Автор: Калинина Нина Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 58
Населённый пункт: город Апатиты Мурманской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№58 г. Апатиты
Открытый просмотр по теме
«Использование современных технологий и методик в речевом развитии
дошкольников»
Конспект НОД по развитию речи
в группе компенсирующего вида для детей с ТНР
(6-7 лет)
«Путешествие в страну Красивой речи»
Калинина Нина Васильевна,
учитель-логопед
Апатиты
2020
Программное содержание.
Цель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого
ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Задачи образовательной области:
1) Образовательные задачи:
- формировать умения обобщать, классифицировать;
-
формировать
представление
о
фантазии,
образное
представление,
эмоциональную сферу детей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
2) Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
- расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
- упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
3) Воспитывающие задачи:
-
воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к
окружающим;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах,
умение договариваться.
Виды
деятельности:
коммуникативная,
игровая,
познавательно-
исследовательская.
Интеграция
образовательных
областей:
«социально-коммуникативное
развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие».
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Перечень оборудования:
презентация, запись мелодии «волшебной музыки», фигурки из набора
«Семья», мешочек.
Методы и приемы организации:
игровой
(сюрпризный
момент),
словесно-логический
(диалогическое
взаимодействие:
вопросы
к
детям,
указания,
напоминание,
подсказ,
обобщение, поощрение, педагогическая оценка), метод наглядной передачи
информации
(с
помощью
практической
деятельности
детей),
метод
словесной передачи информации (слуховое восприятие информации).
Индивидуальная работа: уделять внимание каждому ребёнку: одобрять,
хвалить, помогать; на протяжении совместной деятельности активизировать
малоактивных детей.
Этапы ООД:
1. Организационный этап: знакомство, приветствие, актуализация знаний
детей.
2. Основной этап: выполнение заданий детьми, физкультминутка.
3. Подведение итогов: обобщение, общая и поименная оценка детей в виде
анализа.
Ход занятия:
1.
Организационный этап:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня к
нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Молодцы, с гостями мы поздоровались. А сейчас я предлагаю
поздороваться друг с другом. Но делать это мы будем необычным способом!
Упражнение «Приветствие»
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем « Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом!
Логопед: Замечательно. Но я слышу, что не у всех еще язычки проснулись,
давайте им поможем.
Упражнение «Речевая разминка»:
Шла – шла - шла – осень к нам пришла.
Ила - ила- ила – осень наступила.
Ет - ет – ет - дождь на улице идет.
Ужи – ужи - ужи - на дорогах лужи.
Логопед: теперь все готовы?
Дети: да.
Логопед: Хорошо. Скажите, вы любите путешествовать?
Дети: да.
Логопед: сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную
«Страну Красивой речи». Вы согласны?
Дети: да.
Логопед: тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы
отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А вы знаете, что
такое фантазия?
Дети: фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то
выдумываем то, чего нет на самом деле.
Логопед: да, вы правы. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте
мы вспомним правила.
Дети:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Логопед: я вижу, что правила вы помните. Значит можно отправляться в
путь!
Включается сказочная музыка. На слайде появляются воздушные шары.
Упражнение «Эмоциональная разрядка»
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном
шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки,
чувствуем запах свежего воздуха после дождя (здесь капельки воды,
долетают и до детей)
2. Основной этап:
Логопед: вот мы и прибыли. Только посмотрите, как темно кругом. Ничего
не видно… Как вы думаете, почему так темно в нашей волшебной стране?
Дети: ночь, света нет, солнца нет…
Логопед: вот сейчас мы и узнаем, чего же не хватает в нашей волшебной
стране. Только отгадаем загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Логопед: конечно же, солнце. А вот и оно… Только почему оно такое
грустное?
Дети: у него нет лучиков.
Логопед: а я, кажется, знаю, как мы можем наше солнышко развеселить и
вернуть ему все его лучики. Давайте мы с вами подарим солнышку много-
много добрых слов. Ведь не зря говорят, «От теплого слова «Спасибо»
растает даже ледяная глыба».
Дети по очереди называют добрые слова. На каждое новое слово на слайде у
солнышка появляется один лучик.
Логопед: ребята, солнышко наше заулыбалось и сразу на полянке стало
уютнее. Посмотрите, что же там в дали?
Дети: домики.
Логопед: мы с вами находимся в стране красивой речи. Как вы думаете, кто
живет в этих домиках?
