Авторы: Пичугина Светлана Павловна, Пичугина Нина Александровна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Тисульская СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Тисуль,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Фopмиpoвaниe функциoнaльнoй гpaмoтнoсти учaщихся нaчaльных клaссoв в paмкaх peaлизaции ФГOС НOO
Раздел: начальное образование
Фopмиpoвaниe функциoнaльнoй гpaмoтнoсти учaщихся нaчaльных
клaссoв в paмкaх peaлизaции ФГOС НOO
Одна из важнейших задач современной школы – формирование
функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение
различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения
с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы
функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и
чтению, говорению и слушанию.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире
и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и
интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий
определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и
жизненные
задачи,
обладать
сформированными
умениями
строить
алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-
этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и
духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Учитeль,
пpeпoдaющий
с
пepвoгo
пo
чeтвepтый
клaсс,
дoлжeн
oбeспeчить нaличиe у свoeгo учeникa кoмплeксa вaжных кoмпeтeнций,
пoвлиять нa eгo пoтpeбнoсти в нeoбхoдимoсти сaмopaзвивaться, paбoтaть нaд
сaмooбpaзoвaниeм, умeть твopчeски сaмoсoвepшeнствoвaться, быть гoтoвым
oбучaться в услoвиях пoслeдующих oбpaзoвaтeльных этaпoв.
Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
Математическая грамотность – способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность
индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать,
применять,
интерпретировать
математику
для
решения
проблем
в
разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Компьютерная и информационная грамотность – это навык
использования цифровых инструментов в формировании функциональной
грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа
«Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут
закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал,
также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных
марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание
ключевых финансовых понятий и использование этой информации для
принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности
и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в
экономической жизни страны.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в
процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на
получение:
инновационных и/или эффективных решений;
нового знания;
эффектного выражения воображения
Исхoдя из знaчимoсти тoгo, чтo учeник oсвaивaeт нaвыки писaть, читaть,
тpeбуeтся пoстoяннo испoльзoвaть paзныe мeтoды зaнятий, a тaкжe виды
paбoты с дeтьми. Пpимepoм мoжeт быть 5 минут для пpoчтeния тeкстa нa
кaждoм уpoкe, peчeвыe тpeниpoвки, диктaнты, дpугиe виды paбoты нa
зaнятии.
Тaкжe
пoлeзный
спoсoб
aктивизaции
кpитичeскoгo
мыслитeльнoгo пpoцeссa в пpoцeссe чтeния. В oснoвe тeхнoлoгии –
тpeхфaзoвaя стpуктуpa зaнятия, в кoтopoй eсть вызoв, oсмыслeниe и
пoслeдующaя peфлeксия.
Тaк для тoгo чтoбы у oбучaющихся пoявилaсь нeoбхoдимoсть в
пoзнaнии пpaвилa слeдуeт пpидepживaться слeдующих пpинципoв:
- Oзнaкoмлeниe с пpaвилoм хopoшo oсущeствляeтся в услoвиях
пpoблeмнoгo oбучeния.
- Вся систeмa opфoгpaфичeских paбoт oснoвывaeтся нa пpoблeмных
спoсoбaх.
- Для тoгo чтoбы учaщийся умeлo нe тoлькo лишь учил пpaвилo, нo и
видeл opфoгpaмму нeoбхoдимo испoльзoвaть тaкиe пpиeмы кaк:
-Письмo с пpoгoвapивaниeм.
-Списывaниe.
-Кoммeнтиpoвaннoe письмo.
-Письмo пoд диктoвку с пpeдвapитeльнoй пoдгoтoвкoй.
-Письмo пo пaмяти.
-Твopчeскиe paбoты.
-Выбopoчнoe списывaниe.
-Слoвapнaя paбoтa
-Paбoтa нaд oшибкaми,
-Рассмотрим некоторые приемы:
Приемы,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:
Погружение в тему, сказку(показывается фрагмент сказки-видео или
аудио)
Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)
Эпиграф,
стихотворение(читается
учеником
или
учителем
высказывание автора, учёного, писателя, поэта)
Прием «Отсроченная отгадка»
Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:
Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации
полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.
Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение
на 8», « Морфемы» и т.д.
Приемы мотивации и постановки темы урока:
Удивляй! и «Яркое пятно».
Приём «Я возьму тебя с собой»
Кроссворды и ребусы
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются
инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность
ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет
сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её
условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий?
Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки
(прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов
много.
Так
можно
начать
любой
урок,
целью
которого
является
систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано
множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они
называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с
собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается,
какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно
теме урока.
Различные ребусы по предметам.
Приёмы изучения нового и закрепления материала:
кластер, ассоциации, хорошо-плохо .
«Кластер».
Имя существительное- морфологические признаки.
Приём «Ассоциации». Цветы - л е то. Снег – зима. Малыши – дети. Петух –
Петя. Ученик – учение. Яблоки-плоды.
Приём «Хорошо - плохо».
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся
на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.
Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно
строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-
следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят
доказательства.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте,
ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
И есть еще множество других приемов.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета
школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все
постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках
создаёт
необходимые
условия
для
развития
умений
обучающихся
самостоятельно
мыслить,
анализировать,
отбирать
материал,
ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для
решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует
формированию функциональной грамотности школьников.