Автор: Дарья Ивановна Кондратьева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №143
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Как организовать занятия дома по заданию логопеда"
Тема: Правила занятий с ребёнком дома
Раздел: дошкольное образование
Как организовать
занятия дома по
заданию логопеда
Учитель-логопед:
Кондратьева Д.И.
ГБДОУ детский сад 143
Г. Санкт-Петербург
Правила занятий с ребёнком дома
1. Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2. Занятия проводить в спокойной
доброжелательной обстановке
.3. Время проведения занятий 10-15 минут
4. Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5. Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы
ребёнок мог себя контролировать.
6. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый
вписывает ответ ребёнка.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в
постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в
режиме дня.
Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного
материала.
Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий
требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих
факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует
спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей.
Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним
заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые
будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что
оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или
логопедом.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть
доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к
дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного
звука.
Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука,
затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в
середине и в конце.
Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее
из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных
палочек.
Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и
подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые
органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ,
языка и развивать ихподвижность
.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно
дышать. Ребенкалегко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
–
выдоху предшествует сильный вдох через нос
–
"набираем полную грудь воздуха";
–
выдох происходит плавно, а не толчками;
–
во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать
щеки;
–
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через
нос (если ребеноквыдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил,
как должен выходить воздух);
–
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
–
во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких
вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка»,
«Свистульки» «Мыльныепузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития
фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только
человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после
рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной
системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи,
которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно
слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При
восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее
потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество
вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности,
образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,
«Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития
грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со
взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова
в разных грамматических формах и постепенно начинают
самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими
средствами. Однако процессовладения грамматическим строем речи
сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического
строя речи:
«Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени
предложение»,
«Назови ласково».
Спасибо за внимание!