Автор: Бушуева Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Ям - Тесовская СОШ"
Населённый пункт: д.Ям - Тесово
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Работа с текстами разных типов в начальной школе как основа формирования функциональной грамотности"
Раздел: начальное образование
Работа с текстами разных типов в начальной школе как основа
формирования функциональной грамотности.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование
функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в
ней.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в
мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,
ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий
определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Каждая образовательная область в начальной школе участвует в развитии
всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и
письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность,
компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья,
юридическая грамотность).
Компонентами функциональной грамотности являются:
• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и
умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в
различных сферах жизнедеятельности;
• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать
конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять
правила личной безопасности в жизни;
• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных
запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной
школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому
актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями,
справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном,
инициативном) посредством использования разнообразных
форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки
литературы и организацию внеклассной деятельности
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться
академическими целями, оно должно включать функциональные и
операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой
деятельностью.
На начальном этапе обучения главное –развивать умение каждого
ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение,
систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в
начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических
приемов.
1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать,
назвать
2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить
признаки, сформулировать по-другому
3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить
4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент,
организовать, сравнить, выявить различия
5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить
план (пересказа)
6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения,
доказать, спрогнозировать.
Базовым навыком функциональной грамотности является
читательская грамотность. В современном обществе умение работать с
информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием
успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое
пристальное внимание, особенно в начальной школе.
В процессе работы обнаруживается, что многие дети:
а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного
разъяснения учителем того, что написано;
б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него
отдельные слова или фразы.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно
читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко
излагает свои мысли, свободно общается.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального
развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается
объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но,
главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом
навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает
базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и
является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития
ключевых компетентностей.
В программе по русскому языку и литературе на разных
ступенях обучения дублируются навыки и умения,без которых сегодня
невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также
продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного
характера, литературные тексты);
2. уметь извлекать информацию из разных источников;
3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и
Интернета;
4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и
уметь применять их при подготовке собственных текстов;
6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в
повседневной жизни.
Одним из главных путей формирования функционально – грамотной
личности, является введение детей через литературное чтение в мир
человеческих отношений, нравственных ценностей.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить
детей читать художественную литературу, подготовить к её
систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и
заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как
техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги
и умеющего их самостоятельно выбирать.
На начальном этапе основное внимание уделяют технике чтения. По мере
ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.
Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая
осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так
как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в
толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся
видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор
слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет
проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как
продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного
произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты.
Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит
репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев,
литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что
уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую
роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и
снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую
тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий
персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок,
подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет
мотивацию читательскойдеятельности ребенка: он читает уже не ради самого
процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять
авторскую идею.
Как показывает опыт, большое значение в формировании
функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного
чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является
проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок,
уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр
и т. д.