Напоминание

"Использование элементов театрализованной деятельности в логопедической работе"


Автор: Шарифуллина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Одинцовской СОШ №3 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Одинцово Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов театрализованной деятельности в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование элементов театрализованной деятельности в

логопедической работе

Подготовила: воспитатель Шарифуллина Т.В.

Одна из основных причин дезадаптации учащихся начальных классов

массовых школ - несформированность системы речепорождающего

механизма и, как следствие, системное недоразвитие языковых и речевых

средств. Оно отмечается уже на начальных этапах формирования речи, т. е в

период дошкольного возраста, и выражается недостаточной степенью

сформированности лексико- грамматических компонентов языковой системы,

нарушением коммуникативности, снижением мотивации к письменной и

устной речи, трудностями реализации языковых средств. Вместе с тем,

современное образование предъявляет повышенные требования к уровню

подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. Дети с ОНР

демонстрируют, как правило, невысокие общеучебные способности, что

создает трудности как самим ученикам, так и учителям. Необходимой

помощью в таких случаях является логопедическое обучение.

Одна из основных задач логопедического обучения - это поиск новых,

наиболее эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть

связано с широким использованием в логопедической работе кукольного

театра. Его использование способствует процессу нормализации речи, в

основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие

закономерности усвоения языка и речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

- коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи.

- обогащение мотивации речевой деятельности.

Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР,

как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического

развития. Коррекционно - развивающие возможности кукольного театра

состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым

повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность,

красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные

эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на

познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает

доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного

творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное

участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное

состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Такая организация занятия наиболее соответствует детским

психофизическим данным.

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на

развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы,

двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих

способностей детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС

и ускоряют развитие речи ребенка.

Постоянная стимуляция зон коры

головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в

системе логопедического воздействия и лучшего средства, чем петрушковые

куклы, в этой работе не найти. Двигая куколку, ребенок непроизвольно

стимулирует речевые зоны коры головного мозга. Ведь недаром говорил

К.Г.Юнг: » Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект

боролся напрасно».

Итак, куклы на логопедическом занятии. Это и незаменимый Незнайка,

который постоянно просит детей помочь ему выполнить какое-то задание, это

и добрая бабушка - Загадушка с корзинкой, в которой спрятались загадки, это

и балагур Петрушка.

Стопроцентный коррекционный эффект от занятия, как говорилось выше,

можно получить только на положительном эмоциональном фоне.

Организационный момент - это та часть занятия, в которой задается

эмоциональный фон. Она должна содержать сюрпризный или игровой

момент. Все положительные эмоции, которые вложены в организационный

момент, вернутся в ходе занятия. И здесь очень уместно использование

петрушковых кукол.

Логопед с надетым на руку кукольным зверьком начинает занятие:

- Мишенька(Заинька) проверь, дружок,

Все ль готовы начать занятие?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

И улыбки? И тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- Мишка (Зайка) будет с нами всё занятие и в конце он каждому из вас что-то

шепнет на ушко.

Не менее важно подведение итогов занятия. Кукла может поощрить

( шепнуть) на ушко: »Молодец!»; «Умница!»; »Ты прекрасно работал!»,

погладить по голове. Тактильное прикосновение куклы действует на ребенка

потрясающе! Кукла может укорить: »Ты сегодня не очень старался!» И даже

легко наказать: потрепать за ушко (Но для этого кукла сначала должна стать

другом, ведь только друг имеет право на такие доверительные отношения!)

Кукол можно использовать при изучении звуков. Например, при изучении

звука ( щ) я всегда использую скороговорку: « Щеткой чищу я щенка, щекочу

ему бока», но проигрываю это с куклой - щенком. Эффект потрясающий: все

хотят выйти и почистить щенка, и происходит непроизвольная работа над

звуком. При дифференциации звуков (п) и (п) кукла - ежик пыхтит, а кукла-

цыпленок пищит. Для дифференциации звуков ( м) и (м) используются куклы

Мишка и Мышка.

Часто при отработке чистоты произношения звуков использую диалоги:

Например при отработке звуков ( з- з) логопед в паре с ребенком зайчиком

может использовать диалог:

Логопед:- Заяц, заяц, чем ты занят?

Ребенок: Я морковку разгрызаю!

Логопед:- А чему ты, заяц рад?

Ребенок:- Рад, что зубы не болят!

При отработке звука ( ж) уместен будет следующий диалог:

- Здравствуй, белка!

- Здравствуй еж! Далеко ли ты идешь?

- Может яблочек найду

Возле яблоньки в саду!

Принесу ребяткам

Маленьким ежаткам!

Так же на занятии с детьми проводим самомассаж. Можно использовать,

например, куклу - солнышко со словами: Солнечный зайчик заглянул к тебе в

глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его

ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживай

аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, руки. Он забрался за шиворот,

погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и

подружись с ним.

Заинтересованно относятся дети и к театру масок. Одним из примеров

применения этого вида театра может служить речевая игра» Угадай, чей

голосок»:

- « Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем

Пусть глаза не открывает

Нас по голосу узнает»

- « Мы по кругу идем

Мы лягушку зовем

Пусть глаза не открывает

Нас по голосу узнает».

В логопедической работе уместно использовать самые простые виды

кукольного театра- театра картинок и театра фланелеграф. Их удобно

использовать при изучении лексических тем. Например, при изучении темы

«Дикие животные» я использую сказку на «фланелеграфе» (коврографе)

«Колобок», «Теремок», при изучении темы «Овощи» сказку «Репка». При

изучении темы «Рыбы» сказку «По щучьему велению». Использовать можно

как всю сказку, так и отдельные фрагменты. Во время изучения темы

«Правила дорожного движения» очень интересное занятие можно провести с

любимыми героями: Буратино, Пьеро, Мальвиной с помощью театра -

картинок. В моем арсенале имеются и наборы пальчикового театра с мини -

ширмочкой, которые тоже удачно дополняют работу.

В процессе работы с куклами рождаются какие-то новые идеи, замыслы.

Включение кукольного театра в логопедическую деятельность наряду с

другими формами работы привели к стабильному улучшению качества

устной и письменной речи учащихся. У них заметно повысилась мотивация к

учению.

Возможно, и без учета вышесказанного можно добиться неплохих

результатов коррекционной работы. Но думается, что при подобной работе

ребенок чувствует себя комфортнее, а значит, успешнее. А это - самое

главное!



В раздел образования