Автор: Белик Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель старшей группы
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14 "Сказка" п. Демьяновка"
Населённый пункт: п. Демьяновка, Ленинск-Кузнецкий район, Кемеровской области
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Раздел: дошкольное образование
« Не следует забывать, что основной закон
детского творчества заключается в том,
что ценность его следует видеть не в
результате, не в продукте творчества,
важно то, что они создают, творят,
упражняются в творческом воображении
и его воплощении».
Л.С. Выготский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развитие ребёнка.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире
его
возможности
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании
речи детей
Недостаточная сформированность связной речи в дальнейшем негативно сказывается
на
обучении
детей
в
школе.
На
протяжении
ряда
лет
учителя
начальных
классов,
психологи проводившие обследование «готовность детей к школе» обращают внимание на
бедность
и
однообразие
используемых
языковых
средств.
При
рассказывании
дети
в
основном используют короткие малоинформативные фразы. Поэтому в своей работе я
стала
больше
внимания
уделять
этому
вопросу.
Для
выразительности
речи
просто
необходимо создание условий в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,
чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь
слушателей.
Огромную
помощь
в
этом
оказывают
занятия
по
театрализованной
деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в
ней может каждый ребенок.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой
он
воспроизводит
знакомые
литературные
сюжеты,
именно
это
активизирует
его
мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию,
совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям –
прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством
общения – невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем больше в
ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные
(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика
не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней,
дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски,
звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая
культура
речи.
Исполняемая
роль,
особенно
диалог
с
другим
персонажем,
ставит
маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Поэтому
именно
театрализованная
деятельность
позволяет
решать
многие
педагогические задачи.
С целью развития связной речи и приобщения детей к театральному искусству.
Четыре года назад был организован кружок театральной студии «Мир сказки» в котором я
использую
театрализованную
игру,
позволяющую
заинтересовать
детей
на
занятиях,
удерживать
их
внимание,
раскрепостить,
развивать
элементы
логического
мышления,
память
и,
главное,
формировать
внутреннюю
мотивацию
речевого
высказывания.
Театрализованная
игра
представляет
собой
инсценировку,
проигрывание
сказок
в
настольном театре. Сказка является наиболее универсальным методом работы с детьми
над
речью.
Сказка
–
это
образность
языка,
его
метафоричность,
психологическая
защищённость.
Тексты
сказок
расширяют
словарный
запас,
помогают
верно
строить
диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.
Мною
составлен
методический
комплекс,
состоящий
из
«сказочных»
занятий
(инсценировок сказок в настольном театре), а также сказкотерапии.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же
своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего
мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и
оправдано.
На
первом
этапе
необходимо
было
создать
условия
для
театрализованной
деятельности.
При
помощи
воспитателей,
родителей
изготовили
ширму
для
показа
кукольных спектаклей (большую и маленькую), наборы кукол для разных видов театра
(куклы бибабо, пальчиковые и настольные куклы). И фланелеграф двухсторонний с одной
стороны голубой – это день, действия на нём происходят днём, с другой стороны чёрный –
это ночь. Кроме этого изготовила дополнительный материал: на двух листах картона
обшитой плотной тканью (с одной стороны зеленой для «летних» сказок, а с другой –
белой для «зимних») для крепления декораций на ткань нашивались пуговицы, крючки,
липучки.
Сцена
представляет
собой
сенсорное
панно.
Дети
принимают
участие
в
подготовке к сказке. Выставляют декорации (пристегивают, прикрепляют на липучки и
крючки необходимый материал, в процессе чего у них развивается мелкая моторика, что
очень
важно
для
развития
речи.
Очень
интересны
для
детей
игрушки-топотуньчики,
имеющие подвижные ножки или задние лапки, функцию которых выполняет указательный
или
средний
пальцы
ребенка.
На
эти
пальцы
одеваются
«башмачки»
наперстки
или
крышечки, и поэтому каждый шаг такой игрушки самостоятельно озвучен. Отсюда и
название топотунчики. Дети легче вживаются в образ, все их внимание сосредотачивается
на
персонаже,
его
передвижении,
что
помогает
раскрепоститься,
забыть
о
речевых
трудностях.
