Автор: Додекова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Приозерск, Карагандинская область, Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: "Подходы обучения в системе образования"
Раздел: начальное образование
Подходы обучения в системе образования
В стремительно меняющимся мире, востребованы люди, способные
мыслить мобильно, креативно, чётко, логично умеющие отстаивать свою
точку зрения. То есть, «Важнейшей задачей цивилизации стало – научить
человека мыслить» Т. Эдиссон.
Изучая разные материалы курсов, вебинаров. Я слышу множество
различных мнений и противоречий о том, что необходимо внедрение в нашу
систему образования и учебный процесс более новые методы и подходы в
обучении. Так как на пороге 21 века, в эпоху развития различных технологии
вступает и новая система образования, на которую возлагаются большие
надежды для того, чтобы наше общество стало более толерантным,
доброжелательным, компетентно развитым.
Новая система образования включает новые подходы в обучении:
критическому
мышлению,
способности
к
самосовершенствованию.
Необходимо внедрение нового оценивания: формативное и суммативное
оценивание. Традиционная система обучения мало успешна, так как
механическое
запоминание
не
прочно
усваиваится
учениками
и
не
используется
в
жизненных
ситуациях.
Под
целью
нового
обучения
преподавания заключается глубокое понимание предмета и способность
применению знаний вне класса.
Размышляя над темой о том, почему же учитель должен меняться, то
хочется отметить более важные факторы способствующие этому. Прежде
всего конечно это то, что в молодеже необходимо воспитывать уважение к
культуре своей страны, прививать моральные ценности, так как в наше время
эти критерии стали отходить на последний план.
Современный
мир
не
стоит
на
месте,
происходят
глобальные
изменения, как в области образования, так и в области различных цифровых
технологий.
Поэтому
учителю
необходимо
меняться,
заниманиться
саморазвитием, развивать свои профессиональные качества, учиться мыслить
критически для того, чтобы в воспитании и качестве образования можно
было достичь высоких результатов.
Начальная школа для детей - «стартовая ступенька» в обучении думать,
анализировать,
рассуждать.
Стержневой
фигурой
совершенствования
деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является
учитель (Стронг, Вард, Грант, 2001).
Чтобы учить, в первую очередь нужно научиться тому, как учить.
Именно с этой целью создаются различные курсы, семинары, вебинары, где
педагогов обучают новым подходам в преподавании.
На таких курсах,
семинарах, вебинарах – нам раскрывают идею работы в школе совершенно
идентичную от традиционных методик. Основная проблема традиционного
образования исходит от того, что «во главе угла» был не ученик, как
обучающийся, а ученик как воспринимающий данную ему информацию. На
вебинарах
обучают
тому,
как
изменить
ситуацию,
что
необходимо
предпринимать для эффективности обучения.
1
Основная идея состоит в том, что центральное место на уроке
принадлежит учащемуся, учитель должен исходить от его интересов и
запросов.
В силу возрастных и индивидуально – психологических особенностей у
учащихся начальной ступени обучения - слабо развита речь, скудность
активного и пассивного словарно запаса, дети практически не умеют вести
конструктивный диалог. Пути решения этой проблемы я нашла, изучая
раздел программы «Диалоговое обучение». Опираясь на теоретические
обоснования исследователей Мерсер и Литлтон (2007), которые в своей
работе
показывают,
что
диалог
в
классе
может
способствовать
интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.
Диалог, в свою очередь, развивается в общении. Общение, направленное на
обучение, во время урока формируется в групповой работе. Если при
традиционной форме проведения урока учитель мог общаться с минимум
учащихся за урок, то при групповой работе все учащиеся имеют возможность
высказаться. Очень важно и необходимо вносить в практику такие задания,
которые способствуют развитию речи учащихся. Например, на этапе
введения в тему использовать стратегию «Толстый и тонкий вопрос». Это
задание способствует интеллектуальному развитию учащихся и позволяет
самостоятельно определять тему урока.
Важную роль в становлении и развитии диалога имеют правильно
поставленные вопросы. Раньше я не задумывалась над тем, как и какие
вопросы, я задаю во время урока. После изучения раздела: «Диалоговое
обучение. Постановка вопросов», на уроках стала больше использовать
специальные и альтернативные вопросы, так как эти виды вопросов
мотивируют учащихся давать обоснованные ответы, развивают умение
правильно формулировать ответ, анализировать и отстаивать свою точку
зрения.
Правильно поставленные вопросы помогают выявить неподдельный
интерес и эмоции учащихся, развивают любознательность и стимул к
исследованиям.
Выполняя задания в группах и парах в результате вовлечения в диалог
с другими более успешными учащимися, развивается критическое мышление
детей.
На своих уроках я стараюсь применять такие стратегии, как «Кластер»,
«Зигзаг»,
способствующие
развитию
критического
мышления.
Целью
данных стратегии является закрепление и повторение материала.
Учителю необходимо двигаться в ногу со временем изучать новые
методики. Только тогда можно будет говорить о саморегуляции учащихся.
Рассматривая процессы воспитания и обучения на основе концепции
Джудит
Харрис
о
том,
что
“воспитание”
является
многоаспектным
феноменом,
подвергающимся
влиянию
родительского
опыта,
опыта
родственников и сверстников, можно сказать о том, что учащиеся большую
часть проводят вне дома. В связи с этим возможно влияние в воспитании
школьников со стороны педагога, даже если в семье нет положительного
примера.
2
Учитель, обученный новым подходам в системе образования, используя
критическое мышление способен расположить к себе школьника, стать для
него старшим товарищем, используя такие ценности, как равенство,
культурное взаимопонимание и уважение как к личности.
Учитель новой формации способен разрабатывать разноуровневые
задания
учитывая
возрастные
особенности
школьников.
Используя
групповую работу школьников, работу по ролям, учащиеся со временем
смогут распределять роли самостоятельно, тем самым в них вырабатывается
качества коммуникативности, саморегуляции и взаимопомощи.
Имея все это и благодаря непосильному труду учителя, мы сможем
вырастить новое поколение духовно развитого, культурного, критически
мыслящего гражданина, позволяющему ему использовать свои знания в
жизненных ситуациях.
Используемая литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье
издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень.
Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
3.
Программа.
Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы», 2012
3.Alexander, R. (2001) Cultureandpedagogy.[Культура и педагогика]. Wiley-Blackwell.
4.
Assessment
Reform
Group
(2002a).
Assessment
for
Learning:
10
Principles.
[Оцениваниедляобучения: 10 принципов]. University of Cambridge Faculty of Education.
5. Assessment Reform Group (2002b). Testing, Motivation and Learning.[Тестирование,
мотивацияиобучение].University of Cambridge Faculty of Education.
6.
Краснобородова А.А. «Критериальное оценивание как технология формирования
учебно-познавательной компетентности учащихся», Пермь, 2010
3