Авторы: Щупак Анастасия Геннадьевна, Худолеева Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №5 "Танюша"
Населённый пункт: Республика Крым, город Феодосия
Наименование материала: Статья
Тема: Значение ознакомления старших дошкольников с простейшими измерениями
Раздел: дошкольное образование
Значение ознакомления старших дошкольников с простейшими
измерениями
Главной целью измерительной деятельности детей в дошкольном
образовательном учреждении является формирование представлений о
величинах.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на
сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью.
Дошкольники
намного
прочнее
будут
усваивать
информацию,
связанную с простейшими измерениями, если ей будет предшествовать
определенная подготовительная работа. Подготовкой в этом направлении
является обучение измерению объема, массы, длины, ширины, высоты и
толщины предметов путем непосредственного сравнения предметов по
данным признакам.
Чувственно-практическая деятельность, позволяющая
определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше
или
меньше, шире или уже, выше или ниже, тяжелее или легче, является
первоосновой для введения измерения условными, а затем и общепринятыми
мерами измерения
Как
показывают
исследования,
измерительная
деятельность
с
использованием условных мерок доступна детям старшего дошкольного
возраста. Термин «измерение условными мерами» для величин означает
возможность использования на практике средств измерения, выбранных по
соглашению.
Измерение
является
одним
из
видов
математической
деятельности, оно помогает определить непрерывную величину:
длину,
объем, массу, площадь, с которыми знакомят детей в настоящее время в
детском саду .
Ключевым моментом в обучении измерению той или иной величины
считают ознакомление детей как с условными, так и с общепринятыми
мерами
ее
измерения.
В
основной
образовательной
программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, по которой обучают дошкольников в нашем (крымском)
регионе, говорится, что «у старших дошкольников нужно формировать
первоначальные измерительные умения, учить измерять длину, ширину,
высоту предметов, а также объемы жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры. Развивать представление о том, что результат измерения
зависит от выбранной условной меры. Познакомить дошкольников с
эталонами длины (ширины, высоты) и массы, т.е. сантиметром, метром и
килограммом»
.
Именно
эти
знания
помогают
детям
осознанно
воспринимать важные понятия, связанные с измерительной деятельностью.
Понимание зависимости между мерой, величиной и результатом измерения
дает толчок развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка, а
сенсорное
восприятие,
на
которое
опирается
ознакомление
детей
с
величиной предмета, тесно переплетается с развитием мышления.
Потребность в простейших измерениях возникает у детей в их
практических делах. Например, встать друг за другом по росту; сделать
одинаковые по ширине и длине грядки; выяснить, кто из детей прыгнул
дальше или ближе, определить, чья постройка оказалась выше или ниже.
Имея подготовку в простейших измерениях, полученную на занятиях по
математике,
дети смогут правильно выполнять задания и на других
занятиях:
по
конструированию,
аппликации
и
изобразительной
деятельности.
Овладение
элементарными
способами
измерения
совершенствует также у ребенка глазомер, что дает ему возможность точнее
оценивать величину предмета (толщину, длину, ширину, высоту). Процесс
измерения
величины
предметов
способствует
также
развитию
представлений детей о числе и о счетной деятельности .
Первые советские методисты в области дошкольного воспитания
(Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер) указывали на необходимость
обучения детей дошкольного возраста измерению общепринятыми мерами.
Они в общих чертах определили объем и содержание знаний в этом
направлении, пути и методы обучения. С особым интересом проблема
обучения детей дошкольного возраста измерительной деятельности была
поставлена в 60 – 70-е годы. Именно в этот период возникла идея об
измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка
(П.Я. Гальперин, B.В. Давыдов) . Данная концепция послужила основой для
разработки многих теоретических и методических вопросов .
