Автор: Ленвебер Ульяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 95
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Сложи-скажи! Использование игр и игровых приемов в преодолении грубых звуко-слоговых нарушений у детей 4 – 7 лет»
Раздел: дошкольное образование
«Сложи-скажи! Использование игр и игровых приемов в преодолении
грубых звуко-слоговых нарушений у детей 4 – 7 лет»
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми
нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем
недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее
компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи,
дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Под
понятием
«слоговая
структура
слова»
принято
подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это
нарушение, с которым логопеды, сталкиваются все чаще и чаще. Формирование
слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем
речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Слоговые нарушения очень разнообразны. Существует несколько видов
нарушений слоговой структуры слова.
1.Нарушение количества слогов:
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
3. Искажение структуры отдельного слога
3. Антиципации
4. Персеверации
5.Контаминации
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и
добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового
восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной
сферы.
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что
существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния
фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической
недостаточности, мотивационной сферы ребенка. Так можно обозначить причины
нарушений слоговой структуры.
1.
Недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха.
2.
Недостаточность артикуляционных возможностей.
3.
Сниженный уровень развития оптико-пространственной организации.
4.
Несформированность
ритмической
и
динамической
организации
движений.
5.
Неспособность к серийно-последовательной обработке информации.
6.
Сниженная мотивационная деятельность.
Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но
до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
В своей практике по преодолению звуко-слоговых нарушений я активно
использую методические материалы С.Е. Большаковой, Т.С. Четвертушкиной,
Т.Н. Новиковой – Иванцовой, Т.В. Грузиновой по запуску речи. На основе этих
методик я составила план работы с детьми с тяжелой патологией речи (ОНР, I – II
уровень речевого развития; алалия; задержка психического развития), подобрала
пособия.
В своей работе я выделяю следующие цели и задачи:
Цель: коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.
формирование пространственных представлений у детей с ОНР;
2.
развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;
3.
обучение детей правильному произношению слов различной слоговой
структуры;
4.
возникновение
и
поддержание
мотивационной
деятельности
у
дошкольников.
Работа по коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа:
подготовительный и основной.
I. Подготовительный этап.
На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой
структуры
слова.
Для
произнесения
слова
требуется
не
только
верное
произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы
связки между отдельными артикуляционными укладами.
Недостаточность пространственных представлений нарушает линейность
построения и поэтапность прохождения любой сенсорной и двигательной
программы. Если говорить о речи, то недостаточность пространственных
представлений
проецируется
на
восприятие
и
воспроизведение
последовательности элементов слова.
В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит и
развитие
ритмической
способности
ребенка,
которая
обеспечивается
деятельностью
зрительного,
двигательного
и
кожно-кинестетического
анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для
сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает
организующее влияние на становление речевых механизмов.
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации,
ритмического и динамического построения движений являются продуктивные
виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и
формированием пространственных представлений.
Формирование пространственных представлений.
В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком
пространственных отношений будет направлена на:
1.
формирование представлений о пространстве собственного тела.
2.
формирование
представлений
о
физическом
пространстве
–
о
местонахождении
предметов
с
использованием
понятий
«низ»-
«верх»,
«спереди»- «сзади», «право»- «лево».
3.
формирование лингвистических пространственных представлений
(времена года, дни недели, части суток, сложные речевые конструкции и т. д.).
Пример:
«
Слушай внимательно - выполняй старательно № 1».
Цель:
развитие пространственного восприятия, общей моторики. Оборудование: мяч.
Инструкция: «Брось мяч вверх (вниз)», «Встань впереди (сзади) меня»,
«Подними правую руку(ногу)» и др.
«Слушай внимательно - выполняй старательно № 2».
Цель:
развитие
пространственных
понятий
с
использованием
предложных
конструкций.
Оборудование: кукла, посуда, мебель для куклы, муляжи фруктов
Инструкция:
«Посади куклу на стул», «Поставь тарелочку на стол»,
«Поставь игрушку на верхнюю полку», «положи банан между яблоком и
апельсином» и др.
«Горошины».
Цель:
развитие
пространственного
восприятия,
формирование точности движений мелкой моторики рук. Оборудование: корзина,
горох.
Ход игры: Перед детьми на стол высыпаются горошины. Предлагаю детям
брать горошины большим и указательным пальцами одновременно обеими
руками и укладывать их в корзину. Инструкция: «Бери горошины обеими руками.
Укладывай горошины в корзину».
«Накорми
цыплят».
Цель:
развитие
пространственного
восприятия,
координации мелкой моторики рук, слухоречевой памяти. Оборудование: лист
бумаги, два карандаша (на каждого ребёнка).
Ход игры:
«Цыпленок вышел погулять, и ему захотелось поклевать
зернышек». Детям предлагается взять в левую и в правую руку по карандашу и
«насыпать» зернышек на своих листах одновременным постукиванием карандаша
по бумаге, держа его вертикально (порядок расставления точек произвольный).
Инструкция: «Возьми карандаши. Насыпь зёрнышки»
Развитие ритмических способностей
Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление
речевых
механизмов.
Ритмическая
способность
является
генетически
обусловленной, и если у детей с нормой развития, она развивается наиболее
активно в период дошкольного детства, то у детей с отклонениями в развитии
чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной
организации движений, деятельности и поведения вследствие имеющегося
дефекта.
Поэтому
для
таких
детей
необходима
система
коррекционно-
развивающей
работы,
направленной
на
последовательное
формирование
ритмической способности в различных видах деятельности.
Пример: «Повтори, как я».
Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому
восприятию. Развивать внимательность.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3 (в
начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в
процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому
восприятию,
то
есть
с
закрытыми
глазами).
Затем
дети
повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками
одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок
ногами.
