Напоминание

Формирование личности ребенка с ОВЗ.


Автор: Мельчакова Оксана Витальевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: Центр диагностики и консультирования
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование личности ребенка с ОВЗ.
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовила учитель - дефектолог

высшей квалификационной категории,

член ТПМПК г. Хабаровска

Мельчакова Оксана Витальевна

Формирование личности ребенка, имеющего

особенности в развитии

В процессе жизни у человека формируются соответствующие черты

характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения,

интересы, склонности, которые в совокупности и образуют то, что мы

называем личностью. Проблема принятия ребенка, имеющего отклонения в

развитии – одно из главных в воспитании личности такого ребенка.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и

физическое,

и

интеллектуальное,

и

психологическое,

и

правовое,

и

нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие

разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню

развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".

Задача воспитания личности ребенка с особенностями в развитии

состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в

дальнейшем перейдет в зону актуального развития. Ребенка мы не просто

переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную

жизненную позицию и воспитание играет решающую роль на развитие

личности, и саморазвитие.

Важно и семейное воспитание -

как основополагающий фактор

успешного формирования личности ребенка с отклонениями в развитии.

Именно семья является для ребенка, для его личностного развития наиболее

мягким социальным окружением. При воздействии на развитие ребенка в

семье, на формирование его личности можно выделить четыре родительские

установки и соответствующие им типы поведения: принятие и любовь, явное

отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.

Между поведением родителей и поведением детей прослеживается

определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке

чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности,

«явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

А. И. Захаровым при исследовании семей, в которых дети страдали

различными

формами

неврозов,

выделены

следующие

параметры

воспитательного процесса:

1

- интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к

детям: а)гиперопека; б) опека; в) приятие; г) неприятие.

- контроль: а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г)

ограниченный.

Так

ограничительства, аффективная неустойчивость со стороны

родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха.

«Сверхпринятие» - к развитию истерического невроза. Выраженное

ограничительство в отношении родителей к детям приводит к неврозу

навязчивых состояний.

В общем виде выделяются следующие черты патогенного воспитания:

- Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу

воспитания.

-

Высокая

степень

противоречивости,

непоследовательности,

неадекватности.

- Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах

жизнедеятельности детей. Повышенная стимуляция возможностей детей, в

связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Поэтому семьи детей с отклонениями в развитии, нуждаются в

постоянной

психологической

помощи

и

поддержке.

Важно

специалистам,педагогам

научить

родителей

адекватно

относиться

к

проблемам своего ребенка, начиная с установления диагноза,

с явных

проявлений в отставании в развитии и констатации крайне ограниченных

возможностей ребенка . Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается

сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

Многие родители маленьких детей с тяжелыми отклонениями в

развитии в первую очередь обеспокоены, сможет ли ребенок обучаться по

программе массовой школы. Когда дети подрастают, родители начинают

понимать и принимать преимущества и необходимость коррекционного

обучения.

При

тяжелых

отклонениях

в

развитии,

обусловливающих

инвалидность ребенка, особенно тяжело переживается родителями период

оформления ребенка в специализированные дошкольные

и школьные

учреждения.

Закономерностью психического развития детей с ограниченными

возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения

взаимодействия с социальной средой

Образовательные потребности могут реализовываться в специальных

образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах

реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа,

созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные

потребности.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального

ребенка во многом определяются его положением в обществе. Появление

новых

форм

организации

коррекционно-педагогического

процесса

2

предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических

технологий воспитания и обучения таких детей

Все

эти

новые

формы

направлены

на

создание

единого

образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и

специального образования.

К сожалению, количество детей с отклонениями в развитии неуклонно

растет.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или)

психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в

общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его

наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие -

лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-

педагогическое

вмешательство

позволяет

в

значительной

мере

нейтрализовать

отрицательное

влияние

первичного

дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с

проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер

нарушения нормального развития ребенка.

Среди общих проблем личностного воспитания детей с ограниченными

возможностями можно выделить две: во-первых, собственно проблему

обучения и приобретения знаний, умений и навыков, и, во-вторых, проблему

развития и возможности созревания личности ребенка. У ребенка, имеющего

какие - либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь

способность к обучению. Чаще всего проблемы связаны со сложностями роста

и развития личности. Следовательно, при воспитании аномального ребенка

особое внимание должно быть направлено на развитие личности в целом.

Естественно, обучение и развитие личности тесно связаны друг с другом.

Только в процессе сотрудничества со взрослым, ребенок сумеет расширить

свои возможности..

Понимание образования как реализации потенции,

заложенной в организме природой, и предполагает, что педагогика развития

должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского

развития.

Существенной помощью при этом является предоставление возможности

ребенку

с

отклонениями

в

развитии

учиться

в

коллективе

здоровых

сверстников. Такое интегрированное обучение позволит подготовить детей -

инвалидов и детей с отклонениями в развитии к будущей самостоятельной

жизни и интеграции в обществе.