О
необходимости
обучения
детей
измерению
общепринятыми
мерами,
начиная
со
старшего
дошкольного
возраста,
говорили
отечественные методисты в области дошкольного воспитания и обучения
А.М. Леушина, Л.С. Метлина, А.А. Столяр. Так, А.М. Леушина в свое время
отмечала, что дети чаще всего сталкиваются с различными измерениями,
когда наблюдают практическую и хозяйственную деятельность взрослых. В
общих чертах детям старшего дошкольного возраста уже известна работа
продавца в продуктовом магазине, его действия при продаже различных
товаров. Также у детей уже имеются некоторые представления о том, как
выбирается обувь или одежда подходящего размера. Измерение объема
сыпучих и жидких веществ они наблюдают, когда покупают под контролем
взрослого разнообразные продукты в магазине. Таким образом, у детей
постепенно складывается общее представление о значении измерительной
деятельности.
Данным представлениям способствуют целенаправленные
экскурсии в магазин, а также самостоятельные наблюдения детей. Дети
воспроизводят измерительные действия, отражая труд взрослых в сюжетно-
ролевых играх «Гастроном», «Ателье», «Магазин тканей». Как видим,
игровая, практическая деятельность детей и хозяйственная деятельность
взрослых являются основой для ознакомления с простейшими способами
различных измерений, а сама измерительная деятельность, в свою очередь,
обогащает содержание детских игр .
Методисты в области дошкольной математики Столяр А.А. , Метлина
Л.С.
отмечают, что для правильной и полной характеристики любого
предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка
других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и
дать ей соответствующее название необходимо не только для познания
каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между
ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных
знаний об окружающей действительности.
Также Мария Монтессори считала, что детей стоит привлекать к
разным видам измерения уже с пяти или шести лет, потому что именно в
этом возрасте их легко познакомить с измерительными приборами такими,
как: сантиметровая линейка, деревянный метр и научить обращаться с ними.
Педагог считала, что
шестилетние дети должны научиться измерять в
сантиметрах и дециметрах стороны геометрических фигур (прямоугольника,
квадрата, треугольника), а в метрах – ширину и длину доски или дорожки в
саду. Они должны уметь нарисовать на листе бумаги линию определенной
длины, вырезать полоску бумаги указанного размера. Мария Монтессори
знакомила детей не только со стандартными мерами измерения длины
(сантиметром, дециметром, метром), но и рекомендовала первоначально
учить детей измерять величины руками, шагами, ложками, как это делали
наши предки в далеком прошлом.
По мнению М.Ю. Стожарова измерительная деятельность в детском
саду носит пропедевтический, элементарный характер. Чаще всего от детей
требуется осуществить измерение для выполнения различных заданий
конструктивного характера на занятиях по изобразительной деятельности и
физкультуре, а также в строительных играх, в быту. В домашних условиях и в
повседневной жизни детского сада возникают самые разнообразные по
характеру ситуации, которые требуют использование элементарных навыков
измерительной
деятельности.
Поэтому,
чем
лучше
дети
старшего
дошкольного возраста овладевают этими навыками, тем продуктивнее и
результативнее
происходит
деятельность данного характера. Овладев
навыками правильного измерения на специальных занятиях, дети смогут
использовать эти умения в процессе ручного труда, конструируя и создавая
аппликации. Целенаправленное формирование элементов измерительной
деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы умений и
навыков, необходимых для будущей трудовой жизни .
В процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении
дети овладевают не только линейным измерение, но также знакомятся с
измерением объема жидких и сыпучих веществ. Обучение измерению
происходит последовательно с постепенным усложнением задания.
В
конечном итоге дети дошкольного возраста усваивают, что измерение
способствует получению более точной количественной характеристики
величины предмета. В процессе измерения величины устанавливают, что
между выбранной мерой и результатом измерения существует обратная
зависимость, т.е. чем меньше условная мерка, тем больше количество раз
она укладывается в измеряемой величине предмета, и наоборот.
Тарунтаева
Т.В.
