Автор: Рыбка Оксана Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа №8.
Населённый пункт: г.Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Самоделкин"
Раздел: начальное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Самоделкин» (для детей с ОВЗ)
(стартовый уровень)
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель:
Рыбка Оксана Юрьевна
Пояснительная записка
Программа кружка «Самоделкин» разработана для обучения глубоко умственно
отсталых детей.
Разработка программы выполнена с учетом опыта обучения тяжело умственно
отсталых детей в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Актуальность разработки данной программы обусловлена:
- социальным заказом общества;
- необходимостью регулирования процессов обучения детей с выраженной умственной
отсталостью
и
обеспечения
реализации
их
права
на
получения
адекватного
дополнительного образования;
- возможностью обобщения результатов практического опыта обучения и воспитания
детей данной категории в ряде коррекционных образовательных учреждений.
Цель программы: социализация и интеграция детей с особенным психофизическим
развитием со средой нормального детства и воспитание общекультурных, социальных,
духовно-нравственных
качеств
личности:
целеустремленность,
трудолюбие,
преодоление трудностей, смелость, навык культурного поведения в обществе.
Программа решает три задачи: образовательную, коррекционно-развивающую и
воспитательную.
Образовательная задача направлена на обучение:
-планировать свою работу в художественно-творческом направлении;
-в создании открыток, панно, картин в технике Пейп-арт как индивидуально, так и в
коллективном творчестве.
Коррекционно-развивающая задача:
-
направлена
на
коррекцию
и
компенсацию
имеющихся
нарушений,
как
в
общекультурном воспитании, так и в интеллектуальном развитии;
- направлена на развитие творчества и трудового воспитания;
- направлена на формирование и коррекцию психических процессов: воображения,
мышления, памяти, внимания, речи, средствами художественного творчества,
- оказывает положительное воздействия на эмоционально-волевую сферу, что в целом
способствует повышению психофизической толерантности.
Воспитательная задача – социализация и адаптация в современном обществе, через
художественное
творчество,
практическую
деятельность,
воспитание
дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, трудолюбия, доброты
и других общекультурных качеств.
Для реализации поставленных целей и задач педагогическая деятельность строится в
соответствии со следующими принципами современной педагогики:
- принцип свободы выбора, свободы творчества;
-
принцип
психологической
комфортности,
предполагает
психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации;
-
принцип
деятельностного
обучения
–
познание
нового
идет
на
основе
деятельностного участия ребенка в создание этого «нового»;
-
принцип
индивидуальности
-
максимально
учитываются
индивидуальные
особенности ребенка, его характер, возраст, темперамент, настроение;
- принцип гуманности – гуманный характер отношений педагога и ребенка.
Совместная деятельность основана на реальном сотрудничестве, демократичности и
творческих началах;
- креативный принцип - учить творчеству, то есть инициировать и поощрять
потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
Отличительная особенность программы в том, что она разноуровневая- это
позволяет использовать дифференцированный подход в обучении детей. Практические
задания способствуют развитию у детей творческих способностей.
Для того чтобы подвести детей к успешному освоению данной Программы на занятиях
применяются различные методы и формы работы:
Методы работы:
Словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ,
беседа, сказка).
Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков
ручного труда.
Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся
умения планировать свою предстоящую работу.
Последовательный метод- позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как
ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме
Познавательный метод- формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы,
способствует
активному
применению
ранее
полученных
знаний,
развивает
мыслительную деятельность.
Репродуктивный метод- закрепляет навыки последовательной работы.
Метод коллективной, творческой деятельности- позволяет развивать творческое
мышление,
учит
решать
поставленные
задачи
совместно
с
коллективом
единомышленников.
Обьяснительно-иллюстративный метод;
Частично-поисковый метод;
Метод самостоятельной работы;
Создание ситуации успеха;
Метод поощрения;
Формы обучения: индивидуально-групповая, групповая, экскурсия, конкурс.
