Автор: Исмаилова Мунире Асановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского"
Населённый пункт: село Доброе, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Общение и речь
Раздел: среднее образование
Общение и речь
Язык является средством общения. Через него люди понимают друг друга, поэтому
нужно стремиться говорить понятно, без употребления лишних слов. Прав был великий
русский писатель Л.Н.Толстой, который писал: «Точность словоупотребления – основной
закон культуры речи». Если язык выступающего или собеседника засорен жаргонными
словами, если произношение, интонация не соответствуют требованиям устной речи, то
выступление или беседа теряют интерес.
Все слова в языке условно можно разделить на «легкие» и «трудные». К первым обычно
относятся привычные, знакомые собеседнику или слушателю слова, ко второй – редкие
слова, употребляемые в устной речи. В популярном изложении сложные термины нужно
объяснять через другие общелитературные термины. Нужно стремиться говорить ясно,
спокойно, сдержанно в умеренном тоне. Речь должна быть максимально конкретной,
предметной, наглядной, последовательной. Если в ней не соблюдаются эти требования, то
она не будет воспринята слушателями или собеседниками.
Язык и стиль выступления обусловлены целью и содержанием речи. Языковые средства
выступают в системе, их выбор целенаправлен. Каждое произносимое слово, слог, звук
должны звучать ясно. Трудно следить за слишком быстрой или слишком медленной речью.
Умение передавать свои мысли средствами языка является искусством для каждого
человека. Найти точное слово, выбрать наиболее уместное для того или иного случая
уместное выражение, стилистически правильное для передачи мысли, является важной
стороной культуры речи человека. При дефектах речи трудно завоевать внимание
слушателей или собеседника. Если дефект зависит от органических недостатков, нужно
путем упражнений исправить Часты случаи, когда молодой человек, имея дефект речи,
стесняется говорить вместо того, чтобы тренироваться, стесняется, что отрицательно
влияет на формирование правильной речи.
От чистоты языка зависит культура речи. Нельзя употреблять в беседе слова-паразиты:
«таким образом», «вот», «так», «понимаешь» и т. д. В таких случаях язык становится
грубым, непривлекательным, теряет красоту, вызывает раздражение у собеседника.
Бывают случаи, когда в силу плохого знания языка в речи допускаются ошибки в
произношении, когда в слове неправильно ставится ударение «каталОг,а не катАлог», «
газопровОд, а не газопрОвод».
Каждое произнесенное слово имеет свое значение, поэтому при выборе его в беседе,
нужно это учитывать, иначе мысль будет выражена расплывчато, неверно. Иногда ошибки
в речи возникают от смешения паронимов, т. е. при применении однокоренных слов
близких по звучанию, но разных по, значению. Например, «метод и методология,
представить и предоставить, факт и фактор, закон и закономерность, желанный и
желательный, планирование и планировка» и т.д. Каждый человек должен уметь свободно
пользоваться
лексическими
богатствами языка, знать значения слов, их стилевую
окраску, сочетаемость с другими словами.
Речь трудно воспринимается при лексической избыточности т.е. при использовании
лишних слов, которые не несут полезной информации, а также при так называемой
лексической недостаточности. Иногда слова соединяются в гладкие, привычные сочетания
и речь льется казенная, сухая, стандартизованная, не вызывая интереса у слушателей или
собеседника.
Культура речи зависит также от построения предложения. Правильное расположение
слов с учетом их грамматических связей и значения, помогает речь построить плавно,
понятно для слушателя или собеседника. Любая синтаксическая ошибка, неточность
затрудняет восприятие высказывания, тормозит его быстрое и эффективное усвоение.
Нарушение порядка слов влечет за собой стилистические ошибки. Неправильное
употребление союзов и союзных слов приводит к ошибкам в сложных предложениях. В
речи могут встречаться и логические ошибки. Они нередко встречаются в связи с
несопоставимостью и нечетким разграничением перечисляемых понятий.
Каждый человек, вступая в разговор, должен найти оптимальную языковую форму,
которая позволила бы ему кратко и предельно ясно донести до собеседника содержание
беседы, точно передать мысль. В этих целях он должен сделать свою речь яркой,
выразительной, эмоциональной. Высокая культура речи
во многом определяется
содержанием, переданным собеседнику с таким использованием языка, которое оказывает
наилучшее воздействие на конкретного слушателя.
Оборот речи, когда слово или выражение употребляются в переносном значении,
называется тропом. Такие тропы, как сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии,
гиперболы, аллегории ,олицетворения, синекдохи – оживляют речь
Характер разговора зависит также от тона и интонации. Речь воспитанного человека
независимо от условия, характера, места выступления должна быть доброжелательной,
умеренной, спокойной. По тону можно определить эмоциональность человека, его
настроение и характер.
Практика показывает, что в отдельных случаях одно и то же слово или фраза в
зависимости от тона могут оказывать различные воздействия на человека, ибо во многих
случаях не слово может обидеть человека, а тон. Так, находясь в театре, можно попросить,
чтобы впереди сидящий сел чуть правее или левее, чтобы лучше видеть происходящее на
сцене. И от тона зависит результат вашей просьбы.
Важной стороной культуры речи является форма обращения. В нашем обществе
существуют различные их виды. Например, по имени и отчеству, если вы знакомы или по
званию, или с добавлением слова «товарищ» к фамилии и т.д. В общественных местах,
когда не знают фамилии, имени, отчества, то используют именные: «граждане, уважаемые
коллеги, дамы и господа, молодой человек, девушка, друзья», безличные: «простите, как
пройти…, скажите, пожалуйста, будьте добры» и т.д.
Все эти формы культуры обращения вырабатываются у людей с малых лет. Дома, на
улице, в детском саду, в школе нужно последовательно обучать детей вежливым формам
обращения, в том числе и к родителям. Некрасиво об отце, матери, сестре, брате говорить
«он» или «она», а нужно сказать «мама сообщила», «папа просил передать» и т.д. Близкие
знакомые обращаются друг к другу на «ты». Обычно так говорят между собой
родственники, друзья, сослуживцы одного возраста, дети. Взрослые обращаются, как
правило, к детям на «ты», но дети обязаны – на «вы». В отдельных семьях дети
обращаются к родителям на «вы». Нет правил перехода на «ты». Это зависит прежде всего
от характера людей, от обстановки, от среды и т. д. Существует категория людей, которые
очень быстро и легко переходят на «ты», а есть люди, которые делают это с большим
трудом.
Прав был великий ученый, естествоиспытатель, химик, физик, географ,энциклопедист,
астроном М. В. Ломоносов, который написал: «В общении все дни проходят наши, но
искусство общаться – удел немногих»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Добровская школа - гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
Статья «Общение и речь»
Работу подготовила
учитель русского языка и
литературы
Исмаилова Мунере Асановна
Доброе 2014