Автор: Оболдина Алина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183»
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: конспект НОД по экологии
Тема: "Друзья природы"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183», г. Саратов
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной группы
Тема: «Друзья природы»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Оболдина Алина Алексеевна.
2024 г.
Цель: углублять и конкретизировать представления детей об окружающем
мире, явлениях природы.
Задачи:
Познавательное развитие: уточнить и расширить знания детей о планете
Земля; сформировать у детей обобщенное представление о природе;
систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха;
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, логическое
мышление; развивать интерес к выполнению заданий.
Речевое развитие: активизировать словарь детей по теме;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
развивать координацию речи с движением;
Формировать умения вести координированный диалог между воспитателем и
ребенком; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и
педагогом.
Физическое развитие: предотвращать утомляемость воспитанников во время
НОД (смена видов деятельности, осанка, физ.минутка, пальчиковая игра.),
Социально – коммуникативное развитие:; развить игровую деятельность,
такие социально – психологические черты как – умение терпеливо слушать,
быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой, работать сообща;
развивать у детей умственные операции (умение анализировать, делать вывод,
обобщение); воспитывать бережное отношение к природе; доброжелательность,
умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Художественно – эстетическое развитие: используя музыкальный фон,
создавать эмоциональный настрой у детей.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная.
Формы организации: групповая.
Методические приемы:
Наглядные – показ, демонстрация, презентация.
Словесные – художественное слово (загадки, поговорки, стихи), беседа.
Игровые – дидактические игры.
Практические – исследование.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр,
презентация, стаканчики, вода, молоко, мелкие игрушки, сахарный песок,
трубочки.
Предварительная работа: проведение мини-бесед «если б не было воды»,
«зеленые лёгкие планеты», «круговорот воды в природе». Чтение рассказов и
стихов, загадывание загадок о природе; заучивание стихотворений о воде и
воздухе, разбор пословиц и поговорок; рассматривание глобуса, картин о
природе, беседа и просмотр мультфильмов «Мудрые советы тетушки Совы»,
настольные и дидактические игры о природе.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
I Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! – скажем Солнцу, и птицам.
- Доброе утро! – милым, улыбчивым лицам.
Давайте, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение .
II. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а о
чем попробуйте догадаться сами. Послушайте стихотворение:
Наша планета - общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
должны беречь мы этот дом.
Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!
Догадались, о чем мы будем беседовать?
А что такое планета Земля? природа? (ответы детей)
(Слайд №1 - природа Земли)
III Решение проблемной ситуации
Вос-ль: Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не
сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая
букашка - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает
все необходимое для жизни.
А чему учит нас природа , расскажет нам Максим.
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Вос-ль: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Вос-ль: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.)
А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Вос-ль: Где можно встретить чистый воздух? (Слайд №2 –Море. Горы .Лес)
Дети: В лесу, на море, в горах.
Вос-ль: А где можно встретить грязный воздух? (Слад №3 - завод)
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Вос-ль: А что можно сделать для того, что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его
услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Слайд №4-Ветер
Палчиковая гимнастика : «Ветер».
Осторожно ветер
Из калитки вышел (пальчики правой руки шагают по левой ладони)
Постучал в окошко (кулачком постучат по ладони)
Пробежал по крыше (пальчики имитируют бег)
Поиграл немного (волнообразные движения кистями рук)
Ветками черемух,
Пожурил за что-то (погрозить указательным пальцем)
Воробьев знакомых
И, расправив бодро (скрестить большие пальцы кистей рук и
Молодые крылья сжимать пальцы в кулак и разжимать)
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?
Дети: нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и
услышать его.
Опыт:
Взять стакан с водой и трубочки из - под сока. Опустить трубочки в стакан с
водой и потихоньку дунуть в трубочку.
Объяснить, что пузырьки - это и есть воздух и мы его видим.
Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух.
Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Реб:. Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает
Так порою он сердит
Только, что он был везде
Миг и нет его нигде!
Вос-ль: Скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
- А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей)
Физ.минутка.
Темным лесом, и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом (идут друг за другом)
Что б цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать. (ходьба с высоким подниманием ног)
Теплый ветер нежно гладит, (поднять руки верхи покачать ими)
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться, (наклон туловища вперед)
Ель качает головой, (выпрямиться и покачать головой)
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
(Поднять руки вверх и помахать руками)
До свиданье лес зеленый.
