Напоминание

Формирование метапредметных и предметных умений на уроках текстоведения в 6 классе


Автор: Кайгородцева Людмила Алексеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
Населённый пункт: Кировская область, Нолинский район, г. Нолинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных и предметных умений на уроках текстоведения в 6 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование метапредметных и предметных умений на уроках

текстоведения в 6 классе

ТЕКСТ – основа всего филологического образования, т.к. именно на

основе текста мы можем всесторонне изучать язык как систему. На

материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка,

усвоение его как полифункционального явления. Анализ художественного

текста углубляет знание русского языка и в то же время способствует

развитию речи. В художественном тексте представлена вся стихия языка.

Именно в процессе работы с текстом развивается дар слова, рождается

«языковая индивидуальность» (М.М.Бахтин)

С анализом текста мы встречаемся при выполнении ВПР во всех

классах, в устном собеседовании, на ОГЭ и ЕГЭ. Конечно, мы работаем с

различными текстами при изучении всех школьных предметов. Понимать

текст, вычленять главную информацию, пересказывать текст, самим

создавать текст – навыки, над которыми мы работали при изучении

читательской грамотности, навыки, без которых невозможно усваивать

любой новый материал, то, что нам необходимо в жизни. Поэтому очень

важно как можно раньше начинать учить работе с текстом.

Я сегодня остановлюсь на изучении тем «Текст» и «Функциональные

разновидности языка» по такой причине – в этом учебном году, занимаясь в

классе по новому планированию, сама столкнулась с такой проблемой: до

принятия последних ФГОС в 6 классе на работу с текстом и

функциональными разновидностями языка отводилось 7 часов, в

конструкторе в этом учебном году мы увидели другую цифру - 24 и

совершенно новые темы для изучения. Конечно, всё, что рекомендуется

сейчас, мы так или иначе изучали, но хорошо, что сейчас этим темам

посвящено больше времени.

СЛАЙД

Новый ФГОС

Текст, его особенности.

Информационная переработка текста.

Тема и основная мысль

текста. Заглавие текста.

Главная и второстепенная информация.

Начальные и конечные

предложения текста.

Способы сокращения текста

Ключевые слова.

Простой и сложный план текста

Основные признаки текста

Назывной и вопросный план текста

Текст и стили речи.

План текста. Практикум

Официально-деловой стиль

речи.

Функционально-смысловые типы речи

(повторение)

Особенности функционально-смысловых

типов речи

Описание признаков предметов и явлений

окружающего мира

Особенности описания как типа речи

Сочинение-описание (обучающее)

Особенности функционально-смысловых

типов речи. Обобщение

Особенности функционально-смысловых

типов речи. Практикум

Официально-деловой стиль и его жанры

Особенности официально-делового стиля

Заявление, расписка

Научный стиль и его жанры

Особенности научного стиля

Научное сообщение

Словарная статья. Требования к составлению

словарной статьи

Повторение и обобщение по темам "Текст",

"Функциональные разновидности языка"

Повторение и обобщение по темам "Текст",

"Функциональные разновидности языка".

Практикум

Составление вопросного плана к тексту

изложения

Изложение (обучающее)

Контрольная работа по темам "Текст",

"Функциональные разновидности языка"

С другой стороны, возникает вопрос, где взять материал и какой

материал для изучения новых тем, если учебники пока старые.

1.

Всё новое – хорошо забытое старое. Но об этом учебном пособии

мы никогда и не забывали. Это «Русская речь» Е.Н.Никитиной под

редакцией В.В.Бабайцевой.

СЛАЙД

Именно здесь мы можем найти материалы по темам

«Описание» - Описание природы, описание помещения, одежды,

костюма, рассказ на основе картины, включающий описание.

Простой и сложный план.

Стили речи: научный стиль, публицистический стиль.

СЛАЙД

2.

Очень помогают видеоуроки, которые иногда можно использовать

как фрагменты своего урока, как материал для повторения.

СЛАЙД

3.

Не стоит забывать и про ресурсы РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ

ШКОЛЫ. Здесь мы тоже можем найти интересные упражнения и

задания.

СЛАЙД

4.

Для практикумов мы берём работу с текстами. Не забываем про

повторение орфографии и пунктуации, поэтому должны быть

пропуски букв и знаков препинания. Такие упражнения есть у

каждого педагога, т.к. можно брать задания из ВПР (текст 1 и 2).

А. 1.С п..лей в..да хлынула сразу. 2. Реки пошли, началось нав..днение. 3.

Дуб зат..пило до самой кроны и выше. 4. Прох..дящие льды много ун..сли

неподатливых дубовых в..твей. 5. Но одну одну льдину дуб уд..ржал.6. И она

осталась в..сеть на дубовых в..твях, как на могучих руках.

7. Много лет много льдин прох..дило, а вот случилось, льдина повисла.8.

