Напоминание

дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Самоделкин"


Автор: Рыбка Оксана Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа №8.
Населённый пункт: г.Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Самоделкин"
Раздел: начальное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Самоделкин» (для детей с ОВЗ)

(стартовый уровень)

Срок реализации программы: 1год

Автор-составитель:

Рыбка Оксана Юрьевна

Пояснительная записка

Программа кружка «Самоделкин» разработана для обучения глубоко умственно

отсталых детей.

Разработка программы выполнена с учетом опыта обучения тяжело умственно

отсталых детей в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Актуальность разработки данной программы обусловлена:

- социальным заказом общества;

- необходимостью регулирования процессов обучения детей с выраженной умственной

отсталостью

и

обеспечения

реализации

их

права

на

получения

адекватного

дополнительного образования;

- возможностью обобщения результатов практического опыта обучения и воспитания

детей данной категории в ряде коррекционных образовательных учреждений.

Цель программы: социализация и интеграция детей с особенным психофизическим

развитием со средой нормального детства и воспитание общекультурных, социальных,

духовно-нравственных

качеств

личности:

целеустремленность,

трудолюбие,

преодоление трудностей, смелость, навык культурного поведения в обществе.

Программа решает три задачи: образовательную, коррекционно-развивающую и

воспитательную.

Образовательная задача направлена на обучение:

-планировать свою работу в художественно-творческом направлении;

-в создании открыток, панно, картин в технике Пейп-арт как индивидуально, так и в

коллективном творчестве.

Коррекционно-развивающая задача:

-

направлена

на

коррекцию

и

компенсацию

имеющихся

нарушений,

как

в

общекультурном воспитании, так и в интеллектуальном развитии;

- направлена на развитие творчества и трудового воспитания;

- направлена на формирование и коррекцию психических процессов: воображения,

мышления, памяти, внимания, речи, средствами художественного творчества,

- оказывает положительное воздействия на эмоционально-волевую сферу, что в целом

способствует повышению психофизической толерантности.

Воспитательная задача – социализация и адаптация в современном обществе, через

художественное

творчество,

практическую

деятельность,

воспитание

дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, трудолюбия, доброты

и других общекультурных качеств.

Для реализации поставленных целей и задач педагогическая деятельность строится в

соответствии со следующими принципами современной педагогики:

- принцип свободы выбора, свободы творчества;

-

принцип

психологической

комфортности,

предполагает

психологическую

защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для

самореализации;

-

принцип

деятельностного

обучения

познание

нового

идет

на

основе

деятельностного участия ребенка в создание этого «нового»;

-

принцип

индивидуальности

-

максимально

учитываются

индивидуальные

особенности ребенка, его характер, возраст, темперамент, настроение;

- принцип гуманности – гуманный характер отношений педагога и ребенка.

Совместная деятельность основана на реальном сотрудничестве, демократичности и

творческих началах;

- креативный принцип - учить творчеству, то есть инициировать и поощрять

потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и

проблемных ситуаций.

Отличительная особенность программы в том, что она разноуровневая- это

позволяет использовать дифференцированный подход в обучении детей. Практические

задания способствуют развитию у детей творческих способностей.

Для того чтобы подвести детей к успешному освоению данной Программы на занятиях

применяются различные методы и формы работы:

Методы работы:

Словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ,

беседа, сказка).

Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков

ручного труда.

Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся

умения планировать свою предстоящую работу.

Последовательный метод- позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как

ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме

Познавательный метод- формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы,

способствует

активному

применению

ранее

полученных

знаний,

развивает

мыслительную деятельность.

Репродуктивный метод- закрепляет навыки последовательной работы.

Метод коллективной, творческой деятельности- позволяет развивать творческое

мышление,

учит

решать

поставленные

задачи

совместно

с

коллективом

единомышленников.

Обьяснительно-иллюстративный метод;

Частично-поисковый метод;

Метод самостоятельной работы;

Создание ситуации успеха;

Метод поощрения;

Формы обучения: индивидуально-групповая, групповая, экскурсия, конкурс.