Мы уходим в детский сад.
Вос-ль: А без чего еще не может прожить человек. Что бы это узнать, нужно
отгадать загадку:
Если руки ваши в ваксе.
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать? (вода) (Слайд №5)
Вос-ль: Правильно. А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать
звуки воды (запись звуков воды). Что вы представили, услышав эти звуки?
(ручеек, море, капля, дождь)
Мы с вами поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое, будем
рассуждать, играть.
Скажите, а для чего же нам нужна вода?-( мыться, пить, плавать, стирать,
поливать цветы и т.д )
Где в природе мы можем увидеть каплю воды? (Ответы детей.) Давайте
вспомним стихи о воде.
- «Ключевая вода» (Слайд)
Журчит поет водица,
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает
Намочит бурый мех,
А ключ бежит сверкает
И щедро поит всех.
- «Дождь». (Слайд)
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш
Нужен саду свежий душ
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Вос-ль: Кто знает, где прячется дождь? (Ответы детей. ) (Слайд)
Игровой практикум. «Мама Тучка».
Вос-ль: Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки.
Делайте все, что я скажу. (Звучит музыка)
- Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю.
Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают).
Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки взявшись
парами).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну
цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и
попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются
по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка
наказывала им домой вернуться.
А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх.
Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети
разбегаются и подбегают к воспитателю) .
Какими свойствами обладает вода ? Что бы это выяснить мы сядем на свои
места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не
пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако
подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как
очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего
здоровья.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Дать им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились,
пусть еще раз попробуют воду.
Вывод: у воды нет вкуса. Иногда мы слышим, что вода очень вкусная. Это
объясняется тем, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет
воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя
на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба
стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а
в каком - нет?
- Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в
стаканчике с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4
«В воде одни вещества растворяются, а другие не
растворяются».
Взять два стакана с водой - в один из них дети положат обычный песок и
попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет?
Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка,
размешаем его. Что теперь получилось?
В каком из стаканчиков песок растворился?
Итог эксперимента: Так что же такое вода? Вода - одно из самых
удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не
имеет вкуса и запаха, является растворителем
.
(Слайд №6 – Свойства воды)
Вот сколько интересного, вы узнали о воде. А пословицы и поговорки о воде
вы знаете?
- «Решетом воду не носят»
- «Мокрый дождя не боится»
-«Сколь воду ни варить, все вода будет»
А теперь поиграем в игру «Хорошо - плохо».
Игра «Хорошо – плохо» (противоречия).
Вода – это хорошо….(можно поливать цветы, мыться, стирать, купаться,
плавать, пить воду и т.д.)
Вода – это плохо…(холодный дождь, лужи, наводнение, т.д.)
Мы привыкли, что всегда -
Наша спутница вода!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Я хочу вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А кому еще, кроме человека, нужна вода?, (птицам,
животным, деревьям, рыбам) Слайд№7.
Слайд№8-9 (Водоем)
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю об одном водоёме.
Жил-был водоём. Когда-то вода в нём была чистая, прозрачная, что даже
можно было увидеть обитателей водоёма. А в солнечный день в воде
отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили
деревья, развели костёр. А уходя, оставили мусор, бутылки, банки.
Потом к этому озеру приходили ещё и ещё. Со временем
воды
становилось всё меньше и меньше, а мусора всё больше. Уже нельзя было
увидеть тех, кто там живёт. Обитателям водоёма стало совсем неуютно жить в
такой грязной воде.
Как вы думаете – это хорошо или плохо? (Плохо)
Воспитатель: Ребята, а кто же может прийти на помощь водоёму и его
жителям? (люди). Как бы вы себя вели у водоема?(ответы детей)
- Давайте будем беречь воду, не засорять водоёмы; с любовью и заботой
относится к природе.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю
Можешь только ты
Разумный человек!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
III.Рефлексия (Слайд №10- планета Земля)
-
Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Что вам понравилось, что
запомнилось? Как надо беречь природу? Я думаю, что вас всех можно назвать
друзьями природы!