отмечает,
что
обучение
измерению
ведет
к
возникновению
более
полных
представлений
об
окружающей
действительности,
влияет
на
совершенствование
познавательной
деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше
дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные
признаки предметов. В измерении предметная сторона действительности
предстает перед ребенком с новой, еще неизвестной для него стороны.
Развитие зрительного восприятия, включение действий обследования
объектов, активизация речи и мышления является основой для уточнения
детских представлений о самом процессе измерения. Сенсорные, речевые и
мыслительные процессы тесно взаимодействуют друг с другом. А овладение
детьми элементарными способами измерения совершенствует глазомер.
Способы
и
результаты
измерения,
выделенные
связи
и
отношения
выражаются в речевой форме. В процессе измерительной деятельности
развивается
умение
действовать
по
представлению,
высказывать
предположения и проверять их. Педагог специально создает такие ситуации,
в которых ребенок должен доказать правильность своих суждений: «Почему
ты так думаешь? Докажи!». При таком подходе детские суждения становятся
развернутыми, аргументированными, логичными.
Овладение измерением в старшем дошкольном возрасте влияет на
возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать
цель такой деятельности, осваивать способы ее достижения, подчиняться
правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать
практические и учебные задачи в единстве. Измерение вырабатывает
точность и аккуратность при выполнении заданий .
Как выше было отмечено, в детском саду измерительная деятельность
носит элементарный, пропедевтический характер. Однако она настолько
содержательна, что позволяет успешно решать задачи математического
развития дошкольников, т.е. уточняет и углубляет целый ряд элементарных
математических понятий и представлений, в доступной форме раскрывает
перед детьми некоторые математические связи, зависимости и отношения.
Измерение
способствует
совершенствованию
счетной
деятельности
и
формированию понятия числа. На основе измерения познается новая
функция числа, что обеспечивает постепенное углубление и расширение
представлений детей о нем.
Процесс измерения позволяет обогатить не только количественные, но
и пространственные представления детей. Взаимосвязь пространственно–
количественных
отношений
легко
осознается
детьми
в
практической
деятельности.
Закрепляя
умение
выделять
длину,
ширину,
высоту
предметов, оценивать их величину с помощью условных мерок, детей
подводят
к
пониманию
трехмерности
пространства,
развивают
представления об объеме.
Измерительная
деятельность
используется
для
уточнения
геометрических представлений дошкольников. С помощью условной мерки
(а, впоследствии, применяя стандартные меры измерения величин) дети
выясняют равенство и неравенство сторон квадрата, прямоугольника,
треугольника
и
других
геометрических
фигур.
Измерение
объектов
условными мерками непосредственно готовит ребенка к знакомству с
общепринятыми
единицами
измерения,
которые
отчасти
доступны
дошкольникам, но в основном усваиваются в школе .
Условная мерка измерения, которой детей учат пользоваться в детском
саду, помогает быстрее и легче усвоить основные единицы системы мер,
соотношения между ними, овладеть новыми, более сложными способами
измерения, обогатить представления о величине.
На основе измерения, как отмечает Михайлова З.А. , появляется
возможность познакомить дошкольников с отношением части и целого,
равенства
и
неравенства,
простейшими
видами
функциональной
зависимости. Современные исследователи считают, что освоение этого
материала влияет как на математическое, так и на общее умственное
развитие дошкольника.
Нужно
также
отметить,
что
работа
по
измерению
величин
подготавливает
ребенка
к
пониманию
арифметических
действий.
Упражнения,
связанные
с
измерениями,
дают
возможность
получить
числовые данные, которые используются при составлении и решении
текстовых арифметических задач.
Таким образом, ознакомление старших дошкольников с величинами и
простейшими
их измерениями ведет к возникновению более полных
представлений
об
окружающей
действительности,
влияет
на
совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию
органов
чувств.
В
процессе
измерения
предметная
сторона
действительности предстает перед ребенком с новой для него стороны.