Освоение материала происходит в основном в процессе практической и

творческой деятельности. Так, в работе над изделием, дети должны всегда добиваться

поставленной цели, стремиться к качественному исполнению работы, выделять

основные этапы изготовления изделий, применять ранее полученные знания и

приемы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 14-16

лет.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год (30ч)

Формы занятий:

-коллективное занятие,

-экскурсия, конкурс, отчетная выставка, участие в выставочных мероприятиях иных

учреждений,

-вводные занятия, практическое занятие.

Занятия по данной Программе состоят из практической и теоретической частей.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу, итого - 30ч.

Планируемые результаты:

Основной показатель качества освоения программы — личностный рост

обучающегося, его самореализация.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

-повышение культуры общения;

-развитие способностей к творческому самовыражению, при помощи использования

приобретённых знаний и умений в практической деятельности: для

решения простейших задач; для выполнения различных действий с бумагой, картоном,

природными материалами, подручными средствами.

-умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и

аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе

взаимопонимания и уважения;

-усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места,

режима работы;

-усвоить основные навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и

синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

-усвоить знания оценки и осмысливания результатов своих действий.

Будут знать:

-виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити,

верёвки, природные материалы), их свойства и названия;

-назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов

(стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);

-технологическую

последовательность

изготовления

простейших

поделок

из

изученных материалов;

-названия

приёмов

изготовления

несложных

изделий

(разметка,

обрывание,

разрезывание, сгибание, сборка и т.д.);

-определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с

помощью клея, нитей, пластилина).

Будут уметь:

-рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время

работы в соответствии с используемым материалов (в соответствии с требованиями

учителя);

-правильно работать ручными инструментами под контролем учителя с соблюдением

техники безопасности;

-различать материалы и инструменты по их назначению;

-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

-выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;

-экономно использовать материалы при изготовлении поделок;

-с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу,

опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов

собственной практической деятельности, сравнивая с ними готовое изделие.

Способы проверки результатов освоения Программы:

-участие в различных выставках, конкурсах (школьных, городских)

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, его

воплощение автором, сравнение. В конце года проводится отчетная выставка

творческих работ, в которой участвуют все обучающиеся.

Критериями оценивания полученных результатов являются:

-рост художественного уровня работ;

-активность

участия

в

коллективных

работах

и

мероприятиях,

проявление

организаторской инициативы.

Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Работа с бумагой

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа.

2.

Материал- бумага.

1

1

1

Беседа. Опрос.

3.

Обрывная аппликация «Котенок».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

4.

Обработка бумаги, техника «оригами».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

5.

Изделия «Лисенок», «Собачка» в

технике «оригами».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

6.

Коллективная работа в технике

«оригами « Цветочная полянка».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

Работа с пластилином

7.

Вводное занятие.

1

1

1

Беседа.

8.

Основные приемы и способы лепки.

1

1

1

Беседа. Опрос.

9.

Лепка дерева (исходная форма -

цилиндр).

1

1

1

Беседа.

10.

Композиция «Грибы на лесной поляне».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

11.

Изделие «Котенок».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

12.

Изделие «Щенок».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

13.

Изделие «На морском дне».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

14.

Изделие «Корзина с фруктами».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

15.

Изделие «Снегирь».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

16.

Изделие «Жираф».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

17.

«Пингвины на льдинах» (сюжетная

композиция).

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

Работа с природным материалом

18.

«Чудесный мир природы». Экскурсия в

природу.

1

1

1

Беседа.

19.

Аппликация «Лесные бабочки».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

20.

Аппликация «Сказочные рыбки».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

21.

Аппликация «Кораблик по морю

плывет…»

1

Беседа. Практическое занятие.

22.

Изделие «Черепашка».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

23.

Изделие «Филин на дереве».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие

24.

Изделие «Веселые ежики».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

Работа с нитками

25

Вводное занятие.

1

1

1

Беседа.

26.

«В гостях у «Бабушки - Рукодельницы».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

27.

Изделие «Кукла».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

28.

Изделие «Красный помпон».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

29.

