Автор: Мельчакова Оксана Витальевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: Центр диагностики и консультирования
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личности ребенка с ОВЗ.
Раздел: среднее образование
Подготовила учитель - дефектолог
высшей квалификационной категории,
член ТПМПК г. Хабаровска
Мельчакова Оксана Витальевна
Формирование личности ребенка, имеющего
особенности в развитии
В процессе жизни у человека формируются соответствующие черты
характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения,
интересы, склонности, которые в совокупности и образуют то, что мы
называем личностью. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в
развитии – одно из главных в воспитании личности такого ребенка.
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и
физическое,
и
интеллектуальное,
и
психологическое,
и
правовое,
и
нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие
разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно.
Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню
развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".
Задача воспитания личности ребенка с особенностями в развитии
состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в
дальнейшем перейдет в зону актуального развития. Ребенка мы не просто
переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную
жизненную позицию и воспитание играет решающую роль на развитие
личности, и саморазвитие.
Важно и семейное воспитание -
как основополагающий фактор
успешного формирования личности ребенка с отклонениями в развитии.
Именно семья является для ребенка, для его личностного развития наиболее
мягким социальным окружением. При воздействии на развитие ребенка в
семье, на формирование его личности можно выделить четыре родительские
установки и соответствующие им типы поведения: принятие и любовь, явное
отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.
Между поведением родителей и поведением детей прослеживается
определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке
чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности,
«явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали
различными
формами
неврозов,
выделены
следующие
параметры
воспитательного процесса:
1
- интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к
детям: а)гиперопека; б) опека; в) приятие; г) неприятие.
- контроль: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г)
ограниченный.
Так
ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны
родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.
«Сверхпринятие» - к развитию истерического невроза. Выраженное
ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу
навязчивых состояний.
В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:
- Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу
воспитания.
-
Высокая
степень
противоречивости,
непоследовательности,
неадекватности.
- Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах
жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в
связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Поэтому семьи детей с отклонениями в развитии, нуждаются в
постоянной
психологической
помощи
и
поддержке.
Важно
специалистам,педагогам
научить
родителей
адекватно
относиться
к
проблемам своего ребенка, начиная с установления диагноза,
с явных
проявлений в отставании в развитии и констатации крайне ограниченных
возможностей ребенка . Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается
сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.
Многие родители маленьких детей с тяжелыми отклонениями в
развитии в первую очередь обеспокоены, сможет ли ребенок обучаться по
программе массовой школы. Когда дети подрастают, родители начинают
понимать и принимать преимущества и необходимость коррекционного
обучения.
При
тяжелых
отклонениях
в
развитии,
обусловливающих
инвалидность ребенка, особенно тяжело переживается родителями период
оформления ребенка в специализированные дошкольные
и школьные
учреждения.
Закономерностью психического развития детей с ограниченными
возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения
взаимодействия с социальной средой
Образовательные потребности могут реализовываться в специальных
образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах
реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа,
созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные
потребности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального
ребенка во многом определяются его положением в обществе. Появление
новых
форм
организации
коррекционно-педагогического
процесса
2
предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических
технологий воспитания и обучения таких детей
Все
эти
новые
формы
направлены
на
создание
единого
образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и
специального образования.
К сожалению, количество детей с отклонениями в развитии неуклонно
растет.
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или)
психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в
общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его
наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие -
лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-
педагогическое
вмешательство
позволяет
в
значительной
мере
нейтрализовать
отрицательное
влияние
первичного
дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с
проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер
нарушения нормального развития ребенка.
Среди общих проблем личностного воспитания детей с ограниченными
возможностями можно выделить две: во-первых, собственно проблему
обучения и приобретения знаний, умений и навыков, и, во-вторых, проблему
развития и возможности созревания личности ребенка. У ребенка, имеющего
какие - либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь
способность к обучению. Чаще всего проблемы связаны со сложностями роста
и развития личности. Следовательно, при воспитании аномального ребенка
особое внимание должно быть направлено на развитие личности в целом.
Естественно, обучение и развитие личности тесно связаны друг с другом.
Только в процессе сотрудничества со взрослым, ребенок сумеет расширить
свои возможности..
Понимание образования как реализации потенции,
заложенной в организме природой, и предполагает, что педагогика развития
должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского
развития.
Существенной помощью при этом является предоставление возможности
ребенку
с
отклонениями
в
развитии
учиться
в
коллективе
здоровых
сверстников. Такое интегрированное обучение позволит подготовить детей -
инвалидов и детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной
жизни и интеграции в обществе.