Освоение материала происходит в основном в процессе практической и
творческой деятельности. Так, в работе над изделием, дети должны всегда добиваться
поставленной цели, стремиться к качественному исполнению работы, выделять
основные этапы изготовления изделий, применять ранее полученные знания и
приемы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 14-16
лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год (30ч)
Формы занятий:
-коллективное занятие,
-экскурсия, конкурс, отчетная выставка, участие в выставочных мероприятиях иных
учреждений,
-вводные занятия, практическое занятие.
Занятия по данной Программе состоят из практической и теоретической частей.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу, итого - 30ч.
Планируемые результаты:
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост
обучающегося, его самореализация.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
-повышение культуры общения;
-развитие способностей к творческому самовыражению, при помощи использования
приобретённых знаний и умений в практической деятельности: для
решения простейших задач; для выполнения различных действий с бумагой, картоном,
природными материалами, подручными средствами.
-умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и
аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе
взаимопонимания и уважения;
-усвоить знания организации учебной деятельности: организация рабочего места,
режима работы;
-усвоить основные навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и
синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
-усвоить знания оценки и осмысливания результатов своих действий.
Будут знать:
-виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити,
верёвки, природные материалы), их свойства и названия;
-назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов
(стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
-технологическую
последовательность
изготовления
простейших
поделок
из
изученных материалов;
-названия
приёмов
изготовления
несложных
изделий
(разметка,
обрывание,
разрезывание, сгибание, сборка и т.д.);
-определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с
помощью клея, нитей, пластилина).
Будут уметь:
-рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время
работы в соответствии с используемым материалов (в соответствии с требованиями
учителя);
-правильно работать ручными инструментами под контролем учителя с соблюдением
техники безопасности;
-различать материалы и инструменты по их назначению;
-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
-экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
-с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу,
опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности, сравнивая с ними готовое изделие.
Способы проверки результатов освоения Программы:
-участие в различных выставках, конкурсах (школьных, городских)
В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, его
воплощение автором, сравнение. В конце года проводится отчетная выставка
творческих работ, в которой участвуют все обучающиеся.
Критериями оценивания полученных результатов являются:
-рост художественного уровня работ;
-активность
участия
в
коллективных
работах
и
мероприятиях,
проявление
организаторской инициативы.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Работа с бумагой
1.
Вводное занятие
1
1
Беседа.
2.
Материал- бумага.
1
1
1
Беседа. Опрос.
3.
Обрывная аппликация «Котенок».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
4.
Обработка бумаги, техника «оригами».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
5.
Изделия «Лисенок», «Собачка» в
технике «оригами».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
6.
Коллективная работа в технике
«оригами « Цветочная полянка».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
Работа с пластилином
7.
Вводное занятие.
1
1
1
Беседа.
8.
Основные приемы и способы лепки.
1
1
1
Беседа. Опрос.
9.
Лепка дерева (исходная форма -
цилиндр).
1
1
1
Беседа.
10.
Композиция «Грибы на лесной поляне».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
11.
Изделие «Котенок».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
12.
Изделие «Щенок».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
13.
Изделие «На морском дне».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
14.
Изделие «Корзина с фруктами».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
15.
Изделие «Снегирь».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
16.
Изделие «Жираф».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
17.
«Пингвины на льдинах» (сюжетная
композиция).
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
Работа с природным материалом
18.
«Чудесный мир природы». Экскурсия в
природу.
1
1
1
Беседа.
19.
Аппликация «Лесные бабочки».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
20.
Аппликация «Сказочные рыбки».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
21.
Аппликация «Кораблик по морю
плывет…»
1
Беседа. Практическое занятие.
22.
Изделие «Черепашка».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
23.
Изделие «Филин на дереве».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие
24.
Изделие «Веселые ежики».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
Работа с нитками
25
Вводное занятие.
1
1
1
Беседа.
26.
«В гостях у «Бабушки - Рукодельницы».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
27.
Изделие «Кукла».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
28.
Изделие «Красный помпон».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
29.
Изделие «Пушистые бусы» (помпон).
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
30.
Изделие «Солнышко».