Изделие «Пушистые бусы» (помпон).

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

30.

Изделие «Солнышко».

1

1

1

Беседа. Практическое занятие.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-

во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Сентябрь

07

14.15-14.55

Беседа.

1

Вводное занятие

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

2.

Сентябрь

14

14.15-14.55

Беседа.

1

Материал- бумага.

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

Опрос

3.

Сентябрь

2

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Обрывная

аппликация

«Котенок».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

4.

Сентябрь

28

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Обработка бумаги,

техника «оригами».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

5.

Октябрь

12

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделия «Лисенок»,

«Собачка» в

технике «оригами».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

6.

Октябрь

19

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Коллективная

работа в технике

«оригами «

Цветочная

полянка».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

Мини-

выставка

7.

Октябрь

26

14.15-14.55

Беседа.

1

«Чудесный мир

природы».

Экскурсия в

природу.

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

8.

Ноябрь

09

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Аппликация

«Лесные бабочки».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

9.

Ноябрь

16

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие.

1

Аппликация

«Сказочные

рыбки».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

10.

Ноябрь

23

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Аппликация

«Кораблик по морю

плывет…»

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

11.

Ноябрь

30

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие

«Черепашка».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

12.

Декабрь

07

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Филин на

дереве».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

13.

Декабрь

14

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Веселые

ежики».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

14.

Декабрь

21

14.15-14.55

Беседа.

1

Вводное занятие.

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

15.

Декабрь

28

14.15-14.55

Беседа.

1

Основные приемы и

способы лепки.

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

Опрос

16.

Январь

11

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Лепка дерева

(исходная форма -

цилиндр).

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

17.

Январь

18

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Композиция «Грибы

на лесной поляне».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

18.

Январь

25

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Котенок».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

19.

Февраль

01

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Щенок».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

20.

Февраль

08

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «На

морском дне».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

21.

Февраль

15

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

1

Изделие «Корзина с

фруктами».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

ое занятие

22.

Март

01

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Снегирь».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

23.

Март

15

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Жираф».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

24.

Март

22

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

«

Пингвины на

льдинах» (сюжетная

композиция).

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

25.

Март

29

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Вводное занятие.

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

26.

Апрель

12

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

«В гостях у

«Бабушки -

Рукодельницы».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

27.

Апрель

19

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Кукла».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

28.

Апрель

26

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Красный

помпон».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

29.

Май

17

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие «Пушистые

бусы» (помпон).

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

30.

Май

24

14.15-14.55

Беседа.

Практическ

ое занятие

1

Изделие

«Солнышко».

МБОУ

Школа№8

Наблюдение

Содержание учебного плана

Раздел. 1. Работа с бумагой

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория; Ознакомление учащихся с режимом работы кружка, содержание

предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами,

клеем. Правила поведения в кабинете для занятий.

Тема 1.2. Материал- бумага.

Теория: История возникновения бумаги, знакомство со свойствами бумаги.

Практика: Составление коллекции бумаги.

Тема 1.3. Сгибание и разгибание бумаги по разметке.

Теория: Рассказ, об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки

листа.

Практика: Учащиеся с помощью педагога размечают лист бумаги и сгибают

бумагу по разметке.

Тема 1.4. Сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

Теория: Рассказать о сгибании листа бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

Практика: Учащиеся с помощью педагога сгибают лист бумаги пополам,

совмещая углы и стороны.

Тема 1.5. Аппликация из бумаги (геометрические фигуры: круги, квадраты)

Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные

для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник,

круг, прямоугольник и т.д.

Тема 1.6. Аппликация из «ладошек».

Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».

Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление

коллективной композиции.

Тема 1.7. Обрывная аппликация «Котенок».

Теория: Знакомство с техникой обрывной аппликации. Беседа о домашних

животных. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная.

Практика: Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок».

Тема 1.8.Обработка бумаги, техника «оригами».

Теория: История возникновение оригами. Основные типы оригами. Материалы и

инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами и

материалами. Схемы для изготовления оригами.

Практика:

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.

