Напоминание

Деятельность человека и технологии


Автор: Рыжова Елена Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Луковниковская СОШ им. вице- адмирала В.А.Корнилова"
Населённый пункт: с.Луковниково Тверская область
Наименование материала: Конспект урока труда 5 класс
Тема: Деятельность человека и технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Тема - «Преобразующая деятельность человека и технологии»

Планируемые образовательные результаты:

1.

Предметные: в результате урока учащиеся смогут:

- дать определение понятиям «преобразующая деятельность», «технология», «техносфера»;

- перечислить виды технологий;

- знать инструментальное обеспечение технологий;

- характеризовать технологическую систему.

2.

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовым и слайдовым планами, действовать по

составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения изделия в соответствии с имеющимися

критериями;

познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации;

коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом

позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение;

личностные: формирование когнитивного компонента гражданской эдентичности.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут:

- проводить самооценку

выполненной работы

по предложенным критериям; развивать трудолюбие и ответственность за качество своей

деятельности.

Словарь урока:

потребности людей, исследовательская и преобразующая деятельность, технология, материальные, информационные,

энергетические и социальные технологии, техносфера, инструменты, оборудование, техника, автоматические устройства, технологические

системы, стандарты, реклама.

Ресурсы урока:

-учебник: Технология. 5 класс. Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова, М., и др. «Дрофа», 2020г.;

- карточки с заданиями;

- рабочие листы для учащихся;

- листы оценивания (для самооценки и взаимооценки);

- мультимедийная техника: компьютер, проектор;

- электронные ресурсы и средства обучения.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный

момент

Приветствует учащихся

и фиксирует отсутствующих.

Проверяют наличие на рабочем месте

необходимых для урока учебных

не более

1 мин.

Проверяет готовность рабочих мест к уроку. Создает

эмоциональный настрой на урок.

материалов.

Мотивация

Создает для учеников проблемную ситуацию.

- Представьте такую ситуацию. Вы с друзьями заблудились в лесу.

- Какие потребности могут появиться у вас?

- Какие технологии нужно будет использовать для того, чтобы

выбраться из леса?

Формулирование проблемы: мы знаем, какие возникнут

потребности в сложившейся ситуации, но мы не знаем, какие

технологии помогут нам выбраться из леса.

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме

будет посвящен наш урок?

Участвуют в обсуждении.

Отвечают на проблемные вопросы.

Сталкиваются с затруднением в ответе

на вопрос.

Формулируют предполагаемую тему

урока.

Записывают тему в тетрадь.

не более

3 мин.

Актуализация

знаний

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у

учащихся по данной теме.

- Какие изделия вы изготавливали в начальной школе на уроках

технологии?

- Какие материалы для этого использовали?

- Придерживались ли вы определенной последовательности при

создании поделок?

Определяет вместе с учащимися

тему и цель урока

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспоминают нужную информацию,

делают содержательные обобщения.

Вспоминают, изученный ранее материал,

который связан с формулировкой

проблемы (в этот момент отрабатывается

минимум).

Определяют, каких знаний не хватает,

где и как их добыть (открыть).

не более

2 – 3 мин.

Целеполагание и

планирование

- Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока?

Цель урока:

после урока вы сможете

- дать определение понятиям «потребность», «технология»;

«преобразующая деятельность», «техносфера», «технологическая

система»;

- знать виды технологий;

Подводит учащихся к поиску путей изучения темы урока и

достижения цели урока.

- Какие вопросы касаются темы «Преобразующая деятельность и

Отвечают на вопросы.

Участвуют в формулировании целей

урока.

не более

2 мин.

технологии» и могут войти в план урока?

План.

1. Потребности и деятельность человека.

2. Виды технологий.

3. Техносфера и производство.

Задают уточняющие вопросы.

Узнают последовательность учебных

действий.

«Открытие» нового

знания

(изучение новой

темы)

1. Организует обсуждение, опираясь на изобразительный ряд.

(Приложение 1. Презентация)

- Как вы думаете, почему человек постоянно меняет мир, создавая

новые и новые объекты?

- Чем определяются потребности?

- Что появляется у человека, когда он осознает свои потребности?

- Какой может быть деятельность?

- Приведите примеры преобразующей деятельности.

Обобщает и дополняет ответы детей.

- Преобразовываться может не только материал, но и

электрическая энергия. Исследоваться и преобразовываться может

и информация.

- Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы организовать

преобразующую деятельность?

Формулирует обобщающие вопросы:

- Что такое потребности?

- Что такое «технология»?

Участвуют в диалоге с учителем,

высказывают гипотезы.

Сравнивают варианты ответов.

Дополняют ответы одноклассников.

Делают выводы.

Формулируют определения.

Записывают определения в тетрадь.

не более

4-5 мин.