II. Основной этап работы.
На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственных
представлений,
ритмической
и
динамической
деятельности
и
добавляем
следующие блоки работы: работу над развитием мелкой и артикуляционной
моторики, проговаривание отдельных гласных и согласных звуков, слогов разной
сложности, слов доступного класса, фраз и предложений.
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Биоэнергопластика- это новое направление в логопедической работе,
представляет
собой
соединение
движений
артикуляционного
аппарата
с
движениями
кисти
руки.
Я
использовала
обозначения
звуков
жестами,
предложенными С.Е. Большаковой, Т. В. Грузиновой.
Проговаривание отдельных звуков.
В своей практике работу над воспроизведением гласных и согласных
звуков я провожу с помощью карточек с изображениями символов звуков М.Ф.
Фомичевой. Сначала отрабатываются гласные, согласные раннего онтогенеза. Для
детей
с
грубыми
нарушениями
речи
произнесение
звуков
со
сложным
артикуляционным укладом доступно на более поздних этапах обучения.
Для отработки переключения с одного звука на другой я использую
таблицы Шульте с символами звуков.
Последовательность отработки слогов
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует
правильному
воспроизведению
ритмического
рисунка
слов,
их
слоговой
структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов
родного
языка,
интонацией,
ударением,
ускоряет
развитие
других
лингвистических способностей, например, словообразования.
Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
на прямых слогах (ма, на, па)
на обратных слогах (от, ут, ум)
на закрытых слогах (мак, кап, бух)
на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Выше перечисленные виды слогов отрабатываются с помощью тех же
карточек с символами звуков. Рядом кладутся две карточки, образуя слог. Для
многократного проговаривания одинаковых и разных слогов используются
визуально – ритмические ряды.
Воспроизведение
слогов
проводится
с
одновременной
отработкой
основных ритмов, предложенных Ж.А. Травкиной: «Зайцы - барабанщики»,
«Молоток – молоточек» и т.д.
Также я активно использую в игровых ситуациях ритмы Т.Н. Новиковой
– Иванцовой.
1-ый ритм __/__ _____ два слога с первым ударным. Символ ритма – Зая
бьет лапкой по пеньку.
2-ой ритм _____ __/__ два слога со вторым ударным. Символ ритма –
Коза стучит копытцем.
3-ий ритм __/__ _____ _____ три слога с первым ударным. Символ
ритма – Курица бьет крыльями.
4-ый ритм _____ __/__ _____ три слога со вторым ударным. Символ
ритма – Собака машет хвостиком.
5-ый ритм _____ _____ __/__ три слога с третьим ударным. Символ
ритма – Какаду щелкает клювом.
6-ой ритм __/__ один слог. Символ ритма – Кит бьет хвостом.
Проговаривание слов доступного слогового класса
При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно
учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из
всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем
уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова
доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно
уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в
зону ближайшего развития.
«Сложи – скажи!» Такая инструкция дается детям на каждом занятии по
формированию слоговой структуры речи.
После отработки разных слогов начинаем из них составлять слова. На
данном этапе я беру на вооружение следующие игры и пособия:
Игрушки на слова I, II. III класса. Данные игрушки делятся на 1, 2, 3
части, в зависимости от количества слогов. Например: КИТ, МЯЧ –
одна деталь, СО-ВА, ТУ-ЧА, ХО-МА – две детали, ПО-МА-ДА, КУ-
БИ-КИ, СО-БА-КА – три. Игрушки вязаные, детали соединяются
липучками. Такое пособие очень хорошо подходит и для запуска
речи.
Карточки на слова из 2 – 3х слогов, которые разделены на части.
Ребенок складывает части картинок, называет слово полностью.
Карточки со словами 1 – 14 класса по С.Е. Большаковой.
Используются при отработке плавного, слитного воспроизведения
слов той или иной слоговой структуры.
Пособия «Начинаем говорить» Д.Л. Лейзеровой, включающие в себя
материал для запуска речи и преодоления нарушений слоговой
структуры слова. В пособие входит три комплекта карточек, где
представлены задания на усвоение слов I, II. III класса.
Отработка фразы, формирование грамматического строя.
Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и
простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном
процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и
соединение их в словах разной слоговой структуры.
Я с детям предлагаю различные игры на формирование односложной
фразы.
Например:
Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ». «Представь, что я командир и
буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь. Иди
– иду. Беги – бегу. И т.д.»
Упражнение « КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?» Логопед сообщает
ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. Затем
показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит
ответить на вопрос: « Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед: Ребенок:
Это конь. Кого ты видел? Коня.
Это бык. Кого ты видел? Быка.
Это пони. Кого ты видел? Пони.
Это пума. Кого ты видел? Пуму.
Это як. Кого ты видел? Яка.
На формирование двусложной и более фразы я предлагаю детям
произносить фразы, состоящие из слов I и II класса. Ребенок произносит фразу,
нажимая на кнопки, соблюдая ударения (с ударениями дети познакомились на
этапе проговаривания отдельных слогов).
Например:
ДИ – МА, НЕ – СИ ДЫ – НЮ.
СА – БИ – НА, У – ВО – ДИ СО – БА – КУ.
Интересные
задания
на
формирование
фразы
представлены
и
в
вышеуказанном пособии «Начинаем говорить» Д.Л. Лейзеровой. Главные герои
Дима, Сабина и Том предлагают детям выполнить разные задания.
Также для отработки в тексте звуков раннего онтогенеза я использую
пособие Н.В. Нищевой «Расти малыш! Занимаюсь с логопедом. Вызывание
фразовой речи у детей (2 – 3 года)». Данное пособие очень подходит для работы с
детьми с моторной алалией.
Таким образом, на занятиях с дошкольниками с I-II уровнем речевого
развития осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой
структуры слова. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и
позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые
навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять
в речи слова разной степени сложности