1
1
1
Беседа. Практическое занятие.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-
во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1.
Сентябрь
07
14.15-14.55
Беседа.
1
Вводное занятие
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
2.
Сентябрь
14
14.15-14.55
Беседа.
1
Материал- бумага.
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
Опрос
3.
Сентябрь
2
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Обрывная
аппликация
«Котенок».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
4.
Сентябрь
28
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Обработка бумаги,
техника «оригами».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
5.
Октябрь
12
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделия «Лисенок»,
«Собачка» в
технике «оригами».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
6.
Октябрь
19
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Коллективная
работа в технике
«оригами «
Цветочная
полянка».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
Мини-
выставка
7.
Октябрь
26
14.15-14.55
Беседа.
1
«Чудесный мир
природы».
Экскурсия в
природу.
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
8.
Ноябрь
09
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Аппликация
«Лесные бабочки».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
9.
Ноябрь
16
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие.
1
Аппликация
«Сказочные
рыбки».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
10.
Ноябрь
23
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Аппликация
«Кораблик по морю
плывет…»
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
11.
Ноябрь
30
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие
«Черепашка».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
12.
Декабрь
07
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Филин на
дереве».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
13.
Декабрь
14
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Веселые
ежики».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
14.
Декабрь
21
14.15-14.55
Беседа.
1
Вводное занятие.
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
15.
Декабрь
28
14.15-14.55
Беседа.
1
Основные приемы и
способы лепки.
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
Опрос
16.
Январь
11
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Лепка дерева
(исходная форма -
цилиндр).
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
17.
Январь
18
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Композиция «Грибы
на лесной поляне».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
18.
Январь
25
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Котенок».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
19.
Февраль
01
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Щенок».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
20.
Февраль
08
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «На
морском дне».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
21.
Февраль
15
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
1
Изделие «Корзина с
фруктами».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
ое занятие
22.
Март
01
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Снегирь».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
23.
Март
15
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Жираф».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
24.
Март
22
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
«
Пингвины на
льдинах» (сюжетная
композиция).
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
25.
Март
29
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Вводное занятие.
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
26.
Апрель
12
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
«В гостях у
«Бабушки -
Рукодельницы».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
27.
Апрель
19
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Кукла».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
28.
Апрель
26
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Красный
помпон».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
29.
Май
17
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие «Пушистые
бусы» (помпон).
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
30.
Май
24
14.15-14.55
Беседа.
Практическ
ое занятие
1
Изделие
«Солнышко».
МБОУ
Школа№8
Наблюдение
Содержание учебного плана
Раздел. 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория; Ознакомление учащихся с режимом работы кружка, содержание
предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами,
клеем. Правила поведения в кабинете для занятий.
Тема 1.2. Материал- бумага.
Теория: История возникновения бумаги, знакомство со свойствами бумаги.
Практика: Составление коллекции бумаги.
Тема 1.3. Сгибание и разгибание бумаги по разметке.
Теория: Рассказ, об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки
листа.
Практика: Учащиеся с помощью педагога размечают лист бумаги и сгибают
бумагу по разметке.
Тема 1.4. Сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Теория: Рассказать о сгибании листа бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Практика: Учащиеся с помощью педагога сгибают лист бумаги пополам,
совмещая углы и стороны.
Тема 1.5. Аппликация из бумаги (геометрические фигуры: круги, квадраты)
Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные
для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник и т.д.
Тема 1.6. Аппликация из «ладошек».
Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».
Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление
коллективной композиции.
Тема 1.7. Обрывная аппликация «Котенок».
Теория: Знакомство с техникой обрывной аппликации. Беседа о домашних
животных. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная.
Практика: Изготовление аппликации из обрывных кусочков бумаги «Котенок».
Тема 1.8.Обработка бумаги, техника «оригами».
Теория: История возникновение оригами. Основные типы оригами. Материалы и
инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами и
материалами. Схемы для изготовления оригами.
Практика:
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.
Тема 1.9.Изделия «Лисенок», «Собачка» в технике «оригами».
