Напоминание

Функциональная грамотность на уроках географии


Автор: Бутакова Елена Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г.Нолинска
Населённый пункт: Кировская область, город Нолинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Функциональная грамотность на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений» Леонтьев А.А.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть

включены

задания,

выполнение

которых

способствует

развитию

функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в

различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью,

местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Я думаю, нет, я уверена, каждое утро перед работой вы смотрите на

градусник, чтобы определить температуру воздуха. Это делают и дети.

Поэтому первое задание на определение амплитуды (разности наибольшей и

наименьшей температуры) обучающиеся выполняют легко, без особых

усилий.

А если это же задание представить в неявном виде (другой форме), то

возможно кто-то из обучающихся допустит ошибку при определении

температуры. На уроке в 6 классе по теме «Атмосфера» с первым заданием

справились 85% обучающихся, со втором- 60%. Отмечу что, практико-

ориентированные задания встречаются и в контрольно-измерительных

материалах

государственной

итоговой

аттестации,

во

всероссийских

проверочных работах и в других международных исследованиях. Поэтому я

выбрала

тему

для

самообразования,

связанную

с

формированием

функциональной грамотности у обучающихся.

Функциональная грамотность формируется по направлениям:

читательская грамотность

естественнонаучная грамотность

глобальные компетенции

финансовая грамотность

креативное мышление

математическая грамотность

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной

частью в естественнонаучную область, формирование функциональной

грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех

направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета

столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением,

прежде всего, предметных результатов через:

-работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно

судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий,

нацеленных на оценку функциональной грамотности в ОГЭ, и ВПР.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача

образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который

обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его

жизни.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной

грамотности и дает возможность развивать умение работать с информацией.

Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде

метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое

чтение». Я сформировала базу заданий разно уровня по развитию умений

«смысловое чтение» у обучающихся по предмету-география.

При работе с текстом на уроках географии используется множество

различных приемов. Наиболее часто используемые:

•комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить

материал, выделить главное;

•составление простой таблицы на основе параграфа учебника;

•составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с

обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических

объектов или явлений;

•высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо

проблему,

с

обязательным

собственным

предложением

решения

обозначенной в тексте проблемы;

•составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание

текста по указанной схеме;

•составление развернутых планов и конспектов параграфов;

•нахождение географических ошибок в предложенном тексте;

•заполнение текста пропущенными словами;

•составление кроссвордов;

•чтение и анализ художественного текста из произведений-

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и

анализировать

прочитанное.

При

сдаче

экзаменов

и

ВПР

учащиеся

невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим

неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным,

художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная

задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу

примеры некоторых из них.

Вот пример задания.

В тексте говорится о работе арктической экспедиции в 2016 году.

Обучающиеся после знакомства с текстом должны ответить на вопросы:

Первый вопрос направлен на формирование умения найти и извлечь нужную

информацию из текста. Ответ на этот вопрос не вызывает затруднения, на

него отвечают примерно 90% обучающихся, т к для правильного ответа

достаточно просто найти в тексте соответствующие место.

Второй вопрос

направлен на выявление умения интерпретировать и

интегрировать информацию. Обучающимся необходимо извлечь из текста

информацию, которая напрямую не сообщается. Ответ на данный вопрос

обычно вызывает затруднения. На него правильно отвечают около 60%

обучающихся.

И наконец, вопрос третьего уровня. Который выявляет способность

осмысливать и оценивать информацию в тексте. Это умение предполагает,

что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные

знания и опыт. С этим заданием успешно справляются около

50 % обучающихся.

Данные тексты помогают находить причинно- следственные связи

Соотносить схематический рисунок к тексту.

Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки

можно предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

Работа

со

статистическими

данными

графиками,

диаграммами,

картами.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников,

учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается

рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач,

как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска

новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых

требуется проанализировать художественные тексты из произведений. В

результате

обучающиеся

должны

определить

ГП,

природную

зону,

географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того

или иного природного явления.

Более сложной является работа- это преобразование содержание текста в

график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой

информации

для

решения

практико-ориентированных

задач.

Систематическая работа с текстом, использование различных приемов

работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных

действий.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее

результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное

представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды,

Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди меня»

3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и

объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

4) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на

которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические

объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые

указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные

задания

выполняются

без

использования

атласов.

Рекомендуется применять в каждой параллели с 7 класса.

Для

повышения

навыков работы

со

статистическими

данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график диаграмму, схему ,

карту-диаграмму

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования

функциональной грамотности:

1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших

классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен

записать название этого термин

- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы

изученной темы на основании вытянутого билета

- тестовой части.

Таким

образом,

уроки

географии

предоставляют

прекрасную

возможность

создавать

модель

географически

образованного

человека,

обладающего

критическим

мышлением,

зрелой

гражданской

позицией

и

экологическим мировоззрением.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это

путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь

опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку

ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное,

верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».



В раздел образования