Напоминание

«Традиции и инновации: опыт работы методического объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКНР Лихослвльского муниципального округа»


Автор: Пышная Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "ЛСОШ №2"
Населённый пункт: г Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Представления опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
Тема: «Традиции и инновации: опыт работы методического объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКНР Лихослвльского муниципального округа»
Раздел: среднее образование





Назад




«Традиции и инновации: опыт работы методического объединения

учителей ОРКСЭ и ОДНКНР Лихослвльского муниципального округа»

Духовно-нравственное

воспитание

подрастающего

поколения

имеет

чрезвычайную значимость, базируется на изучении корней своего духовного

исторического наследия. Поэтому воспитание гражданина и патриота,

знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого изучения

духовного богатства народа.

Для многоконфессиональной и поликультурной России это особенно

актуально.

В этом заинтересованы семья, общество, государство. При этом важная роль

отводится школе. Ведь процесс образования понимается не только как

процесс усвоения системы знаний, но и как процесс воспитания и развития

личности.

Введение курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и

«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России»

это

принципиально новый шаг воссоединения обучения и воспитания.

Предметы носят межпредметный характер, тесно связаны с окружающим

миром, литературой, историей, изобразительным искусством.

Уроки ОРКСЭ (в муниципалитете почти 100% выбор модуля ОПК) и

ОДНКНР побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание

дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа. Ведь

воспитание духовно-нравственной личности начинается с любви к Родине,

того малого «кусочка» родной земли, на котором он родился. Место

рождения его – частица души человека. Изучая его, дети осознают себя

частью истории, истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре

и историческому наследию своих предков.

Именно поэтому в преподавании курсов педагоги активно используют

краеведческий материал. Учителями – предметниками пополняется районная

копилка методических разработок,

полученный опыт используется в

педагогической практике. Собранные сведения о земляках – участниках

ВОВ, тружениках тыла, детях войны, о памятниках и деятелях культуры, и о

многом другом педагоги активно используют в урочной и внеурочной

деятельности.

Ежегодно

в

апреле

проходит

муниципальный

конкурс

методических разработок урочных и внеурочных мероприятий по ОРКСЭ и

ОДНКНР для учителей общеобразовательных организаций. Представленный

опыт коллег распространяется через мастер-классы, открытые уроки и

внеклассные

мероприятия,

заседания

РМО,

конференции,

конкурсы

различных уровней.

При

этом

осуществляется

тесное

социальное

взаимодействие

с

общественными организациями, учреждениями.

При

администрации

Лихославльского

муниципального

округа

функционирует

координационный

совет

по

духовно-нравственному

воспитанию

граждан.

В

ходе

его

деятельности

рассматриваются

направления

единой

работы

семьи,

школы,

церкви,

общественных

институтов

по

духовно-нравственному

воспитанию.

Поэтому

в

муниципалитете проходит очень много значимого, интересного, связанного с

воспитанием, развитием личности. И педагоги

нашего методического

объединения – активные участники, организаторы и координаторы этой

деятельности.

Ежегодно РМО организует в муниципалитете Православные чтения

разной тематической направленности и содержательности.

Так в мае

на базе МОУ «Лихославльская СОШ №2»

проводятся

«Кирилло-Мефодиевские

чтения»,

на

которых

учащиеся

4-5

классов

представляют свои лучшие итоговые проекты по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР.

Многие из них связаны с судьбой Лихославльского района, Тверской

области.

На базе МОУ «Лихославльская СОШ №1» проводятся Семейные чтения

памяти

Новомученика

России

преподобного

исповедника

Сергия

Сребрянского. В них принимают участие учащиеся разных возрастных групп

школ муниципалитета. Чтения отличаются широким охватом слушателей и

глубиной взаимодействия школы –семьи –церкви.

Кроме того каждый год мы включаем в план работы РМО и чтения,

посвященные каким-либо памятным датам, событиям РПЦ: «О Царской

семье», «РПЦ в годы ВОВ» и другие.

Около 15 лет по инициативе нашего РМО проходит смотр-конкурс

научно-творческих работ «Православие на Тверской земле».

В конце

учебного года педагоги с детьми представляют на конкурс работы по самым

разным

направлениям:

исследовательская

деятельность,

сочинения,

фотографии, рисунки, презентации, поделки. Число участников конкурса

растет, а вместе с этим появляются и новые номинации. Отрадно, что в

рамках данного конкурса

происходит взаимодействие нашего РМО с

другими методическими объединениями учителей технологии, литературы,

географии, истории, изобразительного искусства и музыки.

Кроме того традиционным стало участие и в районных конкурсах

декоративно-прикладного

творчества

«Рождественский

подарок»,

«Пасхальный сувенир», организованными по инициативе отца Николая –

настоятеля Успенской церкви г. Лихославль.

