Автор: Трушкина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №20"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Использование дидактической игры-тренажера "Кубомастер"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по использованию дидактической игры-тренажера
«Кубомастер»
Авторы: воспитателm
Трушкина Светлана Владимировна
Сенсорное развитие ребенка – это формирование его восприятия и представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Для
младшего
дошкольного
возраста
мелкая
моторика,
координация,
сенсорика
–
основополагающие понятия. Степень их развития определяет речевые способности, воображение,
концентрацию и другие необходимые качества. В старшем дошкольном возрасте развитие
сонсомоторики играет важную роль в вопросе готовности ребенка к школе.
Развивающие игры дают возможность формирования восприятия, необходимого для успешного
обучения в детском саду, а затем и в школе.
С помощью игры-тренажера «Кубомастер» решаются различные задачи:
- знакомство с сенсорными эталонами;
основные цвета и их оттенки;
геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник;
три размера: большой, средний маленький.
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственных представлений и ориентации у детей дошкольного возраста;
- развитие памяти, внимания, воображения.
Основная часть методических рекомендаций по использованию игры-тренажера «Кубомастер»
содержит описание игровых заданий по возрастам, начиная с младшего дошкольного.
Игры-задания для младшего дошкольного возраста
1. Вверху – внизу.
Цель. Способствовать развитию пространственных представлений.
Содержание игры. Ребенку предлагается выложить верхний ряд игрального полотна кубиками
любого цвета, нижний ряд – кубиками другого цвета.
2. «Справа - налево».
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику.
Содержание игры. Ребенку предлагается выложить цветовую дорожку справа налево, затем
слева направо.
3. «Правая рука, левая рука»
Цель. Учить различать правую и левую руку, развивать манипулятивную деятельность рук.
Содержание игры. Ребенку предлагается выложить слева направо верхний ряд игрального
полотна кубиками любого цвета правой рукой, нижний ряд – левой рукой.
4. «Вместе, дружно»
Цель: способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
Содержание игры. Ребенку предлагается двумя руками одновременно выкладывать цветовые
дорожки по крайнему правому и крайнему левому ряду сверху вниз или снизу вверх.
5. «Кто вперед?»
Цель. Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции.
Содержание игры. Два ребенка садятся за парту друг против друга. Игральное полотно разделено
пополам белой чертой. Кубики разных цветов поделены между участниками. Задача игроков
выложить свое полотно до белой черты вперед соперника / разобрать заполненное полотно вперед
соперника.
6. «Сделай, как я скажу»
Цель. Способствовать развитию пространственных представлений, внимания, сенсорных
эталонов.
Содержание игры. Педагог дает ребенку инструкции:
- расположи желтый кубик под красным кубиком (справа/слева от красного кубика);
- выложи фигуру треугольника, квадрата, прямоугольника;
- выложи снизу вверх длинную цветовую дорожку, рядом – короткую;
- выложи картинку по схеме (Приложение 1);
7. «Повтори цветовой ряд»
Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, зрительного восприятия.
Содержание
игры. Педагог
показывает
карточку
с
изображением
цветовой
дорожки
(Приложение 2) и предлагает ребенку повторить цветовую комбинацию на нижнем ряду.
8. «Продолжи ряд»
Цель. Способствовать развитию логического мышления, концентрации внимания.
Содержание игры: педагог показывает карточку с изображением 3-4 кубиков (Приложение 3),
ребенку нужно закончить выкладывать ряд по предложенной схеме.
Игры-задания для старшего дошкольного возраста
1. «Сделай, как я скажу»
Цель. Способствовать развитию пространственных представлений, внимания, сенсорных
эталонов, логического мышления, концентрации внимания.
Содержание игры. Педагог дает ребенку инструкции:
- расположи кубик красного цвета в левом верхнем углу (синий – в правом нижнем углу и т.д.).
По аналогии, наоборот, педагог выкладывает кубики разных цветов в углы игрового полотна и
просит ребенка назвать местоположение каждого кубика. Например, педагог спрашивает, где
находится красный кубик, а ребенок отвечает: «В левом верхнем углу» и т.д.;
- расположи желтый кубик под/над красным кубиком (справа/слева от красного/синего кубика);
- расположи кубики так, чтобы желтый был между синим и оранжевым (под красным и над
зеленым и т.д.);
- выложи цветовую дорожку, чередуя желтый и зеленый кубики через один/два;
- выложи цветовую дорожку из спектра радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан»;
- выложи цветовую дорожку по диагонали сверху вниз, снизу вверх;
- выложи снизу вверх длинную цветовую дорожку, рядом – среднюю и короткую;
- выложи картинку по схеме (Приложение 5).
2. «Продолжи ряд»
Цель. Способствовать развитию логического мышления, концентрации внимания.
Содержание игры: педагог показывает карточку с изображением 3-4 кубиков (Приложение 3).
Ребенку нужно закончить выкладывать ряд по предложенной схеме.
.
3. «Зеркальный калейдоскоп»
Цель. Способствовать развитию пространственного мышления.
Содержание игры: педагог выкладывает на одной половине игрового поля часть картинки или
узора (Приложение 4). Ребенку предлагается выложить кубики в «зеркальном отражении».
4. «Разложи по памяти»
Цель. Способствовать развитию памяти.
Содержание игры: педагог показывает карточку с картинкой (Приложение 1) на 5 секунд,
затем убирает. Ребенок по памяти выкладывает картинку.
5. Разноцветное путешествие
Цель.
Закреплять умение ориентироваться на игровом полотне в клетку, способствовать
развитию воображения.
Содержание игры: ребенку предоставляется игровое поле, заполненное кубиками разных
цветов. На первую клетку ставится маленькая игрушка, которая сейчас отправится в путешествие.
Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где
оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в
соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета
может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном
пляже и т.д.).
3. «Цветная сказка»
Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Содержание игры. Педагог читает какую-либо сказку, например сказку «Репка». Ребенок
должен составить ее цветовую картину. Для этого из комплекта цветных кубиков нужно отобрать тот
цвет, о котором идет речь в сказке. Затем, когда перед ребенком будет выложен ряд цветных
кубиков, педагог должен попросить ребенка, глядя на выложенную цветовую дорожку, пересказать
сказку своими словами.
Пример. Сказка «Репка».
«Пришел дед в огород. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нее
(какая?) зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо стало (какое?) красное. Небо над ним
(какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Солнце над ними (какое?) желтое.
Прибежала внучка в платочке (каком?) розовом. Зовут Жучку, у нее хвостик (какой?) белый. Позвали
Мурку. Стали тянуть репку. Позвали мышку. Вытянули репку. Наступил вечер (какой?) фиолетовый.
Сели есть кашу (какую?) желтую».
4. Игра «Крестики-нолики»
Цель. Способствовать развитию логического мышления.
Содержание игры.
Игровое полотно из девяти ячеек огорожено белой линией. Условно
«нолики» - это красные кубики, «крестики» - желтые кубики. Игроки по очереди выкладывают свои
кубики на свободные клетки. Первый, выстроивший в ряд 3 своих кубика по вертикали, горизонтали
или диагонали, выигрывает.
5. «Логопедические задания»
Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, зрительного восприятия, логического
мышления.
Содержание игры. Педагог предлагает ребенку:
- составить из кубиков красного, зеленого, синего цвета схему слова;
- из составленной педагогом схемы придумать слово;
- выкладывать кубик того цвета, первая буква которого будет совпадать с первой буквой названного
педагогом слова (например, город – голубой, кот – красный).