Автор: Шурайко Ильмира Ильдаровна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ ДО БДШИ БМР РТ
Населённый пункт: г. Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические особенности развития учащихся младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Психологические особенности развития учащихся младшего
школьного возраста
Процесс развития технических навыков у учащихся-скрипачей на
начальном этапе обучения в условиях детской школы искусств связан с
особенностями психологического и физического развития детей в данном
возрасте. Младшим школьным возрастом считается 6-11 лет, то есть
учащиеся 1-4 классов. Но нас далее будет интересовать период с 6 до 8 лет,
так как этот период является наиболее частым при поступлении в 1 класс
музыкальной школы или школы искусств по 8-летней программе ФГТ.
В связи с тем, что при поступлении и зачислении ребенка в детскую
школу искусств педагог не может сразу судить о навыках и способностях
ребенка, то важно это проделать на первых уроках специальности путем
разговора и анализа физических возможностей.
Проблематике
и
особенностям
развития
навыков
детей,
психологических
особенностей
детей
младшего
школьного
возраста
посвящены фундаментальные теоретические исследования таких психологов,
как М.Г. Арановский, Н.А Батчаева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, В.С..
Мухина, Л.Ф. Обухова и многие другие.
Л.С. Выготский выделяет следующие аспекты развития детей младшего
школьного возраста:
1.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте
развиваются под влиянием обучения;
2.
Усиливается роль словесно-логического, смыслового мышления
и
развивается
возможность
сознательно
управлять
своей
памятью
и
регулировать её проявления;
3.
Совершенствование воссоздающего воображения;
4.
Импульсивность характера и личностных черт [13, с. 15].
Таким образом, Л.С. Выготский подчеркивает важность развития памяти
и мышления детей младшего школьного возраста, от чего напрямую зависит
дальнейшая учебная деятельность ребенка.
В.С. Мухина отмечает, что ребенок возраста 6-8 лет является маленьким
членом человеческого общества. К особенностям данного возраста она
относит:
1.
Способность открывать и познавать широкий мир человеческих
поступков;
2.
Согласованность своих действий с действиями сверстников, помогать
товарищу в трудных ситуациях;
3.
Способность к оценке своих поступков и поступков других с точки зрения
простейших норм общественной морали;
4.
Доступность к богатству человеческих эмоций и переживаний [28, с. 32].
Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер,
имеют свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе,
можно говорить об отклонениях в развитии — опережении, задержке или
неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные
причины.
Л.Ф. Обухова определяет психологические особенности детей младшего
школьного возраста как фундамент общей психологии в целом. Именно в
этом возрасте начинает складываться общая картина жизненного уклада,
семейных ценностей, дружбы, логического и образного мышления, что
позволяет наиболее цель представлять окружающий мир [29, с. 32].
Со стороны особенности музыкального развития детей музыковед М.Г.
Арановский выделяет следующие черты:
дети
младшего
школьного
возраста
обладают
ярким
образным
мышлением;
наличие
широкой
палитры
эмоциональности
и
чувственности,
способности к сопереживанию;
аналитико - синтетическая деятельность в начале младшего школьного
возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-
действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии
предметов [4, с. 23].
Таким образом, М.Г. Арановский уделяет большое внимание развитию
образности у детей младшего школьного возраста.
По
высказыванию
М.Г.
Арановского
«образность
–
основа
музыкального искусства. Музыка рождается и живет в результате единения
деятельности композитора, исполнителя, педагога, музыковеда, слушателя.
Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании
композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого
воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в
произведении. Образное мышление (один из основных видов мышления)
широко представлено в творческой деятельности человека. В психологии
образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции -
воображения. Воображение - психологический процесс, заключающийся в
создании
новых
образов
путем
переработки
материала
восприятий
представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно присуще только
человеку и необходимо в любом виде человеческой деятельности, тем более
при восприятии музыки и «музыкального образа». Поэтому развитие
образного воображения должно опираться на более полное раскрытие
жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного
мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться
связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский
замысел, тем больше вероятность возникновения у них правомерных
личностных,
жизненных
ассоциаций.
В
результате
чего
процесс
взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет
более полным, действенным [4, с.54].
В
данном
возрасте
значительно
лучше
развито
непроизвольное
внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает
внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего,
развитие психических процессов непосредственного познания окружающего
мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой
и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую
среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые
стороны.
В целом, можно сказать о том, что к этому возрасту отлично подходит
игровой процесс запоминания полученной информации. Именно поэтому
важно на уроках специальности использовать игровую технику.
Стоит уделить внимание и физическому развитию, так как на уроках
скрипки
разрабатывается
моторика,
артикуляция
пальцев,
постановка
корпуса. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии
формирования
—
окостенение
позвоночника,
грудной
клетки,
таза,
конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой
ткани. В связи с тем, что окостенения кисти и пальцев в данном возрасте не
заканчивается полностью, то мелкие и точные движения пальцев и кисти
руки затруднительны и утомительны. Поэтому для смены деятельности
рекомендуется гимнастические упражнения.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка
данного возрастного периода. Резко изменяется весь уклад его жизни, его
социальное
положение
в
коллективе,
семье.
Основной,
ведущей
деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью —
обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для
него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью
становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков,
накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и
обществе. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности,
приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства
удовлетворения от своих достижений.
Говоря о технических навыках детей младшего школьного возраста на
начальном этапе обучения игры на скрипке, стоит сказать, что они развиты
достаточно слабо. Это связано с тем, что у детей этого периода слабо развита
координация движений – например, левой рукой держать гриф и зажимать
струну, а правой рукой мягко водить по струне, при этом ровно держать
корпус.
Для того, чтобы педагогу понять в какой степени развит ученик со
стороны физической и умственной стороны, стоит первые руки посвятить
разговорам о любимом занятии ребенка, увлечениям, чему хочет научиться в
школе искусств, знает ли он что-нибудь об инструменте, рассказать историю
происхождения скрипки. Это позволит расположить доверие ребенка к
преподавателю, а также создаст благоприятную дружескую атмосферу
обучения.
Благоприятным
воздействием
может
оказать
присутствие
начинающего обучающегося на уроке с учеником уже играющим. Об этом
Б.А.
Струве
писал:
«В
педагогической
работе
с
детьми
в
период
подготовительной стадии я всегда немедленно включал ребёнка в учебную
жизнь класса. Он ещё не обучается игре на инструменте, но слушая других
ребят...он уже занимается». [33, с. 10].
Таким образом, анализ научной литературы педагогов – психологов
(Б.А. Струве, А.Г. Арановский, Л.С Выготский, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова)
позволяет
охарактеризовать
особенности
развития
детей
младшего
школьного возраста:
дети этого возраста имеют неустойчивую психику;
к данному возрасту у ребенка складывается развитие рефлексии –
способности отдавать отчет своим действиям;
развитие образного мышления и воображения развито на хорошем
уровне – ребенок способен к представлению и воображению. В этот период
хорошо развито наглядно-образное мышление;
в данный период ребенок развивается относительно равномерно как с
физической стороны, так и моральной;
со стороны эмоционального развития, ребенок способен к сочувствию,
сопереживанию, страху, веселью, радости, бурных реакций на происходящее;
со
стороны
устойчивости
внимания
мы
можем
сказать
о
неусидчивости, а также о способности воспринимать полезную информацию
в среднем 20-25 минут;
утомляемость, что не дает качественного закрепления информации;
возможность волевого регулирования внимания, управления им в
начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания
младшего школьника требует близкой мотивации. Если у старших учащихся
произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации
(они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной
работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший
школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку,
заслужить похвалу преподавателя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).