Дети: звуки, буквы…
Логопед: давайте постучим в домик и узнаем, кто же там живет.
Из домика появляется маленький человечек.
Логопед: здравствуй, житель волшебной страны красивой речи. Мы с
ребятами пришли к вам в гости.
Человечек: здравствуйте, ребята. Хорошо, что вы к нам пришли. Помогите
нам! Злые волшебники напали на нашу страну и навели тут полный
беспорядок. Я остался тут совсем один, даже не знаю, где моя семья.
Логопед: конечно, мы с ребятами тебе поможем. Я думаю, если мы будем
называть по очереди всех членов семьи ласково, они нас услышат и вернутся
домой. А чтобы ребятам было легче вспомнить членов семьи, у меня есть
волшебная коробочка. Посмотрите, что же там лежит…
В коробочке лежат фигурки разных членов семьи. Дети берут из коробочки
по одному члену семьи.
Игра «Назови ласково»
Дети при помощи логопеда образовывают ласковые слова:
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Логопед: замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Я думаю, семья
этого жителя волшебной страны нас услышала и очень скоро вернется домой.
Но посмотрите-ка, какой в волшебном городе беспорядок оставили после
себя злые волшебники! Поможем навести порядок в волшебном городе?
Дети: да.
Логопед: я буду называть вам предметы, которые раскиданы по всему
городу, а вы мне говорите, как эти предметы можно назвать одним словом.
Если подберете правильное слово, лишние предметы вернутся на свои места.
Вы готовы?
Игра «Назови одним словом»
- кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы
- диван, стул, стол, кровать, шкаф - мебель
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец - овощи
- а, б, в, п - буквы
-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0 – цифры
Логопед: ну вот мы и навели порядок в волшебной стране. Больше ничего
нигде не валяется. Но посмотрите, как пусто стало в городе. Чего-то здесь не
хватает. Ребята, давайте мы с вами вспомним наш город, в котором мы с
вами живем. Как он называется?
Дети: Апатиты.
Логопед: у нас красивый город?
Дети: да.
Логопед: я предлагаю вам поиграть с пальчиками и вспомнить, что же
замечательного есть в нашем с вами городе.
Пальчиковая игра «Люблю по городу шагать»
Дети «шагают» пальчиками по столу.
Люблю по городу шагать,
Люблю смотреть,
Люблю считать.
Жемчужная улица – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),
Кирова – два,
Три – фонтан-красавец,
А четыре – наш ДК
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю,
Шесть – в Ледовый я хожу,
Там с ребятками дружу.
Семь, конечно, наш детсад,
Каждый побывать в нем рад!
Восемь – детская площадка
Здесь качели и лошадка.
Девять – это магазин,
Много ярких в нем витрин.
Десять – из-за поворота
Вижу школьные ворота.
Очень любим мы наш город (разжимают кулачки),
Он красив и вечно молод.
Логопед: вот в каком красивом городе мы с вами живем. А теперь давайте
все вместе подумаем, чего же не хватает волшебному городу? Что бы вы
хотели, чтобы в нем появилось? Все свои фантазии и пожелания мы будем
говорить в волшебный мешочек – он называется «Мешочек мечтаний». Если
громко и четко в него произнести какое-то слово, то этот предмет появится в
мешочке только в очень маленьком размере.
Игра «Мешочек мечтаний»
Дети: этому городу не хватает скамеек…. Я хочу, чтобы в городе было
много цветов…
Логопед:
молодцы,
очень
много
хороших
пожеланий
вы
передали
сказочному городу. И чтобы они все исполнились, мы отдадим наш
«Мешочек мечтаний» жителю волшебной страны. Надеюсь, что когда мы с
вами в следующий раз вернёмся в страну красивой речи, то увидим
сказочный город красивым и ухоженным, а все ваши пожелания будут
исполнены.
Человечек: спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Я обязательно
передам мешочек с вашими пожеланиями всем жителям нашего города. А вы
приходите к нам в гости через год!
3.
Подведение итогов:
Логопед: ну что, ребята, мы сделали очень доброе дело – помогли жителям
страны Красивой речи. Теперь можно возвращаться домой.
Звучит музыка.
Закройте глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь
облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем
запах свежего воздуха после дождя.
Логопед: Вот и прибыли мы в детский сад. Вам понравилось наше
путешествие?
Дети: да.
Логопед: Спасибо, мои дорогие ребятки. Сегодня вы еще раз доказали, что
вы у меня самые умные, самые хорошие!