Напоминание

"Работа с текстами разных типов в начальной школе как основа формирования функциональной грамотности"


Автор: Бушуева Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Ям - Тесовская СОШ"
Населённый пункт: д.Ям - Тесово
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Работа с текстами разных типов в начальной школе как основа формирования функциональной грамотности"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с текстами разных типов в начальной школе как основа

формирования функциональной грамотности.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование

функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в

отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в

ней.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в

мире и действующий в соответствии с общественными ценностями,

ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек

самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий

определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Каждая образовательная область в начальной школе участвует в развитии

всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и

письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность,

компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья,

юридическая грамотность).

Компонентами функциональной грамотности являются:

• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и

умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в

различных сферах жизнедеятельности;

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать

конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять

правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных

запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной

школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой

деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому

актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями,

справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном,

инициативном) посредством использования разнообразных

форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки

литературы и организацию внеклассной деятельности

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться

академическими целями, оно должно включать функциональные и

операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой

деятельностью.

На начальном этапе обучения главное –развивать умение каждого

ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ,

синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение,

систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в

начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических

приемов.

1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать,

назвать

2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить

признаки, сформулировать по-другому

3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент,

организовать, сравнить, выявить различия

5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить

план (пересказа)

6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения,

доказать, спрогнозировать.

Базовым навыком функциональной грамотности является

читательская грамотность. В современном обществе умение работать с

информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием

успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое

пристальное внимание, особенно в начальной школе.

В процессе работы обнаруживается, что многие дети:

а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного

разъяснения учителем того, что написано;

б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него

отдельные слова или фразы.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно

читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко

излагает свои мысли, свободно общается.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального

развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается

объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но,

главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом

навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает

базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и

является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития

ключевых компетентностей.

В программе по русскому языку и литературе на разных

ступенях обучения дублируются навыки и умения,без которых сегодня

невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также

продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного

характера, литературные тексты);

2. уметь извлекать информацию из разных источников;

3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и

Интернета;

4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и

уметь применять их при подготовке собственных текстов;

6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в

повседневной жизни.

Одним из главных путей формирования функционально – грамотной

личности, является введение детей через литературное чтение в мир

человеческих отношений, нравственных ценностей.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить

детей читать художественную литературу, подготовить к её

систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и

заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как

техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги

и умеющего их самостоятельно выбирать.

На начальном этапе основное внимание уделяют технике чтения. По мере

ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.

Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая

осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так

как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в

толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся

видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор

слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет

проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как

продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного

произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты.

Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит

репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев,

литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что

уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую

роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и

снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую

тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий

персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок,

подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет

мотивацию читательскойдеятельности ребенка: он читает уже не ради самого

процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять

авторскую идею.

Как показывает опыт, большое значение в формировании

функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного

чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является

проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок,

уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр

и т. д.



В раздел образования