Теория: Базовая форма «треугольник».
Практика: Изготовление работы «Лисёнок». «Собачка».
Тема 1.10. Коллективная работа в технике «оригами « Цветочная полянка».
Теория: Схемы для изготовления оригами.
Практика: Выполнение коллективной работы.
Раздел 2. Работа с пластилином
Тема 2.1. Вводное занятие.
Теория:
История
возникновения
лепки.
Знакомство
с
материалами
и
инструментами
для
лепки
(пластилин,
картон,
оргстекло,
стеки,
деревянные
зубочистки), со скульптурой как видом изобразительного искусства, изучение
особенностей композиции трёхмерного изображения. Правила поведения и техника
безопасности на занятиях.
Практика: Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Техника
безопасности. Соблюдение техники безопасности.
Тема 2.2 Основные приемы и способы лепки.
Теория: Знакомство с конструктивным, пластическим и комбинированным
способами лепки. Понятие «рельеф». Изучение исходных форм.
Практика: Выполнение основных исходных форм из пластилина.
Тема 2.3 Лепка овощей и фруктов.
Теория:
Беседа
о
многообразии
форм
в
природе;
последовательность
выполнения
предметов
простой
формы
(овощей
и фруктов).
Знакомство
с
пропорциями и характером предметов, плоскостях.
Изучение исходной формы
«шар», «овал».
Практика: Лепка фруктов и овощей.
Составление несложной композиции
«Осенний урожай
Тема 2.4. Лепка дерева (исходная форма - цилиндр).
Теория: Научить
различать породы деревьев, познакомить с исходной формой
цилиндр.
Развить
наблюдательности,
начальные
навыки
пространственных
построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия.
Понятие «стека», «конус». Последовательность лепки дерева.
Практика: Лепка дерева (ствол, ветви, листья), выполнение из конуса и шара
простых листьев. Крепление дерева на картонную основу.
Тема 2.5. Композиция «Грибы на лесной поляне».
Теория: Закрепление исходной форма – диск, закрепление исходной формы –
цилиндр. Последовательность составления композиции из грибов. Инструменты и
материалы.
Практика: Лепка грибов (различных по форме, размеру, цвету). Составление
несложной композиции на картонной основе.
Тема 2.6. Изделие «Котенок».
Теория: Знакомство с творчеством художников-анималистов. Просмотр репродукций.
Закрепление исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму частей
животного
овальную
(туловище),
округлую
(голова),
цилиндрическую
(ноги),
передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).
Последовательность лепки котенка.
Практика: Лепка отдельных форм, сборка фигуры котенка.
Тема 2.7. Изделие «Щенок».
Теория: Закрепление исходной формой – овал, шар. Научить передавать форму
частей животного овальную (туловище), конусную (голова), цилиндрическую (ноги),
передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы).
Последовательность лепки щенка.
Практика: Лепка отдельных форм, сборка фигуры щенка.
Тема . 2.8. Лепка посуды.
Теория:
Демонстрация
иллюстраций
лепной
посуды.
Формирование
представлений о связи эстетических и функциональных качеств посуды. Развитие
умений конструирования художественной формы. Инструменты и материалы.
Практика: Лепка предметов посуды (чашка, тарелка, чайник).
Тема . 2.9. Выполнение элементов: «шар», «конус», «жгут», «валик».
Теория:
Разновидности
пластилиновых
картин
(плоскостная,
рельефная,
аппликация).
Понятие «пластилиновый мазок».
Основные приемы и техника
нанесения мазков. Приемы лепки (использование элементов шар, конус, жгут, валик).
Техника безопасности.
Практика: Отработка приемов лепки с использованием основных элементов,
нанесения мазков на картон.
Тема 2.11. Изделие «Незабудки».
Теория:
Демонстрация готовых работ, фотографии выполненных в технике
«пластилиновая живопись». Способы смешивания пластилина. Инструменты и
материалы для лепки. Последовательность выполнения панно «незабудки».