Крепко будет д..ржать её дуб: ведь такое случает?ся в жизни раз. 9. Будет

изнывать в лучах со? нца х..лодная льдина. 10. А когда начнет?ся движение

сока в дубу, в самое жела(н,нн)ое время она вдру.. скользнёт в реку и станет

просто в..дой.

(По М.Пришвину)

Задания:

1.

Переписать текст, вставляя пропущенные орфограммы.

2.

Определить стиль и тип текста.

3.

Из 1 предложения выписать слово, в котором букв больше, чем звуков.

4.

Из 3 предложения выпишите слово с безударной гласной, проверяемой

ударением.

5.

Из 1 абзаца выписать слово с оглушением в корне.

6.

Из 2 абзаца выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

7.

Из 10 предложения выпишите наречие.

8.

В 1 абзаце укажите номер бессоюзного сложного предложения.

9.

Из 1-2 предложений выпишите однокоренные слова.

10.Какое средство художественной изобразительности использовано в 6

предложении?

11.Подберите синоним к слову могучих (6 предложение)

5.

Подбираем дидактические материалы для отработки терминов и

понятий.

СЛАЙД

Тема – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте.

Основная мысль (идея) – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он

написан.

ЗАГОЛОВОК ВСЕГДА СВЯЗАН ЛИБО С ТЕМОЙ, ЛИБО С ИДЕЕЙ

ТЕКСТА.

Один парнишка из параллельного пытался дразнить Севку. Что-то совсем

неоригинальное, типа «Очкарик, в попе шарик!». Волков обидчика даже не

бил, взял за ворот, слегка встряхнул и в глаза посмотрел. Он умел так

посмотреть, чтобы у человека поджилки трястись начали. А потом оказалось,

что у парнишки и старший брат такой же балбес. После школы подловил

Антоху. «Сейчас, – говорит, – я тебя вежливости учить буду».

Антоха, может, и не стал бы лезть в бутылку. Жизнь научила его отступать

перед тупой силой, сохраняя достоинство. Но на сей раз ситуация была

особая: десятиклассник отловил его на глазах у всего класса. Если бы Антоха

сейчас поджал хвост, то все, конец репутации. Поэтому он стиснул кулаки

так, что ногти впились в ладони, и попер на бугая. Молча, без обычных

«видали мы таких!», «да у меня брат десантура!». Просто шел и зверел. В

драке это главное. Не техника удара, даже не сила – а вот такое озверение.

Нужно было успеть завести себя очень быстро, чтобы ударить первым.

Потом такого шанса могло и не представиться. Но ударить Антоха не успел.

Десятиклассник отчего-то быстро стушевался и отступил со словами: «Псих,

что ли?». Волков сначала даже не понял, в чем дело, только разозлился, что

нужно делать лишний шаг. Еще один. И еще. А потом стоял и удивленно

смотрел на быстро удаляющуюся спину. Чтобы выплеснуть накопленную

злость, пришлось с рычанием пробежать круг почета под восхищенное

улюлюканье одноклассников.

(А. Жвалевский, Е. Пастернак)

Определите тему и идею данного текста. Как бы вы его озаглавили? Почему?

В. Ключевые слова — слова, которые помогают понять тему и даже

основную мысль текста.

Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце

текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы

обратить на него внимание читателя.

По ключевым словам определите тему текста.

1.

Звуки, буквы, алфавит, слова, речь.

_____________________________________________________

2.

Янтарный отблеск, ветер-листобой, последний мотылёк, сырой туман,

скворцов рассыпная стая, строгие облака, желанная пестрота, нежный

пурпур. _______________________________________

3.

Заводи речные, зелёные ветви стройных берёз, нежный ветерок,

жужжание пчёл, буйство

трав.__________________________________________________________

__________

4.

Стадион, футбольная команда, картинг, чемпионат по сноуборду,

байдарка, пенальти, греко-римская

борьба._______________________________________________________

___________

5.

Солнечная система, планета Марс, астероид, комета, метеорит,

Полярная звезда, созвездие Млечный путь, Н.

Коперник._____________________________________________________

______

6.

Ноты, аккорд, виртуозное исполнение, русский романс, опера «Князь

Игорь», виолончель, симфонический оркестр, джаз, рок-н-ролл,

тенор._________________________________________

В. Подберите к каждой теме ряд опорных слов (не менее 5 слов или

словосочетаний)

1.

Поздняя

осень_________________________________________________________

_________

2.

Каникулы_____________________________________________________

__________

3.

Кровопролитная

война_________________________________________________________

____

4.

Имя

прилагательное________________________________________________

_

5.

Настоящий

друг__________________________________________________________

_________

6.

Чудеса случаются_________________________

Таким образом, считаю - самое главное, чтобы наши с вами ученики,

работая с текстами, создавая тексты, поняли истину

Текст есть во всём, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит

успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим

ли мы других, поверят ли они нам.

Максим Ильяхов



В раздел образования