Взаимодействие нашего образовательного округа со священством

Лихославльского благочиния является очень тесным, содержательным и

значимым. Духовные беседы, совместные мероприятия, встречи, экскурсии

проходят как для детей и родителей, так и для педагогов.

В Лихославльском муниципальном округе ежегодно организуется

Общероссийская

олимпиада

школьников

по

Основам

православной

культуры. В олимпиаде принимают участие учащиеся 4-11 классов. Первым

этапом является проведение школьного тура. Далее, ребята, показавшие,

наиболее высокие результаты принимают участие в муниципальном этапе

олимпиады.

Вот

уже

два

года

учащиеся

принимают

участие

и

в

дистанционной региональной олимпиаде по ОПК. Некоторые из участников

становятся ее призерами и победителями.

Результативной является и работа по организации исследовательской

деятельности учащихся. Ежегодно педагоги принимают участие в научно-

практических конференциях образовательного округа – «Открытие», «Шаг в

науку», готовят победителей и призеров.

Традиционным стало проведение районного внеклассного мероприятия

«Рождественская сказка». Учащиеся МОУ «Лихославльская СОШ №2»

готовят музыкально-театральные постановки

на рождественский лад. В

своих спектаклях ребята показывают, как важно оказывать помощь ближним,

уметь прощать, уважать родителей, дарить любовь и добро окружающим.

«Рождественская сказка» собирает не только школьников района, но уже и

дошкольников, которые с удовольствием стали приходить к нам в гости.

Новшеством в образовательной среде Лихославльского муниципального

округа

стало проведение православного похода «Дорогою Добра». Он

проходит в соответствии с разработанной и принятой программой по

духовно-нравственному

и

гражданско-патриотического

воспитания

Управления Образования и нашего РМО.

В рамках Программы разработаны маршруты плановых Православных

Походов. Следует отметить, что речь идет не о традиционном понимании

похода как «путешествия, странствия», а с целью ознакомления с какими-

нибудь достопримечательностями, историей родной земли.

Маршруты Похода связаны с посещением сёл и деревень Лихославльского

муниципального округа, знакомством с их историей, судьбой православных

храмов, традициями и обычаями жителей. Участие в них реализуется по

следующим направлениям:

Краеведческое

Гражданско-патриотическое

Эстетическое

Трудовое

Здоровьесберегающее

Экологическое

Основными видами деятельности являются:

участие в конференциях, создание проектов, исследовательских

работ;

посещение музеев, библиотек, экскурсии в храмы;

встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда;

возложение цветов к памятникам, увековечившим память воинов,

погибших в годы ВОВ (акция «Помнить, чтобы жить»);

участие в концертах, конкурсах, мастер-классах, спортивных

мероприятиях.

Каждому Походу предшествует предварительная подготовка.

Все православные походы начинаются от Успенской церкви города

Лихославль

после молебна и благословения на начало нового дела

настоятеля церкви протоиерея отца Николая (Губского).

Краеведческая внеклассная работа является одним из источников

обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к Родине и

формированию гражданственности.

Полученный опыт и собранный краеведческий материал в результате

Похода,

распространяется через РМО

для использования учителями в

педагогической практике.

Так, например, по маршрутам Похода в муниципалитете стали проводиться

экскурсии. Одна из них связана с судьбой первых тверских новомучеников –

крестьян Петра Жукова и Прохора Михайлова. Изучение истории своей

малой родины –интересное и важное дело. Педагоги нашего РМО часто

выступают и экскурсоводами разных тематических экскурсий. Некоторые из

нас прошли обучение и аттестацию Министерства туризма Тверской области,

став экскурсоводами, готовыми работать с туристами и в городе, и на селе.

Это важно, ведь туристический поток в Тверскую Карелию растёт, и всё

больший интерес сегодня вызывают сельские маршруты с погружением в

национальный колорит.

Лихославльский район – край сплетённых судеб русских и карел, а это

значит, что духовно-нравственное воспитание учащихся не может не

касаться судьбы тверских карел. Ведь большинство наших школьников

имеют карельские корни, знают карельскую кухню, карельские обычаи и

традиции, которые передаются от старших поколений. В некоторых семьях

еще звучит карельская речь, хранятся предметы быта карел. Поэтому важную

составляющую в деле духовно-нравственного воспитания школьников

занимает краеведческое направление по истории карел.

Изучение

предметов

ОРКСЭ

и

ОДНКНР

предполагает

тесное

сотрудничество с семьей. Без взаимодействия с ней, общности с родителями

изучение

данных

курсов

будет

неполноценным

и

недостаточно

эффективным. Родители включены в выполнение совместных домашних

заданий, проектную деятельность, во внеурочную работу.

Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание

— один из самых сложных видов этого труда, требующий напряжения

духовных сил и высокой нравственности. Заинтересованными в этой работе

должны быть и

родители, и школа, и общество в целом. Только

совместными усилиями, совместным сотрудничеством мы можем добиться

положительного результата.



В раздел образования