2. Организует работу с учебником. (Стр.6, абзац 3)

Задание: записать в тетрадь виды технологий.

Организует самопроверку выполнения задания.

Формулирует обобщающий вопрос:

- С помощью каких технологий человек преобразует окружающий

мир?

Работают с учебником.

Извлекают и записывают информацию.

Осуществляют самопроверку

полученных результатов.

Формулируют выводы.

не более

4-5 мин.

3. - На какие части можно условно разделить мир?

Организует работу с изображениями в группах.

Задание. (Приложение 2)

Организует самопроверку выполнения задания.

- Переверните карточки с изображениями и соберите слово.

- Какие объекты составляют техносферу?

Работают в малых группах над решением

поставленной задачи.

Фиксируют на доске свое открытие.

Сравнивают варианты ответов.

не более

6-7 мин.

Дополняет информацию.

Также в техническую сферу входят автоматические устройства и

технические системы.

Для создания технических объектов человек использует различные

технологии, которые постоянно совершенствуются. Поэтому одни

технологии устаревают и ими перестают пользоваться, а на смену

им приходят новые, более эффективные.

Привлекает учащихся к обсуждению.

- Какую технику использует человек в практической

деятельности?

- Что мы относим к технике?

- Приведите примеры инструментов.

- Перечислите, какое вы знаете оборудование.

Организует работу с учебником. (Стр. 9, рис 1.5.)

Рассмотрите рисунок и назовите примеры автоматических

устройств.

Рассказывает об организации производства с помощью

технологических систем.

- Как вы думаете, к готовой продукции предъявляются какие-либо

требования?

- Как называются эти требования?

- Какие критерии отражаются в стандартах?

- Что необходимо сделать с качественными товарами?

- Что предпринимают производители товаров и услуг, чтобы люди

узнали о созданных изделиях и их достоинствах?

Дополняют ответы одноклассников.

Делают выводы.

Слушают объяснение.

Задают вопросы.

Формулируют определения.

Записывают определения в тетрадь.

Участвуют в диалоге с учителем,

высказывают гипотезы.

Использование

здоровьесберегающих

технологий на уроке.

Оздоровительный

момент.

Организует физминутку.

Гимнастика для рук, ног, глаз.

Выполняют упражнения. 1 мин

не более

1 мин.

Включение нового

знания в систему

знаний

Организует работу в командах. (Приложение 3)

Комментирует задание.

- Прочитать задание, обсудить и представить ответ.

Создает условия для сотрудничества в группах.

Отвечают и задают вопросы.

Контролируют правильность

ответов одноклассников.

Обобщают новые знания, полученные и

не более

4 мин.

Организует взаимопроверку выполнения задания.

усвоенные на уроке.

Представляют результаты.

Предоставляет ресурсы (листы с заданиями) для самостоятельной

работы. (Приложение 4).

Организует самостоятельную работу в тетради.

Организует взаимопроверку выполнения заданий.

Отвечают письменно на задания по

новой теме.

Осуществляют взаимопроверку

полученных результатов.

не более

8 мин.

Рефлексия и

оценивание.

Осуществляет рефлексию.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной

деятельности обучающихся на уроке.

- Какую тему изучили на уроке?

- Какие ставили цели?

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и

успехи класса в целом.

Выставляет и комментирует оценки

Проводят самоанализ и самоконтроль

выполненной работы, делают выводы.

Осуществляют рефлексию своей

деятельности и записывают домашнее

задание.

Выполняют анализ деятельности на

уроке и ее результатов.

3-4 мин

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Для всех:

1. Изучить § 1. Ответить на вопросы, устно.

2. Ответить на вопрос (устно). К какому виду технологий можно

отнести телекоммуникационную технологию? Объяснить почему.

По желанию:

Выполнить задание 1 к § 1.

Организует уборку рабочих месс учащимися.

Записывают задание в дневник.

Убирают рабочие места.

1-2 мин

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Изображения для работы в группах.

Приложение 3.

Задание 1. Выберите правильные утверждения (да, нет).

Изготовление

изделия

из

фанеры,

ткани,

пластмасс,

выращивание

сельскохозяйственных

животных

относятся

к

преобразующей

деятельности._________

Электрическая энергия может тоже преобразовываться.________

Работа с информацией не относится к преобразующей деятельности.___________

Задание 2. Заполните таблицу, используя слова для справок: иголка, посудомоечная машина, сверлильный станок, швейная машина, ножницы,

робот-пылесос, электрический утюг, отвертка

Инструменты

Оборудование

Автоматические устройства

Приложение 4.

Прочитайте задание и ответьте на вопросы:

- Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет?

- Что хотел сказать автор, превращая их в овец?

В произведении Николая Носова «Незнайка на Луне» герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители острова занимаются только

тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец.



В раздел образования