Автор: Шарифуллина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Одинцовской СОШ №3 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Одинцово Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов театрализованной деятельности в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование
Использование элементов театрализованной деятельности в
логопедической работе
Подготовила: воспитатель Шарифуллина Т.В.
Одна из основных причин дезадаптации учащихся начальных классов
массовых школ - несформированность системы речепорождающего
механизма и, как следствие, системное недоразвитие языковых и речевых
средств. Оно отмечается уже на начальных этапах формирования речи, т. е в
период дошкольного возраста, и выражается недостаточной степенью
сформированности лексико- грамматических компонентов языковой системы,
нарушением коммуникативности, снижением мотивации к письменной и
устной речи, трудностями реализации языковых средств. Вместе с тем,
современное образование предъявляет повышенные требования к уровню
подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. Дети с ОНР
демонстрируют, как правило, невысокие общеучебные способности, что
создает трудности как самим ученикам, так и учителям. Необходимой
помощью в таких случаях является логопедическое обучение.
Одна из основных задач логопедического обучения - это поиск новых,
наиболее эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть
связано с широким использованием в логопедической работе кукольного
театра. Его использование способствует процессу нормализации речи, в
основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие
закономерности усвоения языка и речи:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи.
- обогащение мотивации речевой деятельности.
Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР,
как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического
развития. Коррекционно - развивающие возможности кукольного театра
состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым
повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность,
красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные
эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на
познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.
Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает
доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного
творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное
участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное
состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Такая организация занятия наиболее соответствует детским
психофизическим данным.
Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на
развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы,
двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих
способностей детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС
и ускоряют развитие речи ребенка.
Постоянная стимуляция зон коры
головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в
системе логопедического воздействия и лучшего средства, чем петрушковые
куклы, в этой работе не найти. Двигая куколку, ребенок непроизвольно
стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Ведь недаром говорил
К.Г.Юнг: » Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект
боролся напрасно».
Итак, куклы на логопедическом занятии. Это и незаменимый Незнайка,
который постоянно просит детей помочь ему выполнить какое-то задание, это
и добрая бабушка - Загадушка с корзинкой, в которой спрятались загадки, это
и балагур Петрушка.
Стопроцентный коррекционный эффект от занятия, как говорилось выше,
можно получить только на положительном эмоциональном фоне.
Организационный момент - это та часть занятия, в которой задается
эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой
момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный
момент, вернутся в ходе занятия. И здесь очень уместно использование
петрушковых кукол.
Логопед с надетым на руку кукольным зверьком начинает занятие:
- Мишенька(Заинька) проверь, дружок,
Все ль готовы начать занятие?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
И улыбки? И тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Мишка (Зайка) будет с нами всё занятие и в конце он каждому из вас что-то
шепнет на ушко.
Не менее важно подведение итогов занятия. Кукла может поощрить
( шепнуть) на ушко: »Молодец!»; «Умница!»; »Ты прекрасно работал!»,
погладить по голове. Тактильное прикосновение куклы действует на ребенка
потрясающе! Кукла может укорить: »Ты сегодня не очень старался!» И даже
легко наказать: потрепать за ушко (Но для этого кукла сначала должна стать
другом, ведь только друг имеет право на такие доверительные отношения!)
Кукол можно использовать при изучении звуков. Например, при изучении
звука ( щ) я всегда использую скороговорку: « Щеткой чищу я щенка, щекочу
ему бока», но проигрываю это с куклой - щенком. Эффект потрясающий: все
хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над
звуком. При дифференциации звуков (п) и (п) кукла - ежик пыхтит, а кукла-
цыпленок пищит. Для дифференциации звуков ( м) и (м) используются куклы
Мишка и Мышка.
Часто при отработке чистоты произношения звуков использую диалоги:
Например при отработке звуков ( з- з) логопед в паре с ребенком зайчиком
может использовать диалог:
Логопед:- Заяц, заяц, чем ты занят?
Ребенок: Я морковку разгрызаю!
Логопед:- А чему ты, заяц рад?
Ребенок:- Рад, что зубы не болят!
При отработке звука ( ж) уместен будет следующий диалог:
- Здравствуй, белка!
- Здравствуй еж! Далеко ли ты идешь?
- Может яблочек найду
Возле яблоньки в саду!
Принесу ребяткам
Маленьким ежаткам!
Так же на занятии с детьми проводим самомассаж. Можно использовать,
например, куклу - солнышко со словами: Солнечный зайчик заглянул к тебе в
глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его
ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай
аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, руки. Он забрался за шиворот,
погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и
подружись с ним.
Заинтересованно относятся дети и к театру масок. Одним из примеров
применения этого вида театра может служить речевая игра» Угадай, чей
голосок»:
- « Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем
Пусть глаза не открывает
Нас по голосу узнает»
- « Мы по кругу идем
Мы лягушку зовем
Пусть глаза не открывает
Нас по голосу узнает».
В логопедической работе уместно использовать самые простые виды
кукольного театра- театра картинок и театра фланелеграф. Их удобно
использовать при изучении лексических тем. Например, при изучении темы
«Дикие животные» я использую сказку на «фланелеграфе» (коврографе)
«Колобок», «Теремок», при изучении темы «Овощи» сказку «Репка». При
изучении темы «Рыбы» сказку «По щучьему велению». Использовать можно
как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Во время изучения темы
«Правила дорожного движения» очень интересное занятие можно провести с
любимыми героями: Буратино, Пьеро, Мальвиной с помощью театра -
картинок. В моем арсенале имеются и наборы пальчикового театра с мини -
ширмочкой, которые тоже удачно дополняют работу.
В процессе работы с куклами рождаются какие-то новые идеи, замыслы.
Включение кукольного театра в логопедическую деятельность наряду с
другими формами работы привели к стабильному улучшению качества
устной и письменной речи учащихся. У них заметно повысилась мотивация к
учению.
Возможно, и без учета вышесказанного можно добиться неплохих
результатов коррекционной работы. Но думается, что при подобной работе
ребенок чувствует себя комфортнее, а значит, успешнее. А это - самое
главное!