

Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и

решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.

Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей.

Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это

работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение

родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание

у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях,

приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в

традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов. Дети

совместно с родителями и воспитателями приняли участие в онлайн-

шествии «Бессмертного полка», организовали экскурсию к памятку Василия

Горшкова. Организуем и проводим праздники и развлечения посвященные

Дню Победы, Защитникам Отечества. К юбилейной дате «60-летие Дня

Космонавтики» была организована совместная работа с родителями в

изготовлении оригинальных костюмов и поделок. Провели праздничное

развлечение «Космическое приключение».

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место

отводим произведениям детской художественной литературе, народным

играм, устному народному творчеству. Принимали активное участие 7-

дневном марафоне посвященный Дню Башкирского языка и 190-летию М.

Акмуллы, совместно с родителями был организован семейный просмотр

башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», постановка театра кукол по

башкирской народной сказке «Арыслан менэн куян», участие в праздниках и

развлечениях:

Масленница,

Карга-боткасы,

Детский

сабантуй,

День

республики Башкортостан, День родного языка.

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым

близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому,

своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым

людям, умение понимать и анализировать, провели праздники посвященные

Дню

Матери,

Международному

празднику

8

марта,

совместно

с

руководителем Изо студии была организована выставка детских рисунков

«Милая моя мама», «Мой папа военный».

В работе с родителями используем разнообразные формы:

- консультации: Роль отца в воспитании ребенка, роль семьи в воспитании

ребенка, как рассказать ребенку о Дне Победы, патриотическое воспитание

дошкольников, приобщение к народной культуре и традициям, приобщение к

традициям башкирского народа.

- конкурсы,

- выставки,

Родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно

относиться

к

памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по

данному

вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом

«Моя родословная».

Традиционным

стало

забота

о

птицах

нашего

города.

Ежегодно

приминаем участие в районном конкурсе по изготовлению скворечников

«Лучший птичий дом».

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема

патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши

дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое

своей страны, так как им строить её будущее. Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь

переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко

всему человечеству.

И закончить своё выступление мне хочется словами Михаила Васильевича

Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет

будущего»

Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники

знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою

Родину,

уважали

защитников

нашего

Отечества,

выросли

добрыми,

отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.



В раздел образования