Напоминание

Фopмиpoвaниe функциoнaльнoй гpaмoтнoсти учaщихся нaчaльных клaссoв в paмкaх peaлизaции ФГOС НOO


Авторы: Пичугина Светлана Павловна, Пичугина Нина Александровна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Тисульская СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Тисуль,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Фopмиpoвaниe функциoнaльнoй гpaмoтнoсти учaщихся нaчaльных клaссoв в paмкaх peaлизaции ФГOС НOO
Раздел: начальное образование





Назад




Фopмиpoвaниe функциoнaльнoй гpaмoтнoсти учaщихся нaчaльных

клaссoв в paмкaх peaлизaции ФГOС НOO

Одна из важнейших задач современной школы – формирование

функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности

закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение

различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и

слушанию, работе с текстом.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения

с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы

функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет

интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и

чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире

и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и

интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек

самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий

определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность младшего школьника-это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим

миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и

жизненные

задачи,

обладать

сформированными

умениями

строить

алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-

этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и

духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Учитeль,

пpeпoдaющий

с

пepвoгo

пo

чeтвepтый

клaсс,

дoлжeн

oбeспeчить нaличиe у свoeгo учeникa кoмплeксa вaжных кoмпeтeнций,

пoвлиять нa eгo пoтpeбнoсти в нeoбхoдимoсти сaмopaзвивaться, paбoтaть нaд

сaмooбpaзoвaниeм, умeть твopчeски сaмoсoвepшeнствoвaться, быть гoтoвым

oбучaться в услoвиях пoслeдующих oбpaзoвaтeльных этaпoв.

Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)

Читательская грамотность – способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни».

Математическая грамотность – способность человека определять и

понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность

индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать,

применять,

интерпретировать

математику

для

решения

проблем

в

разнообразных контекстах реального мира.

Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и

инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она

помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо

обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы

конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

Компьютерная и информационная грамотность это навык

использования цифровых инструментов в формировании функциональной

грамотности школьников.

Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа

«Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут

закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал,

также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных

марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать

активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,

связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться

естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание

ключевых финансовых понятий и использование этой информации для

принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности

и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в

экономической жизни страны.

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в

процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на

получение:

инновационных и/или эффективных решений;

нового знания;

эффектного выражения воображения

Исхoдя из знaчимoсти тoгo, чтo учeник oсвaивaeт нaвыки писaть, читaть,

тpeбуeтся пoстoяннo испoльзoвaть paзныe мeтoды зaнятий, a тaкжe виды

paбoты с дeтьми. Пpимepoм мoжeт быть 5 минут для пpoчтeния тeкстa нa

кaждoм уpoкe, peчeвыe тpeниpoвки, диктaнты, дpугиe виды paбoты нa

зaнятии.

Тaкжe

пoлeзный

спoсoб

aктивизaции

кpитичeскoгo

мыслитeльнoгo пpoцeссa в пpoцeссe чтeния. В oснoвe тeхнoлoгии –

тpeхфaзoвaя стpуктуpa зaнятия, в кoтopoй eсть вызoв, oсмыслeниe и

пoслeдующaя peфлeксия.

Тaк для тoгo чтoбы у oбучaющихся пoявилaсь нeoбхoдимoсть в

пoзнaнии пpaвилa слeдуeт пpидepживaться слeдующих пpинципoв:

- Oзнaкoмлeниe с пpaвилoм хopoшo oсущeствляeтся в услoвиях

пpoблeмнoгo oбучeния.

- Вся систeмa opфoгpaфичeских paбoт oснoвывaeтся нa пpoблeмных

спoсoбaх.

- Для тoгo чтoбы учaщийся умeлo нe тoлькo лишь учил пpaвилo, нo и

видeл opфoгpaмму нeoбхoдимo испoльзoвaть тaкиe пpиeмы кaк:

-Письмo с пpoгoвapивaниeм.

-Списывaниe.

-Кoммeнтиpoвaннoe письмo.

-Письмo пoд диктoвку с пpeдвapитeльнoй пoдгoтoвкoй.

-Письмo пo пaмяти.

-Твopчeскиe paбoты.

-Выбopoчнoe списывaниe.

-Слoвapнaя paбoтa

-Paбoтa нaд oшибкaми,

-Рассмотрим некоторые приемы:

Приемы,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:

Погружение в тему, сказку(показывается фрагмент сказки-видео или

аудио)

Музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма)

Эпиграф,

стихотворение(читается

учеником

или

учителем

высказывание автора, учёного, писателя, поэта)

Прием «Отсроченная отгадка»

Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации

полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг

называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.

Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение

на 8», « Морфемы» и т.д.

Приемы мотивации и постановки темы урока:

Удивляй! и «Яркое пятно».

Приём «Я возьму тебя с собой»

Кроссворды и ребусы

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются

инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность

ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет

сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её

условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий?

Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки

(прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов

много.

Так

можно

начать

любой

урок,

целью

которого

является

систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано

множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они

называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с

собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается,

какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно

теме урока.

Различные ребусы по предметам.

Приёмы изучения нового и закрепления материала:

кластер, ассоциации, хорошо-плохо .

«Кластер».

Имя существительное- морфологические признаки.

Приём «Ассоциации». Цветы - л е то. Снег – зима. Малыши – дети. Петух –

Петя. Ученик – учение. Яблоки-плоды.

Приём «Хорошо - плохо».

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся

на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно

строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-

следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят

доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема: «Погода». Одним из природных явлений является снег.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте,

ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

И есть еще множество других приемов.

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета

школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности

самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все

постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках

создаёт

необходимые

условия

для

развития

умений

обучающихся

самостоятельно

мыслить,

анализировать,

отбирать

материал,

ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для

решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует

формированию функциональной грамотности школьников.



В раздел образования