Однако, такое обучение детей с отклонениями в развитии в обычной

школе требует разработки специальных методик обучения и воспитания, где

особым образом учитываются нарушения, которые есть у ребенка. Методики

должны

соответствовать

специфическим

возможностям

и

способностям

ребенка, а также особому характеру трудностей его развития. Несомненно, что

содержание, методы и формы работы должны быть сообразны возрастным

особенностям ребенка.

Возможно, одни дети с отклонениями в развитии, обучаясь вместе с

ровесниками, не смогут понять, что им рассказывают на уроках, другие в

3

состоянии полностью понимать смысл сказанного. При этом вовлеченные в

свободное время в игры на различные тематики, дети с ограниченными

возможностями смогут пережить на собственном опыте прообразы своего

развития, овладеют искусством вставать на позицию другого человека, видеть

мир глазами другого человека, осуществлять победы над собственным

эгоцентризмом.

При обучении и воспитании младших детей также необходимо учитывать

особенности восприятия действительности, а именно преобладание образного

восприятия. Они не боятся фантазировать, они могут довериться интуиции и

догадке, умеют «видеть сердцем». На протяжении первых лет обучения

определяющим в образовательном процессе должен быть художественный

процесс. Лишь с переходом в старшие классы можно вводить смысловые

установки и личностный смысл в процесс воспитания. Крайне важно, чтобы,

начиная с ранней юности, ребенок мог с уважением следовать за окружающим

его взрослыми, мог воспринимать их как пример для себя. Важно построение

развивающего образа жизни. Обучение детей с отклонениями в развитии в

обычной школе затрудняет реализацию одного из существенных направлений

их будущей интеграции в обществе. Становление их как личности -

профессиональную подготовку. Массовая школа не ставит перед собой таких

задач и не имеет необходимой материальной базы. Возникает необходимость

специальной послешкольной профессиональной подготовки интегрированных

выпускников.

.

Следовательно,

интегративный

подход

позволяет

расширить

возможности развития личности. Но ограниченные возможности детей,

имеющие различные отклонения в развитии требуют выдвинуть следующие

принципы коррекционно - развивающего обучения:

1. Принятие и самопринятие. Принятие другого таким, каков он есть

означает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности,

готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на

собственные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного

резкого отличия от других.

2. Педагогическая защита - принцип, отражающий готовность и

способность педагога прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому,

в

критических

ситуациях.

Данный

принцип

предполагает

создание

в

образовательном

пространстве

системы

мер,

обеспечивающих

детей

собственной способности к защите себя и других. Он предполагает также

соответствие и согласованность конкретных педагогических действий и

психологических, высокую степень доверительных отношений взрослого и

ребенка.

3.

Взаимодействие

-

принцип,

предполагающий

согласованную

деятельность по достижению совместных целей и результатов.Это

связь

развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания

4

педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое

раскрывается вся сложная система способностей.

Взаимопонимание - есть система чувств и взаимоотношений, позволяющая

согласованно

достигнуть

целей

совместной

деятельности,

максимально

способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для

самораскрытия способностей каждого. Причем взаимопонимание достигается

лишь в такой совместной деятельности, в которой педагог опирается на любовь

к детям, свое личное обаяние и индивидуальные приемы и способы обучения и

воспитания, а дети свободны в реализации своих интересов и способностей,

при этом прислушиваясь к советам старших. При таком подходе достигается

понимание ценности личности ученика и его успеха.

Интеграция

детей

с

ограниченными

возможностями

в

коллектив

нормально развивающихся детей может быть:

а) частичная - когда отдельные дети проводят часть дня в обычных

классах;

б) временная - когда специальные и массовые группы и классы

объединяются

для

проведения

различных

мероприятий,

соревнований,

отдельных занятий;

в) комбинированная - когда ребенок обучается в классе здоровых детей,

получая при этом систематическую адекватную коррекционную помощь

учителя - дефектолога специального класса;

г) полная - когда дети с отклонениями в развитии могут по 1-2 человека

вливаться в обычные массовые школы. Коррекционную помощь в случае

необходимости таким детям обычно оказывают родители, контролируемые

время от времени специалистами.

Таким образом, путей совместного обучения и воспитания нормально

развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии несколько.

Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с

ограниченными возможностями. Помогло ребенку совершить в жизни самый

трудный выбор – стать личностью.

Литература

1.

Выготский Л .С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1983, т. 5.

5

2.

Газман О.С. «Гуманизм и свобода». / Гуманизация и воспитание в

современных условиях. М., 1995

3.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть

ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.

Сфера, 1994.

4.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х

томах, М., 1983.

5.

Лубовский

В.И.

Современное

состояние

психологической

диагностики. / Психологические проблемы диагностики аномального развития

детей. М., Педагогика, 1986.

6.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, М.,

Педагогика, 1989.

6



В раздел образования