Автор: Пигасова Виктория Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лингвистическая школа"
Населённый пункт: г.о. Люберцы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение искусственного интеллекта в образовательной деятельности учителя начальных классов
Раздел: начальное образование
«Применение искусственного интеллекта в образовательной
деятельности учителя начальных классов»
Аннотация работы.
В
данной
работе
рассматривается
применение
искусственного
интеллекта (ИИ) в образовательной деятельностиучителя начальных классов,
анализируется
роль
ИИ
в
персонализации
обучения,
автоматизации
оценивания и анализе учебных данных для повышения эффективности
образовательного процесса.
Введение.
Применение ИИ в образовательной деятельности открывает новые
горизонты, помогает автоматизировать рутинные задачи, а также оказывает
поддержку педагогу в процессе преподавания.Системы на основе ИИ могут
анализировать данные о прогрессе студентов, предлагать индивидуальные
образовательные траектории и предоставлять обратную связь в реальном
времени, что позволяет каждому учащемуся развиваться в собственном
темпе.
Однако
с
внедрением
новых
технологий
также
возникают
определенные трудности, такие как необходимость переобучения педагогов,
вопросы безопасности данных и этические аспекты.
Основная часть.
Технологии на основе ИИ уже используются в образовательных
учреждениях по всему миру для улучшения качества обучения и повышения
эффективности образовательного процесса.
Один
из
примеров
использования
искусственного
интеллекта
в
образовательной
деятельности
педагога
начальных
классов
-
это
использование программы-робота для обучения чтению и письму. Например,
педагог может использовать программу, которая помогает детям правильно
произносить звуки и буквы, распознавать слова и составлять предложения.
Программа может предлагать интерактивные упражнения и игры, которые
помогают детям развивать навыки чтения и письма. Педагог может
использовать специальную платформу или приложение, которое анализирует
данные
об
учебных
успехах
каждого
ученика
и
создает
индивидуализированные учебные планы и задания. Например, программа
может предлагать дополнительные материалы и задания для учеников,
которым нужна дополнительная помощь, или создавать сложные задания для
учеников с высоким уровнем обучающихся.
Во время процесса обучения учеников начальных классов, автор
использовал следующие программы:
YandexGPT — нейросеть «Яндекса», которая работает на основе
технологии ChatGPT. Данная программа помогала в составлении заданий,
поиске информации и переводе зарубежной литературы.
Writefull —
встраиваемая в текстовый редактор нейросеть, которая
способна проверять текст на ошибки, опечатки, повторы. Она также помогает
структурировать информацию.
01Математика — обучающая онлайн-система по математике, которая
анализирует прогресс каждого ученика и адаптирует для него уроки и
задания. Платформа содержит материалы из учебников, помогает готовиться
к экзаменам, а также предлагает задачи по геометрии и алгебре.
DeepL — онлайн-переводчик на основе ИИ. Может учитывать контекст
содержания и выдавать качественный результат даже с большими текстами.
Во время уроков дети с ОВЗ встречаются с нехваткой стимулирующего
и дополнительного материала для закрепления полученных знаний. Для
решения данной проблемы автор работы использовала сторонние сервисы,
основанные на использовании искусственного интеллекта. Самым основным
инструментом для генерации дополнительных учебных материалов выступил
YandexGPT. Программа позволила в кротчайшие сроки создать задания для
учеников, которые были основаны на предпочтениях детей и учитывали
особенности каждого ребенка.
В добавок, автор вовремя свой работы с детьми подключила сервисы
Writefull и 01Математика, каждый из них выполнял отдельную задачу.
Writefull позволил сократить время проверки домашних заданий по русскому
языку, что в свою очередь положительно сказалось на физическом и
моральном здоровье автора, а также данный фактор добавил преподавателю
время, которое она смогла уделить ученикам. Онлайн-система 01Математика
использовалась в тестовом формате, каждому ученику был предоставлен
доступ в личный кабинет, где проводилась индивидуальная система
обучения. 01Математика позволила выборочно проработать проблемы
каждого ученика, при этом преподаватель не тратила время на поиск
проблемы.
Автором также был проведен анализ на тему внедрения ИИ в школьные
программы, удалось выявить следующие пункты:
86% преподавателей считают, что технологии, включая ИИ, должны
стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
39% школ рассматривают возможность внедрения ИИ, но ещё не
разработали конкретных планов.
80%-ная
точность рекомендаций
ИИ
соответствует
уровню
экспертов-человек.
Чат-боты ИИ оказывают индивидуальную поддержку ученикам с
точностью 91%.
209 образовательных учреждений уже внедрили технологию OpenAI.
ИИ способен предсказать итоговую оценку ученика с точностью 80%,
предотвратив неуспеваемость 34 712 учеников.
Учителя могут сократить время на оценку заданий на 70% с помощью
ИИ.
Анализ преимуществ и ограничений инструментов ИИ в
деятельности педагога начальных классов
Преимущества
Ограничения
повышения
качества
и
недостаток подготовки педагогов
доступности обучения
к работе с новыми технологиями
персонализация образовательного
процесса
безопасность
данных
и
конфиденциальность учащихся
автоматизация рутинных задач и
глубокая аналитика создают более
эффективную и мотивирующую
среду для учителей и учащихся
отсутствие
эмоционального
контакта
ии может анализировать данные
обучения, выявлять паттерны и
тренды,
помогая
педагогу
принимать
более
информированные
решения
о
методиках обучения и подходах к
ученикам
ии может допускать ошибки в
анализе данных и рекомендациях,
что
может
приводить
к
неправильным решениям педагога
автоматизация
проверки
домашних задани
некоторые школы могут не иметь
доступа
к
достаточной
технической инфраструктуре для
использования инструментов ии
мониторинг прогресса
искусственный интеллект может
ограничивать
возможности
педагога для творческого подхода
к обучению и развитию учеников
автоматизированная
оценка
знаний
На настоящий момент ни в одном из действующих правовых актов в
сфере образования нет запрета на использование ИИ. И даже если этот запрет
появится, к примеру во внутренних актах учебного заведения проверить его
соблюдения вряд ли получится.
В России АНО «Национальная технологическая инициатива» создаёт
нейросеть
для
проверки
школьных
сочинений:
она
будет
выявлять
грамматические, пунктуационные и смысловые ошибки, что, по словам
разработчиков, позволит учителям экономить до 20% времени.
Заключение.
Применение искусственного интеллекта в образовательной деятельности
представляет собой значительный шаг в эволюции учебного процесса,
открывая новые горизонты для учеников и педагогов. Интеграция ИИ в
образование должна проводиться ответственно и продуманно, с акцентом на
безопасность
и
инклюзивность.
Правильная
реализация
технологий
искусственного интеллекта имеет потенциал не только для повышения
качества образования, но и для создания равноправной обучающей среды,
где каждый ученик сможет раскрыть свои таланты и реализовать свой
потенциал. Подводя итоги, можно отметить, что искусственный интеллект не
просто инструмент, а ключ к формированию новой парадигмы обучения,
которая будет способствовать всестороннему развитию личности в условиях
стремительно меняющегося мира.