Тема 1.9.Изделия «Лисенок», «Собачка» в технике «оригами».

Теория: Базовая форма «треугольник».

Практика: Изготовление работы «Лисёнок». «Собачка».

Тема 1.10. Коллективная работа в технике «оригами « Цветочная полянка».

Теория: Схемы для изготовления оригами.

Практика: Выполнение коллективной работы.

Раздел 2. Работа с пластилином

Тема 2.1. Вводное занятие.

Теория:

История

возникновения

лепки.

Знакомство

с

материалами

и

инструментами

для

лепки

(пластилин,

картон,

оргстекло,

стеки,

деревянные

зубочистки), со скульптурой как видом изобразительного искусства, изучение

особенностей композиции трёхмерного изображения. Правила поведения и техника

безопасности на занятиях.

Практика: Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Техника

безопасности. Соблюдение техники безопасности.

Тема 2.2 Основные приемы и способы лепки.

Теория: Знакомство с конструктивным, пластическим и комбинированным

способами лепки. Понятие «рельеф». Изучение исходных форм.

Практика: Выполнение основных исходных форм из пластилина.

Тема 2.3 Лепка овощей и фруктов.

Теория:

Беседа

о

многообразии

форм

в

природе;

последовательность

выполнения

предметов

простой

формы

(овощей

и фруктов).

Знакомство

с

пропорциями и характером предметов, плоскостях.

Изучение исходной формы

«шар», «овал».

Практика: Лепка фруктов и овощей.

Составление несложной композиции

«Осенний урожай

Тема 2.4. Лепка дерева (исходная форма - цилиндр).

Теория: Научить

различать породы деревьев, познакомить с исходной формой

цилиндр.

Развить

наблюдательности,

начальные

навыки

пространственных

построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия.

Понятие «стека», «конус». Последовательность лепки дерева.

Практика: Лепка дерева (ствол, ветви, листья), выполнение из конуса и шара

простых листьев. Крепление дерева на картонную основу.

Тема 2.5. Композиция «Грибы на лесной поляне».

Теория: Закрепление исходной форма – диск, закрепление исходной формы –

цилиндр. Последовательность составления композиции из грибов. Инструменты и

материалы.

Практика: Лепка грибов (различных по форме, размеру, цвету). Составление

несложной композиции на картонной основе.

Тема 2.6. Изделие «Котенок».

Теория: Знакомство с творчеством художников-анималистов. Просмотр репродукций.

Закрепление исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму частей

животного

овальную

(туловище),

округлую

(голова),

цилиндрическую

(ноги),

передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).

Последовательность лепки котенка.

Практика: Лепка отдельных форм, сборка фигуры котенка.

Тема 2.7. Изделие «Щенок».

Теория: Закрепление исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму

частей животного овальную (туловище), конусную (голова), цилиндрическую (ноги),

передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).

Последовательность лепки щенка.

Практика: Лепка отдельных форм, сборка фигуры щенка.

Тема . 2.8. Лепка посуды.

Теория:

Демонстрация

иллюстраций

лепной

посуды.

Формирование

представлений о связи эстетических и функциональных качеств посуды. Развитие

умений конструирования художественной формы. Инструменты и материалы.

Практика: Лепка предметов посуды (чашка, тарелка, чайник).

Тема . 2.9. Выполнение элементов: «шар», «конус», «жгут», «валик».

Теория:

Разновидности

пластилиновых

картин

(плоскостная,

рельефная,

аппликация).

Понятие «пластилиновый мазок».

Основные приемы и техника

нанесения мазков. Приемы лепки (использование элементов шар, конус, жгут, валик).

Техника безопасности.

Практика: Отработка приемов лепки с использованием основных элементов,

нанесения мазков на картон.

Тема 2.11. Изделие «Незабудки».

Теория:

Демонстрация готовых работ, фотографии выполненных в технике

«пластилиновая живопись». Способы смешивания пластилина. Инструменты и

материалы для лепки. Последовательность выполнения панно «незабудки».