Однако, такое обучение детей с отклонениями в развитии в обычной
школе требует разработки специальных методик обучения и воспитания, где
особым образом учитываются нарушения, которые есть у ребенка. Методики
должны
соответствовать
специфическим
возможностям
и
способностям
ребенка, а также особому характеру трудностей его развития. Несомненно, что
содержание, методы и формы работы должны быть сообразны возрастным
особенностям ребенка.
Возможно, одни дети с отклонениями в развитии, обучаясь вместе с
ровесниками, не смогут понять, что им рассказывают на уроках, другие в
3
состоянии полностью понимать смысл сказанного. При этом вовлеченные в
свободное время в игры на различные тематики, дети с ограниченными
возможностями смогут пережить на собственном опыте прообразы своего
развития, овладеют искусством вставать на позицию другого человека, видеть
мир глазами другого человека, осуществлять победы над собственным
эгоцентризмом.
При обучении и воспитании младших детей также необходимо учитывать
особенности восприятия действительности, а именно преобладание образного
восприятия. Они не боятся фантазировать, они могут довериться интуиции и
догадке, умеют «видеть сердцем». На протяжении первых лет обучения
определяющим в образовательном процессе должен быть художественный
процесс. Лишь с переходом в старшие классы можно вводить смысловые
установки и личностный смысл в процесс воспитания. Крайне важно, чтобы,
начиная с ранней юности, ребенок мог с уважением следовать за окружающим
его взрослыми, мог воспринимать их как пример для себя. Важно построение
развивающего образа жизни. Обучение детей с отклонениями в развитии в
обычной школе затрудняет реализацию одного из существенных направлений
их будущей интеграции в обществе. Становление их как личности -
профессиональную подготовку. Массовая школа не ставит перед собой таких
задач и не имеет необходимой материальной базы. Возникает необходимость
специальной послешкольной профессиональной подготовки интегрированных
выпускников.
.
Следовательно,
интегративный
подход
позволяет
расширить
возможности развития личности. Но ограниченные возможности детей,
имеющие различные отклонения в развитии требуют выдвинуть следующие
принципы коррекционно - развивающего обучения:
1. Принятие и самопринятие. Принятие другого таким, каков он есть
означает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности,
готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на
собственные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного
резкого отличия от других.
2. Педагогическая защита - принцип, отражающий готовность и
способность педагога прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому,
в
критических
ситуациях.
Данный
принцип
предполагает
создание
в
образовательном
пространстве
системы
мер,
обеспечивающих
детей
собственной способности к защите себя и других. Он предполагает также
соответствие и согласованность конкретных педагогических действий и
психологических, высокую степень доверительных отношений взрослого и
ребенка.
3.
Взаимодействие
-
принцип,
предполагающий
согласованную
деятельность по достижению совместных целей и результатов.Это
связь
развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания
4
педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое
раскрывается вся сложная система способностей.
Взаимопонимание - есть система чувств и взаимоотношений, позволяющая
согласованно
достигнуть
целей
совместной
деятельности,
максимально
способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для
самораскрытия способностей каждого. Причем взаимопонимание достигается
лишь в такой совместной деятельности, в которой педагог опирается на любовь
к детям, свое личное обаяние и индивидуальные приемы и способы обучения и
воспитания, а дети свободны в реализации своих интересов и способностей,
при этом прислушиваясь к советам старших. При таком подходе достигается
понимание ценности личности ученика и его успеха.
Интеграция
детей
с
ограниченными
возможностями
в
коллектив
нормально развивающихся детей может быть:
а) частичная - когда отдельные дети проводят часть дня в обычных
классах;
б) временная - когда специальные и массовые группы и классы
объединяются
для
проведения
различных
мероприятий,
соревнований,
отдельных занятий;
в) комбинированная - когда ребенок обучается в классе здоровых детей,
получая при этом систематическую адекватную коррекционную помощь
учителя - дефектолога специального класса;
г) полная - когда дети с отклонениями в развитии могут по 1-2 человека
вливаться в обычные массовые школы. Коррекционную помощь в случае
необходимости таким детям обычно оказывают родители, контролируемые
время от времени специалистами.
Таким образом, путей совместного обучения и воспитания нормально
развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии несколько.
Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с
ограниченными возможностями. Помогло ребенку совершить в жизни самый
трудный выбор – стать личностью.
Литература
1.
Выготский Л .С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1983, т. 5.
5
2.
Газман О.С. «Гуманизм и свобода». / Гуманизация и воспитание в
современных условиях. М., 1995
3.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть
ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.
Сфера, 1994.
4.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х
томах, М., 1983.
5.
Лубовский
В.И.
Современное
состояние
психологической
диагностики. / Психологические проблемы диагностики аномального развития
детей. М., Педагогика, 1986.
6.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, М.,
Педагогика, 1989.
6