Автор: Собянина Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ-ДС №37 им.И.Г.Генова"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности младших школьников
Раздел: начальное образование
Развитие познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль.
Она положительно воздействует не только на процесс и итог деятельности,
но и на ход психических процессов — воображения, мышления, внимания,
памяти. Познавательная активность — это один из самых важных мотивов
учения
обучающихся.
Ее
воздействие
очень
сильно.
Под
действием
познавательной активности учебная работа даже у слабых обучающихся
течет наиболее эффективно.
Для определения уровня познавательной активности детей младшего
школьного возраста рассмотрим следующие критерии уровней развития
познавательной активности.
Первым критерием будет являться проявление познавательного интереса к
учебной деятельности. Вторым — удерживание целей в ходе учебной
деятельности. Третьим — удерживание в памяти последовательности
выполнения этапов учебной деятельности. Четвертым — выбор адекватных
средств и способов решения учебных задач. Пятым — осуществление
анализа содержания учебных задач. Шестым — высказывание собственной
точки зрения. Седьмым — выделение критериев оценки в решении задач. И
последним, но очень важным критерием будет являться контроль и оценка
собственных действий и действий других.
Степень выраженности данных критериев помогает выявить уровень
познавательной активности у младших школьников в учебной деятельности.
Для диагностики уровня познавательной активности у младших школьников
был использован метод наблюдения.
Уровень познавательной активности выявлялся по определенным критериям:
- Инициативность. Когда ученик проявляет интерес к предмету, задает
интересующие вопросы учителю. Также постоянно стремится ответить на
вопросы учителя. И интерес ученика направлен только на изучаемый объект.
- Самостоятельность. Когда ученик самостоятельно выполняет задания и
проявляет устойчивость в достижении цели.
- Отвлекаемость. Когда ребенок выполняет определенные действия, не
связанные с темой урока.
К
методам
развития
познавательной
активности
относятся
методы,
побуждающие учеников к самостоятельности и старательному учению.
Все методы активизации познавательной деятельности традиционно можно
поделить на 3 группы:
Словесные
Наглядные
Практические
К словесным методам относится следующие методы.
- Первым методом будет являться метод дискуссий, он применяется для того,
чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение по какому–либо
вопросу.
- Вторым методом будет являться, метод самостоятельной работы с
учащимися. Он заключается в том, что ученики должны не прочитать текст, а
его пересказать. С помощью чего дети учатся анализировать и обобщать. Ну,
и конечно, благодаря такому методу учащиеся смогут развить свою устную
речь.
- И третьим методом будет являться метод проблемного изложения. Основа
данного метода заключается в создании проблемной ситуации. Где учащиеся,
выдвигая свои какие–то гипотезы, находят пути ее решения. Данный метод
формирует у учащихся различные приемы умственной деятельности.
Ко второй группе активизации познавательной деятельности относятся
наглядные
методы.
В
данную
группу
входят
следующие
средства
наглядности: демонстрация картинок, схем и различных рисунков. Данный
метод заключается в том, что в процессе учебной деятельности учитель
использует
наглядное
пояснение,
которое
облегчает
восприятие
и
осмысление изучаемого материала.
Существует большое разнообразие дидактических материалов. Их условно
делят на 3 большие группы.
- К первой группе будут относиться дидактические материалы, с помощью
которых ребята самостоятельно будут добывать новые знания без какой-
нибудь помощи со стороны учителя. Сюда будут входить следующие
материалы: карточки с заданием на преобразования текста учебника в план;
карточки с заданием на преобразования рисунка в словесный ответ, а также и
карточки с заданием для самонаблюдения.
- Вторая группа называется следующим образом. Дидактические материалы
для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения
знаний и умений. Сюда будут входить: карточки с вопросами для
размышления; карточки с расчетной задачей.
- И к последней группе дидактических материалов будет относиться группа
дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью
контроля знаний и умений. Сюда будут входить: карточки с новыми
рисунками и карточки с различными текстовыми заданиями.
И наконец, к третьей группе активизации познавательной деятельности
относятся практические методы. Сюда будут входить:
- методы, направленные на осмысление и усвоение нового материала с
помощью работы с учебником. Сущность данного метода заключается в том,
что ученики самостоятельно получают новые знания путем изучения
материала учебника.
- методы упражнения, направленные на формирование навыков и умений.
Сущность данного метода заключается в тот, что учащиеся используют
полученные знания на практике.
- методы с использованием лабораторных работ. Здесь ребята применяют
добытые ими знания для решения практических и теоретических проблем.
Приемами развития познавательной активности называются разнообразные
приемы, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся в
учебной
деятельности.
Существует
большое
количество
приемов,
направленных на активизацию деятельности учащихся. Но, мы рассмотрим
только несколько из них:
1. Приемы, способствующие побуждению интереса к изучаемому материалу.
- прием новизны. Здесь происходит включение в содержание учебного
материала интересных сведений и фактов.
- прием семантизации. С помощью данного метода мы добиваемся интереса
учащихся путем раскрытия значения слов.
- прием динамичности. Данный прием включает в себя создания установки на
изучение процессов явления в динамике и развитии.
- прием значимости. Здесь создаются установки на необходимость изучения
материала в связи с его биологической, эстетической ценностью.
2. Приемы, способствующие усвоению изученного материла
- эвристический прием. Где учащимся задаются трудные вопросы. И они
самостоятельно находят на них ответы, задавая наводящие вопросы. Данный
прием способствует развитию у учащихся умение доказывать и обосновывать
свои суждения.
-
исследовательский
прием.
Здесь
учащимся
необходимо
сделать
определенные выводы на основе проведенных ими наблюдений и опытов.
- прием натурализации. Здесь учащимся необходимо выполнить задания с
использованием натуральных объектов.
Таким образом, можно сделать небольшой вывод. Что познавательная
активность — это сложный процесс, который можно рассматривать с двух
сторон. Первой стороной будет являться то, что познавательная активность —
это самоорганизация и самореализация ученика. А второй будет являться то,
что это система определенных методов и приемов, стимулирующих развитие
познавательной деятельности учащихся.
пПедагогу
необходимо
стараться
максимально
приблизить
изучение
программного
материала
к
жизни,
сделать
процесс
обучения
более
эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес
к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности
детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.