Практика: Отработать умение выполнять мазки из пластилина. Заполнение фона
панно мазками (формат А5), лепка объемных элементов (лепестки, стебли, листья), и
приклеивание их на основу.
Тема 2.3. Изделие «На морском дне».
Теория: Закрепление элемента «жгут». Инструменты и материалы для лепки.
Последовательность выполнения панно «На морском дне».
Практика:
Выполнение
деталей
для
панно
(рыбки,
камни,
водоросли),
заполнение фона панно мазками (формат А5). Приклеивание деталей на основу.
Тема 2.12. Изделие «Корзина с фруктами».
Теория: Демонстрация готовых работ. Закрепление элемента «шар», «конус»,
«валик»,
«жгут».
Инструменты
и
материалы
для
лепки.
Последовательность
выполнения панно - аппликации «Корзина с фруктами».
Практика:
Выполнение деталей для панно (фрукты, жгуты для корзины).
Приклеивание деталей на цветной картон.
Тема 2.13. Изделие «Снегирь».
Теория: Закрепление элемента «шар». Инструменты и материалы для лепки.
Последовательность выполнения панно - аппликации «Снегирь».
Практика: Выполнение деталей- шариков для нужного цвета. Приклеивание
шариков из пластилина на белый картон с готовым изображением.
Тема 2.14. Изделие «Жираф».
Теория:
Просмотр
фотографий
и
рисунков
и
изображением
жирафа
.
Последовательность выполнения панно «Жираф».
Практика: Выполнение деталей- шариков для нужного цвета. Приклеивание
шариков из пластилина на голубой картон с готовым изображением.
Тема 2.15. Панно «Радуга».
Теория: Демонстрация готовых работ. Закрепление элемента «шар», «конус»,
«валик», «жгут», «диск». Закрепление навыка смешивания пластилина. Инструменты
и материалы для лепки. Последовательность выполнения панно.
Практика: Выполнение эскиза панно, деталей для панно (жгуты для радуги,
цветы, солнце). Заполнение фона панно мазками нужного цвета.
Раздел 3. Работа с природным материалом.
Тема 3.1.
Теория: Рассказать о значении природы для человека, необходимости защиты.
Виды природного материала.
Практика: Способ обработки и хранения.
Тема 3.2. Аппликация «Лесные бабочки».
Теория: История аппликации из природного материала. Аппликация предметная,
сюжетная, декоративная.
Практика: Создание композиции из засушенных листьев.
Тема 3.3.Аппликация «Сказочные рыбки».
Теория: Воспитывать интерес к работе с природным материалом. Получать
радость от результатов своего труда.
Практика: Выполнение изделия.
Тема 3.4. Аппликация «Кораблик по морю плывет…»
Теория: Развивать эстетический вкус. Формировать у детей умение располагать
композицию на листе. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения
аппликации из осенних листьев.
Практика: Выполнение аппликации из осенних листьев.
Тема 3.5. Изделие
«Черепашка».
Теория: Создавать образ черепашки с помощью каштана и грецкого ореха,
совершенствовать навыки и умение в работе с природным материалом.
Практика: Выполнение изделия из грецкого орех, каштан, семена ясеня,
пластилина.
Тема 3.6.
Изделие «Старик-лесовик».
Теория:
Учить
изготавливать
лесовичка
из
еловых
шишек,
дополняя
растительными элементами, веточками, листьями. Расширять представления детей о
разнообразии природного материала.
Практика: Изготовление изделия из еловых и сосновых шишке, веточек и
листьев растений.
Тема 3.7. Изделие «Филин на дереве».
Теория:
Учить детей делать поделку из разнообразного природного материала.
Развивать интерес к работе, мелкую моторику рук. Формировать умение доводить
начатое дело до конца.
Практика: Изготовление поделки из еловых шишек и пластилина.
Тема 3.8. Изделие «Веселые ежики».
Теория: Изготавливать ежика из сосновых шишек, украшая дополнительными
элементами для выразительности образа. Воспитывать у детей желание заниматься
интересной работой с природным материалом.
Практика: Выполнение изделия из сосновых шишек, пластилина, семена
растений.