Вся работа строится по принципу усложнения и включает в себя три этапа.
Первый этап. На занятиях разыгрываются знакомые сказки, короткие с простым
сюжетом.
Это
русские
народные
сказки
«Рукавичка»,
«Козлята
и
волк»,
«Колобок»,
«Соломенный бычок», «Зимовье зверей». Язык этих сказок отличается выразительностью,
богатыми
и
тонкими
определениями,
несложными
формами
прямой
речи,
повторяющимися
фрагментами,
что
способствует
лучшему
усвоению
содержания.
И
запоминания последовательности событий.
На первом этапе ставились такие задачи.
-
Формировать
интерес
к
театрализованной
деятельности
и
умение
разыгрывать
знакомые сказки с помощью настольного театра;
- Развить фразовую и диалогическую речь;
- Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
-
Развить умение с помощью выразительных средств речи, невербальных средств
общения передавать характерные особенности героев сказки;
- Формировать положительную самооценку, образа «Я успешен».
Второй этап. Сказкотерапия.
Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности ребёнка происходит
в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Сказкотерапия
–интегрированная
деятельность,
в
которой
действия
воображаемой
ситуации
связаны
с
реальным
общением,
направленным
на
а кт и в н о с т ь ,
самостоятельность, творчество.
Для этого этапа были выбраны небольшие по объему сказки, с несложными, но,
главное, незнакомыми детям сюжетами. Я выбрала авторские сказки О.Шорохова «Корова
Буренка», «Кот Васька», «Добрая темнота», «Ласковый цветок и сердитая тучка», и др.
Целью работы на втором этапе было развитие навыков диалогической речи в процессе
разыгрывания незнакомых сказок.
В соответствии с этим решались следующие задачи:
- обогащать лексику новыми словами и словосочетаниями;
- развивать вербальную память, образное мышление, ручную моторику;
- развить умение использовать вербальные и не вербальные средства общения для
передачи общения характера и образа героя;
- пробуждать детей к активному участию в инсценирование сказок;
- воспитывать желание создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.
Для проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения
целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям
легче будет сосредоточится на образной лексике, характеризующей внешний вид героя,
выразительно отобразить в мимике, движений эмоциональное состояние персонажа.
К окончанию данного этапа дети становились увереннее, раскрепощеннее, активнее в
речевом плане. У них формировался устойчивый интерес к театрализованной игре.
Третий этап.
Цель третьего этапа: формирование навыков монологической речи и развитие умение
самостоятельно рассказывать сказки с помощью настольного театра.
При этом решались такие задачи:
- развивать воображение, творчество, навыки импровизаций;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- обогащать лексический запас, подводить к пониманию значения фразеологизмов,
образных выражений;
- развивать тонкую ручную моторику;
- развивать выразительность речи и невербальные средства общения.
Данный этап играет важную роль в развитии связной речи детей.
Работа
над
сказкой
объединяет
детей,
зарождает
у
них
чувство
партнерства,
взаимовыручки, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает
перешагнуть
через
«Я
стесняюсь»,
поверить
в
себя.
Театральные
сценки,
игры-
драматизации постоянно включаем во все праздники и развлечения. Дети с удовольствием
выступают перед родителями и детьми других групп. Обязательно привлекаем родителей к
изготовлению костюмов, а иногда и к выполнению ролей, детям это очень нравится.
Заканчивается
цикл
занятий
с
детьми
театральной
мастерской
и
театральной
постановкой.
Театральная
мастерская
содержит
игры
и
специальные
упражнения
на
развитие
речевых
и
не
речевых
средств
общения,
творческих
способностей
детей
и
формирование креативных качеств личности.
К
ожидаемым
результатам
использования
методической
разработки
относится
повышение
активности,
любознательности
и
самостоятельности
детей,
обогащение
лексического запаса слов.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь детей
интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами,
радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных
играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.