Автор: Бутакова Елена Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г.Нолинска
Населённый пункт: Кировская область, город Нолинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Функциональная грамотность на уроках географии
Раздел: среднее образование
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений» Леонтьев А.А.
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть
включены
задания,
выполнение
которых
способствует
развитию
функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в
различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью,
местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
Я думаю, нет, я уверена, каждое утро перед работой вы смотрите на
градусник, чтобы определить температуру воздуха. Это делают и дети.
Поэтому первое задание на определение амплитуды (разности наибольшей и
наименьшей температуры) обучающиеся выполняют легко, без особых
усилий.
А если это же задание представить в неявном виде (другой форме), то
возможно кто-то из обучающихся допустит ошибку при определении
температуры. На уроке в 6 классе по теме «Атмосфера» с первым заданием
справились 85% обучающихся, со втором- 60%. Отмечу что, практико-
ориентированные задания встречаются и в контрольно-измерительных
материалах
государственной
итоговой
аттестации,
во
всероссийских
проверочных работах и в других международных исследованиях. Поэтому я
выбрала
тему
для
самообразования,
связанную
с
формированием
функциональной грамотности у обучающихся.
Функциональная грамотность формируется по направлениям:
читательская грамотность
естественнонаучная грамотность
глобальные компетенции
финансовая грамотность
креативное мышление
математическая грамотность
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной
частью в естественнонаучную область, формирование функциональной
грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех
направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета
столь важно.
В географии функциональная грамотность формируется достижением,
прежде всего, предметных результатов через:
-работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно
судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий,
нацеленных на оценку функциональной грамотности в ОГЭ, и ВПР.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача
образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который
обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его
жизни.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной
грамотности и дает возможность развивать умение работать с информацией.
Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде
метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое
чтение». Я сформировала базу заданий разно уровня по развитию умений
«смысловое чтение» у обучающихся по предмету-география.
При работе с текстом на уроках географии используется множество
различных приемов. Наиболее часто используемые:
•комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить
материал, выделить главное;
•составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
•составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с
обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических
объектов или явлений;
•высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо
проблему,
с
обязательным
собственным
предложением
решения
обозначенной в тексте проблемы;
•составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание
текста по указанной схеме;
•составление развернутых планов и конспектов параграфов;
•нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
•заполнение текста пропущенными словами;
•составление кроссвордов;
•чтение и анализ художественного текста из произведений-
Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является
то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и
анализировать
прочитанное.
При
сдаче
экзаменов
и
ВПР
учащиеся
невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим
неправильно выполняют задания.
Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным,
художественным, научно-популярным.
Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная
задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.
Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу
примеры некоторых из них.
Вот пример задания.
В тексте говорится о работе арктической экспедиции в 2016 году.
Обучающиеся после знакомства с текстом должны ответить на вопросы:
Первый вопрос направлен на формирование умения найти и извлечь нужную
информацию из текста. Ответ на этот вопрос не вызывает затруднения, на
него отвечают примерно 90% обучающихся, т к для правильного ответа
достаточно просто найти в тексте соответствующие место.
Второй вопрос
направлен на выявление умения интерпретировать и
интегрировать информацию. Обучающимся необходимо извлечь из текста
информацию, которая напрямую не сообщается. Ответ на данный вопрос
обычно вызывает затруднения. На него правильно отвечают около 60%
обучающихся.
И наконец, вопрос третьего уровня. Который выявляет способность
осмысливать и оценивать информацию в тексте. Это умение предполагает,
что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные
знания и опыт. С этим заданием успешно справляются около
50 % обучающихся.
Данные тексты помогают находить причинно- следственные связи
Соотносить схематический рисунок к тексту.
Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки
можно предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.
Работа
со
статистическими
данными
графиками,
диаграммами,
картами.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников,
учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается
рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач,
как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска
новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
С большим интересом школьники выполняют задания, в которых
требуется проанализировать художественные тексты из произведений. В
результате
обучающиеся
должны
определить
ГП,
природную
зону,
географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того
или иного природного явления.
Более сложной является работа- это преобразование содержание текста в
график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой
информации
для
решения
практико-ориентированных
задач.
Систематическая работа с текстом, использование различных приемов
работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных
действий.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее
результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное
представления и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды,
Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди меня»
3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и
объяснить причину объединения. Например:
- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»
- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря
- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии
- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.
4) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на
которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические
объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
- написать на листочках названия географических объектов, которые
указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные
задания
выполняются
без
использования
атласов.
Рекомендуется применять в каждой параллели с 7 класса.
Для
повышения
навыков работы
со
статистическими
данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график диаграмму, схему ,
карту-диаграмму
Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования
функциональной грамотности:
1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших
классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен
записать название этого термин
- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы
изученной темы на основании вытянутого билета
- тестовой части.
Таким
образом,
уроки
географии
предоставляют
прекрасную
возможность
создавать
модель
географически
образованного
человека,
обладающего
критическим
мышлением,
зрелой
гражданской
позицией
и
экологическим мировоззрением.
Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это
путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь
опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку
ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное,
верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».