Напоминание

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Фомина Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ г.Москвы "Школа №1352"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это нарушение развития речи,

которое

проявляется

в

недостаточной

сформированности

всех

ее

компонентов:

лексики,

грамматического

строя,

фонетико-

фонематической системы и связной речи. Дети с ОНР находятся в

зоне риска по возникновению нарушений чтения и письма, таких как

дислексия

и

дисграфия.

В

связи

с

этим

профилактика

данных

нарушений

является

важной

задачей

для

педагогов,

логопедов

и

родителей.

Причины возникновения нарушений чтения и письма

Основные причины возникновения нарушений чтения и письма у

детей с ОНР:

Нарушения фонематического восприятия. Дети не могут четко

различать звуки, что затрудняет формирование правильных звуковых

образов слов.

Недоразвитие

лексико-грамматического

строя

речи.

Ограниченный

словарный

запас

и

трудности

в

использовании

грамматических конструкций приводят к затруднениям в понимании и

построении предложений.

Недостаточное

развитие

пространственного

восприятия

и

зрительного

анализа. Эти

процессы необходимы для

правильного

распознавания букв и их последовательности при чтении и письме.

Задачи профилактики

Основной задачей профилактики является создание условий для

полноценного

речевого

развития

ребенка,

что

включает

формирование навыков:

фонематического восприятия;

звукового анализа и синтеза;

правильного произношения;

расширения лексического запаса;

усвоения грамматических норм.

Методы и приемы профилактики

Развитие фонематического восприятия. Для этого используются

специальные игры и упражнения, которые помогают детям научиться

различать звуки речи. Например, игры на выделение первого или

последнего звука в слове, подбор слов с заданным звуком, игры на

рифмы.

Звуковой

анализ

и

синтез.

Важно

обучать

детей

навыкам

деления слов на звуки и составления слов из звуков. Это можно

делать

в

игровой

форме,

используя

карточки

с

изображениями

предметов

и

буквами.

Например,

ребенку

предлагают

назвать

предмет и выделить все звуки в слове.

Развитие мелкой моторики. Поскольку моторные навыки тесно

связаны

с

развитием

речи,

большое

внимание

следует

уделять

упражнениям

для

пальцев

рук:

лепке,

рисованию,

штриховке,

застегиванию

пуговиц

и

другим

манипуляциям,

развивающим

координацию движений.

Работа

над

расширением

словарного

запаса

и

развитием

грамматических навыков. Через беседы, рассказывание сказок, игры с

новыми словами, стишки и рифмы дети осваивают новые лексические

единицы и учатся правильно строить фразы. Логопедические занятия

и грамматические игры помогают детям освоить основные правила

грамматики.

Игры на развитие зрительного восприятия и внимания. Задания

на нахождение различий между картинками, игры на запоминание

последовательности предметов или картинок помогают детям развить

зрительное восприятие и концентрацию, что важно для успешного

освоения письма и чтения.

Чтение вслух и обсуждение прочитанного. Регулярное чтение

вслух развивает у детей понимание структуры текста, помогает в

формировании

правильной

интонации

и

увеличивает

словарный

запас.

Обсуждение

прочитанного

улучшает

навыки

логического

мышления и умение строить связные высказывания.

Роль родителей

Важную роль в профилактике нарушений чтения и письма играют

родители. Они могут ежедневно проводить с ребенком развивающие

игры

и

упражнения,

уделять

внимание

его

речевому

развитию

и

обращаться

за

консультацией

к

логопеду

при

первых

признаках

речевых трудностей. Совместное чтение книг, обсуждение увиденных

мультфильмов, использование настольных игр с буквами и словами

способствуют речевому и когнитивному развитию ребенка.

Заключение

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи требует системного подхода и

тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса -

педагогов,

логопедов

и

родителей.

Регулярные

занятия,

направленные на развитие фонематического восприятия, звукового

анализа, расширение словарного запаса и грамотное употребление

речевых конструкций, помогут снизить риск возникновения дислексии

и дисграфии и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.



В раздел образования