Напоминание

"Подходы обучения в системе образования"


Автор: Додекова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Приозерск, Карагандинская область, Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: "Подходы обучения в системе образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Подходы обучения в системе образования

В стремительно меняющимся мире, востребованы люди, способные

мыслить мобильно, креативно, чётко, логично умеющие отстаивать свою

точку зрения. То есть, «Важнейшей задачей цивилизации стало – научить

человека мыслить» Т. Эдиссон.

Изучая разные материалы курсов, вебинаров. Я слышу множество

различных мнений и противоречий о том, что необходимо внедрение в нашу

систему образования и учебный процесс более новые методы и подходы в

обучении. Так как на пороге 21 века, в эпоху развития различных технологии

вступает и новая система образования, на которую возлагаются большие

надежды для того, чтобы наше общество стало более толерантным,

доброжелательным, компетентно развитым.

Новая система образования включает новые подходы в обучении:

критическому

мышлению,

способности

к

самосовершенствованию.

Необходимо внедрение нового оценивания: формативное и суммативное

оценивание. Традиционная система обучения мало успешна, так как

механическое

запоминание

не

прочно

усваиваится

учениками

и

не

используется

в

жизненных

ситуациях.

Под

целью

нового

обучения

преподавания заключается глубокое понимание предмета и способность

применению знаний вне класса.

Размышляя над темой о том, почему же учитель должен меняться, то

хочется отметить более важные факторы способствующие этому. Прежде

всего конечно это то, что в молодеже необходимо воспитывать уважение к

культуре своей страны, прививать моральные ценности, так как в наше время

эти критерии стали отходить на последний план.

Современный

мир

не

стоит

на

месте,

происходят

глобальные

изменения, как в области образования, так и в области различных цифровых

технологий.

Поэтому

учителю

необходимо

меняться,

заниманиться

саморазвитием, развивать свои профессиональные качества, учиться мыслить

критически для того, чтобы в воспитании и качестве образования можно

было достичь высоких результатов.

Начальная школа для детей - «стартовая ступенька» в обучении думать,

анализировать,

рассуждать.

Стержневой

фигурой

совершенствования

деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является

учитель (Стронг, Вард, Грант, 2001).

Чтобы учить, в первую очередь нужно научиться тому, как учить.

Именно с этой целью создаются различные курсы, семинары, вебинары, где

педагогов обучают новым подходам в преподавании.

На таких курсах,

семинарах, вебинарах – нам раскрывают идею работы в школе совершенно

идентичную от традиционных методик. Основная проблема традиционного

образования исходит от того, что «во главе угла» был не ученик, как

обучающийся, а ученик как воспринимающий данную ему информацию. На

вебинарах

обучают

тому,

как

изменить

ситуацию,

что

необходимо

предпринимать для эффективности обучения.

1

Основная идея состоит в том, что центральное место на уроке

принадлежит учащемуся, учитель должен исходить от его интересов и

запросов.

В силу возрастных и индивидуально – психологических особенностей у

учащихся начальной ступени обучения - слабо развита речь, скудность

активного и пассивного словарно запаса, дети практически не умеют вести

конструктивный диалог. Пути решения этой проблемы я нашла, изучая

раздел программы «Диалоговое обучение». Опираясь на теоретические

обоснования исследователей Мерсер и Литлтон (2007), которые в своей

работе

показывают,

что

диалог

в

классе

может

способствовать

интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Диалог, в свою очередь, развивается в общении. Общение, направленное на

обучение, во время урока формируется в групповой работе. Если при

традиционной форме проведения урока учитель мог общаться с минимум

учащихся за урок, то при групповой работе все учащиеся имеют возможность

высказаться. Очень важно и необходимо вносить в практику такие задания,

которые способствуют развитию речи учащихся. Например, на этапе

введения в тему использовать стратегию «Толстый и тонкий вопрос». Это

задание способствует интеллектуальному развитию учащихся и позволяет

самостоятельно определять тему урока.

Важную роль в становлении и развитии диалога имеют правильно

поставленные вопросы. Раньше я не задумывалась над тем, как и какие

вопросы, я задаю во время урока. После изучения раздела: «Диалоговое

обучение. Постановка вопросов», на уроках стала больше использовать

специальные и альтернативные вопросы, так как эти виды вопросов

мотивируют учащихся давать обоснованные ответы, развивают умение

правильно формулировать ответ, анализировать и отстаивать свою точку

зрения.

Правильно поставленные вопросы помогают выявить неподдельный

интерес и эмоции учащихся, развивают любознательность и стимул к

исследованиям.

Выполняя задания в группах и парах в результате вовлечения в диалог

с другими более успешными учащимися, развивается критическое мышление

детей.

На своих уроках я стараюсь применять такие стратегии, как «Кластер»,

«Зигзаг»,

способствующие

развитию

критического

мышления.

Целью

данных стратегии является закрепление и повторение материала.

Учителю необходимо двигаться в ногу со временем изучать новые

методики. Только тогда можно будет говорить о саморегуляции учащихся.

Рассматривая процессы воспитания и обучения на основе концепции

Джудит

Харрис

о

том,

что

“воспитание”

является

многоаспектным

феноменом,

подвергающимся

влиянию

родительского

опыта,

опыта

родственников и сверстников, можно сказать о том, что учащиеся большую

часть проводят вне дома. В связи с этим возможно влияние в воспитании

школьников со стороны педагога, даже если в семье нет положительного

примера.

2

Учитель, обученный новым подходам в системе образования, используя

критическое мышление способен расположить к себе школьника, стать для

него старшим товарищем, используя такие ценности, как равенство,

культурное взаимопонимание и уважение как к личности.

Учитель новой формации способен разрабатывать разноуровневые

задания

учитывая

возрастные

особенности

школьников.

Используя

групповую работу школьников, работу по ролям, учащиеся со временем

смогут распределять роли самостоятельно, тем самым в них вырабатывается

качества коммуникативности, саморегуляции и взаимопомощи.

Имея все это и благодаря непосильному труду учителя, мы сможем

вырастить новое поколение духовно развитого, культурного, критически

мыслящего гражданина, позволяющему ему использовать свои знания в

жизненных ситуациях.

Используемая литература:

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье

издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

2. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень.

Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

3.

Программа.

Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев

Интеллектуальные школы», 2012

3.Alexander, R. (2001) Cultureandpedagogy.[Культура и педагогика]. Wiley-Blackwell.

4.

Assessment

Reform

Group

(2002a).

Assessment

for

Learning:

10

Principles.

[Оцениваниедляобучения: 10 принципов]. University of Cambridge Faculty of Education.

5. Assessment Reform Group (2002b). Testing, Motivation and Learning.[Тестирование,

мотивацияиобучение].University of Cambridge Faculty of Education.

6.

Краснобородова А.А. «Критериальное оценивание как технология формирования

учебно-познавательной компетентности учащихся», Пермь, 2010

3



В раздел образования