Тема 3.9.Изделие «Птичка».
Теория:
Закрепить
навык
работы
с
плодом
каштана;
способствовать
дальнейшему
формированию
навыков
соединения
деталей;
воспитывать
настойчивость в достижении цели.
Практика:
Изготовление
птички
из
каштана,
веточек
деревьев,
перьев,
пластилин
.
Тема 3.10. «Зоосад» (сюжетная композиция).
Теория: Учить детей создавать коллективную работу из природного материала и
ранее сделанных игрушек, формировать умение, планировать свою деятельность с
учетом общей цели. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Практика: Выполнение сюжетной композиции из веточек осенних деревьев,
листьев, ягод рябины, игрушек из природного материала.
Тема 3.11. «Пингвины на льдинах» (сюжетная композиция).
Теория: Учить детей работать коллективно над одной темой, выполняя при этом
определенные задания; совершенствовать навыки соединения ракушек способом
склеивания, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Практика: Изготовление композиции (мидии, ракушки, клей, краски, пластилин).
Тема 3.12. Изделие «Вертолет».
Теория: Учить детей делать игрушку из разных природных материалов,
закреплять ранее приобретенные навыки работы с природным материалом, развивать
умение, планировать предстоящую работу.
Практика: Выполнение поделки.
Раздел 4. Работа с нитками.
Тема 4.1. Вводное занятие.
Теория: Познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении. Учить
определять нитки по цвету и толщине. Чтение сказки о цветных клубочках.
Практика: Дидактическая игра «Определи самую тонкую нить».
Тема 4.2. «В гостях у «Бабушки - Рукодельницы».
Теория: рассмотрение куклы из ниток, беседа с детьми об истории создания
первых кукол. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления
ниток.
Тема 4.3. Изделие «Кукла».
Теория:
Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления
ниток. Обогащать лексику признаками и действиями.
Воспитывать усидчивость,
интерес
к
процессу
работы,
чтобы
результат
труда
приносил
радость
и
удовлетворение.
Практика: Изготовление простой куклы.
Тема 4.4. Изделие «Красный помпон».
Теория: Учить наматывать нитку на шаблон; развивать внимательность,
усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими
руками одновременно.
Практика: Изготовление изделия.
Тема 4.5. Изделие «Пушистые бусы» (помпон).
Теория: Развивать умение составлять коллективную композицию. Развивать
мелкую моторику. Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять
технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание
узелка, снятие с шаблона.
Практика: Выполнение коллективной композиции.
Тема 4.6. Аппликация «Каждый листик золотой…»
Теория: Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить
работе с клеем и резанными нитками. Учить воплощать задуманный образ, создавая
композицию на листе картона.
Практика: Выполнение аппликации из ниток.
Тема 4.7. Аппликация «Собачка».
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из
ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их
мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Практика: Изготовление аппликации.
Тема 4.8. Аппликация «Котенок».
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из
ниток. Учить равномерно намазывать изображение котенка пластилином и посыпать
их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Учить располагать готовую работу.
Практика: Выполнение аппликации из ниток.
Тема 4.9. «Маленький портной»- игра-шнуровка.
Теория: Показать детям, как продевая шнурок в отверстие, можно обвязать
силуэт красивым узором.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Учить
самостоятельно составлять узор на силуэте.
Практика: Игра« Кто быстрее смотает клубочек».
Тема 4.10. Изделие «Солнышко».
Теория:
Учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное
восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и
интерес к конечному результату.
Практика: Выполнение аппликации из ниток.
Список литературы
1.
Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. –М.:
Просвещение,2007. – 265с.
2.
Беляева,Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах
школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988.- с.13-17
3.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский.
– М.: Просвещение, 1991. - 275с.
4.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,
1987. – 568с.
5.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М., 1984.-т.4.-с.5-243.
6.
Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010
7.
Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.
8.
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для школьников.» - С.-П.: , Детство-
Пресс,2007.
9.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 2010.
10.Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000
11.Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
12.Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2005г.
13.Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2006г.
14.Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.