Практика: Отработать умение выполнять мазки из пластилина. Заполнение фона

панно мазками (формат А5), лепка объемных элементов (лепестки, стебли, листья), и

приклеивание их на основу.

Тема 2.3. Изделие «На морском дне».

Теория: Закрепление элемента «жгут». Инструменты и материалы для лепки.

Последовательность выполнения панно «На морском дне».

Практика:

Выполнение

деталей

для

панно

(рыбки,

камни,

водоросли),

заполнение фона панно мазками (формат А5). Приклеивание деталей на основу.

Тема 2.12. Изделие «Корзина с фруктами».

Теория: Демонстрация готовых работ. Закрепление элемента «шар», «конус»,

«валик»,

«жгут».

Инструменты

и

материалы

для

лепки.

Последовательность

выполнения панно - аппликации «Корзина с фруктами».

Практика:

Выполнение деталей для панно (фрукты, жгуты для корзины).

Приклеивание деталей на цветной картон.

Тема 2.13. Изделие «Снегирь».

Теория: Закрепление элемента «шар». Инструменты и материалы для лепки.

Последовательность выполнения панно - аппликации «Снегирь».

Практика: Выполнение деталей- шариков для нужного цвета. Приклеивание

шариков из пластилина на белый картон с готовым изображением.

Тема 2.14. Изделие «Жираф».

Теория:

Просмотр

фотографий

и

рисунков

и

изображением

жирафа

.

Последовательность выполнения панно «Жираф».

Практика: Выполнение деталей- шариков для нужного цвета. Приклеивание

шариков из пластилина на голубой картон с готовым изображением.

Тема 2.15. Панно «Радуга».

Теория: Демонстрация готовых работ. Закрепление элемента «шар», «конус»,

«валик», «жгут», «диск». Закрепление навыка смешивания пластилина. Инструменты

и материалы для лепки. Последовательность выполнения панно.

Практика: Выполнение эскиза панно, деталей для панно (жгуты для радуги,

цветы, солнце). Заполнение фона панно мазками нужного цвета.

Раздел 3. Работа с природным материалом.

Тема 3.1.

Теория: Рассказать о значении природы для человека, необходимости защиты.

Виды природного материала.

Практика: Способ обработки и хранения.

Тема 3.2. Аппликация «Лесные бабочки».

Теория: История аппликации из природного материала. Аппликация предметная,

сюжетная, декоративная.

Практика: Создание композиции из засушенных листьев.

Тема 3.3.Аппликация «Сказочные рыбки».

Теория: Воспитывать интерес к работе с природным материалом. Получать

радость от результатов своего труда.

Практика: Выполнение изделия.

Тема 3.4. Аппликация «Кораблик по морю плывет…»

Теория: Развивать эстетический вкус. Формировать у детей умение располагать

композицию на листе. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения

аппликации из осенних листьев.

Практика: Выполнение аппликации из осенних листьев.

Тема 3.5. Изделие

«Черепашка».

Теория: Создавать образ черепашки с помощью каштана и грецкого ореха,

совершенствовать навыки и умение в работе с природным материалом.

Практика: Выполнение изделия из грецкого орех, каштан, семена ясеня,

пластилина.

Тема 3.6.

Изделие «Старик-лесовик».

Теория:

Учить

изготавливать

лесовичка

из

еловых

шишек,

дополняя

растительными элементами, веточками, листьями. Расширять представления детей о

разнообразии природного материала.

Практика: Изготовление изделия из еловых и сосновых шишке, веточек и

листьев растений.

Тема 3.7. Изделие «Филин на дереве».

Теория:

Учить детей делать поделку из разнообразного природного материала.

Развивать интерес к работе, мелкую моторику рук. Формировать умение доводить

начатое дело до конца.

Практика: Изготовление поделки из еловых шишек и пластилина.

Тема 3.8. Изделие «Веселые ежики».

Теория: Изготавливать ежика из сосновых шишек, украшая дополнительными

элементами для выразительности образа. Воспитывать у детей желание заниматься

интересной работой с природным материалом.

Практика: Выполнение изделия из сосновых шишек, пластилина, семена

растений.

