Напоминание

Развитие познавательной активности младших школьников


Автор: Собянина Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ-ДС №37 им.И.Г.Генова"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль.

Она положительно воздействует не только на процесс и итог деятельности,

но и на ход психических процессов — воображения, мышления, внимания,

памяти. Познавательная активность — это один из самых важных мотивов

учения

обучающихся.

Ее

воздействие

очень

сильно.

Под

действием

познавательной активности учебная работа даже у слабых обучающихся

течет наиболее эффективно.

Для определения уровня познавательной активности детей младшего

школьного возраста рассмотрим следующие критерии уровней развития

познавательной активности.

Первым критерием будет являться проявление познавательного интереса к

учебной деятельности. Вторым — удерживание целей в ходе учебной

деятельности. Третьим — удерживание в памяти последовательности

выполнения этапов учебной деятельности. Четвертым — выбор адекватных

средств и способов решения учебных задач. Пятым — осуществление

анализа содержания учебных задач. Шестым — высказывание собственной

точки зрения. Седьмым — выделение критериев оценки в решении задач. И

последним, но очень важным критерием будет являться контроль и оценка

собственных действий и действий других.

Степень выраженности данных критериев помогает выявить уровень

познавательной активности у младших школьников в учебной деятельности.

Для диагностики уровня познавательной активности у младших школьников

был использован метод наблюдения.

Уровень познавательной активности выявлялся по определенным критериям:

- Инициативность. Когда ученик проявляет интерес к предмету, задает

интересующие вопросы учителю. Также постоянно стремится ответить на

вопросы учителя. И интерес ученика направлен только на изучаемый объект.

- Самостоятельность. Когда ученик самостоятельно выполняет задания и

проявляет устойчивость в достижении цели.

- Отвлекаемость. Когда ребенок выполняет определенные действия, не

связанные с темой урока.

К

методам

развития

познавательной

активности

относятся

методы,

побуждающие учеников к самостоятельности и старательному учению.

Все методы активизации познавательной деятельности традиционно можно

поделить на 3 группы:

Словесные

Наглядные

Практические

К словесным методам относится следующие методы.

- Первым методом будет являться метод дискуссий, он применяется для того,

чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение по какому–либо

вопросу.

- Вторым методом будет являться, метод самостоятельной работы с

учащимися. Он заключается в том, что ученики должны не прочитать текст, а

его пересказать. С помощью чего дети учатся анализировать и обобщать. Ну,

и конечно, благодаря такому методу учащиеся смогут развить свою устную

речь.

- И третьим методом будет являться метод проблемного изложения. Основа

данного метода заключается в создании проблемной ситуации. Где учащиеся,

выдвигая свои какие–то гипотезы, находят пути ее решения. Данный метод

формирует у учащихся различные приемы умственной деятельности.

Ко второй группе активизации познавательной деятельности относятся

наглядные

методы.

В

данную

группу

входят

следующие

средства

наглядности: демонстрация картинок, схем и различных рисунков. Данный

метод заключается в том, что в процессе учебной деятельности учитель

использует

наглядное

пояснение,

которое

облегчает

восприятие

и

осмысление изучаемого материала.

Существует большое разнообразие дидактических материалов. Их условно

делят на 3 большие группы.

- К первой группе будут относиться дидактические материалы, с помощью

которых ребята самостоятельно будут добывать новые знания без какой-

нибудь помощи со стороны учителя. Сюда будут входить следующие

материалы: карточки с заданием на преобразования текста учебника в план;

карточки с заданием на преобразования рисунка в словесный ответ, а также и

карточки с заданием для самонаблюдения.

- Вторая группа называется следующим образом. Дидактические материалы

для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения

знаний и умений. Сюда будут входить: карточки с вопросами для

размышления; карточки с расчетной задачей.

- И к последней группе дидактических материалов будет относиться группа

дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью

контроля знаний и умений. Сюда будут входить: карточки с новыми

рисунками и карточки с различными текстовыми заданиями.

И наконец, к третьей группе активизации познавательной деятельности

относятся практические методы. Сюда будут входить:

- методы, направленные на осмысление и усвоение нового материала с

помощью работы с учебником. Сущность данного метода заключается в том,

что ученики самостоятельно получают новые знания путем изучения

материала учебника.

- методы упражнения, направленные на формирование навыков и умений.

Сущность данного метода заключается в тот, что учащиеся используют

полученные знания на практике.

- методы с использованием лабораторных работ. Здесь ребята применяют

добытые ими знания для решения практических и теоретических проблем.

Приемами развития познавательной активности называются разнообразные

приемы, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся в

учебной

деятельности.

Существует

большое

количество

приемов,

направленных на активизацию деятельности учащихся. Но, мы рассмотрим

только несколько из них:

1. Приемы, способствующие побуждению интереса к изучаемому материалу.

- прием новизны. Здесь происходит включение в содержание учебного

материала интересных сведений и фактов.

- прием семантизации. С помощью данного метода мы добиваемся интереса

учащихся путем раскрытия значения слов.

- прием динамичности. Данный прием включает в себя создания установки на

изучение процессов явления в динамике и развитии.

- прием значимости. Здесь создаются установки на необходимость изучения

материала в связи с его биологической, эстетической ценностью.

2. Приемы, способствующие усвоению изученного материла

- эвристический прием. Где учащимся задаются трудные вопросы. И они

самостоятельно находят на них ответы, задавая наводящие вопросы. Данный

прием способствует развитию у учащихся умение доказывать и обосновывать

свои суждения.

-

исследовательский

прием.

Здесь

учащимся

необходимо

сделать

определенные выводы на основе проведенных ими наблюдений и опытов.

- прием натурализации. Здесь учащимся необходимо выполнить задания с

использованием натуральных объектов.

Таким образом, можно сделать небольшой вывод. Что познавательная

активность — это сложный процесс, который можно рассматривать с двух

сторон. Первой стороной будет являться то, что познавательная активность —

это самоорганизация и самореализация ученика. А второй будет являться то,

что это система определенных методов и приемов, стимулирующих развитие

познавательной деятельности учащихся.

пПедагогу

необходимо

стараться

максимально

приблизить

изучение

программного

материала

к

жизни,

сделать

процесс

обучения

более

эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся интерес

к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности

детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.



В раздел образования