Тема 3.9.Изделие «Птичка».

Теория:

Закрепить

навык

работы

с

плодом

каштана;

способствовать

дальнейшему

формированию

навыков

соединения

деталей;

воспитывать

настойчивость в достижении цели.

Практика:

Изготовление

птички

из

каштана,

веточек

деревьев,

перьев,

пластилин

.

Тема 3.10. «Зоосад» (сюжетная композиция).

Теория: Учить детей создавать коллективную работу из природного материала и

ранее сделанных игрушек, формировать умение, планировать свою деятельность с

учетом общей цели. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Практика: Выполнение сюжетной композиции из веточек осенних деревьев,

листьев, ягод рябины, игрушек из природного материала.

Тема 3.11. «Пингвины на льдинах» (сюжетная композиция).

Теория: Учить детей работать коллективно над одной темой, выполняя при этом

определенные задания; совершенствовать навыки соединения ракушек способом

склеивания, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Практика: Изготовление композиции (мидии, ракушки, клей, краски, пластилин).

Тема 3.12. Изделие «Вертолет».

Теория: Учить детей делать игрушку из разных природных материалов,

закреплять ранее приобретенные навыки работы с природным материалом, развивать

умение, планировать предстоящую работу.

Практика: Выполнение поделки.

Раздел 4. Работа с нитками.

Тема 4.1. Вводное занятие.

Теория: Познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении. Учить

определять нитки по цвету и толщине. Чтение сказки о цветных клубочках.

Практика: Дидактическая игра «Определи самую тонкую нить».

Тема 4.2. «В гостях у «Бабушки - Рукодельницы».

Теория: рассмотрение куклы из ниток, беседа с детьми об истории создания

первых кукол. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления

ниток.

Тема 4.3. Изделие «Кукла».

Теория:

Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления

ниток. Обогащать лексику признаками и действиями.

Воспитывать усидчивость,

интерес

к

процессу

работы,

чтобы

результат

труда

приносил

радость

и

удовлетворение.

Практика: Изготовление простой куклы.

Тема 4.4. Изделие «Красный помпон».

Теория: Учить наматывать нитку на шаблон; развивать внимательность,

усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими

руками одновременно.

Практика: Изготовление изделия.

Тема 4.5. Изделие «Пушистые бусы» (помпон).

Теория: Развивать умение составлять коллективную композицию. Развивать

мелкую моторику. Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять

технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание

узелка, снятие с шаблона.

Практика: Выполнение коллективной композиции.

Тема 4.6. Аппликация «Каждый листик золотой…»

Теория: Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить

работе с клеем и резанными нитками. Учить воплощать задуманный образ, создавая

композицию на листе картона.

Практика: Выполнение аппликации из ниток.

Тема 4.7. Аппликация «Собачка».

Теория: Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из

ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их

мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Практика: Изготовление аппликации.

Тема 4.8. Аппликация «Котенок».

Теория: Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из

ниток. Учить равномерно намазывать изображение котенка пластилином и посыпать

их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Учить располагать готовую работу.

Практика: Выполнение аппликации из ниток.

Тема 4.9. «Маленький портной»- игра-шнуровка.

Теория: Показать детям, как продевая шнурок в отверстие, можно обвязать

силуэт красивым узором.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Учить

самостоятельно составлять узор на силуэте.

Практика: Игра« Кто быстрее смотает клубочек».

Тема 4.10. Изделие «Солнышко».

Теория:

Учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное

восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и

интерес к конечному результату.

Практика: Выполнение аппликации из ниток.

Список литературы

1.

Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным

недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.:

Просвещение,2007. – 265с.

2.

Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах

школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17

3.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский.

– М.: Просвещение, 1991. - 275с.

4.

Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,

1987. – 568с.

5.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М., 1984.-т.4.-с.5-243.

6.

Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010

7.

Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.

8.

Гусарова Н.Н. «Техника изонити для школьников.» - С.-П.: , Детство-

Пресс,2007.

9.

Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 2010.

10.Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000

11.Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.

12.Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2005г.

13.Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.

14.Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.



В раздел образования