Напоминание

Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста.


Автор: Цыплятникова Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №28 "Забава"
Населённый пункт: Г. Кыштым Челябинская область
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

для педагогов:

« Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Цыплятникова Елена Сергеевна

Толерантность- это терпимость, уважение к людям разных национальностей, стремление

общаться с людьми на равных, желание узнать о другой нации как можно больше.

Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию

толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и

практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.

Задачи:

ознакомление с основой понятия «толерантность»;

Повышать теоретический опыт педагогов;

Систематизировать знания педагогов о современных требованиях по формированию

толерантности с дошкольниками в рамках ФГОС ДО;

Обменяться имеющимся опытом;

Оборудование и материалы: чудесный мешочек, игрушки с киндер -сюрпризов, ствол дерева,

осенние листочки в сундучке, шарик- сердце, музыка.

Участники: педагоги.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые педагоги мастер- класса « Как воспитывать толерантность у

детей дошкольного возраста». Само название определяет тему нашего сегодняшнего

мероприятия. Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами

и неповторимой индивидуальностью. Поэтому я хочу начать наш мастер – класс с китайской

притчи «Ладная семья» (фон спокойной музыки):

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой

семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что,

мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в

той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух

об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл

он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,

спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,

пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с

трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже…

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение,

терпение…)

Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого

уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень

важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без

исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста целью,

которых является повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к

другу.

1.Организационный момент:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – беремся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

2.Игра называется «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу.

Ход: будем передавать сердечко волшебное друг другу и нужно представить себя, назвав своё

имя так, как вам больше всего нравится, и положительно себя охарактеризовать словом на

первую букву вашего имени, и не забудьте улыбнуться друг другу.

-Вот мы с вами и познакомились.

3.Педагог: А сейчас мы поиграем в игру «Мы – разные»

-А насколько мы разные, сейчас узнаем.

-Давайте поприветствуем аплодисментами тех, кто живёт в Магдагачи;

- Давайте поприветствуем тех, у кого светлые волосы;

- поприветствуем тех, кто воспитывает сына;

- поприветствуем тех, у кого темные волосы;

- поприветствуем тех, кто любит конфеты;

- поприветствуем тех, кто любит арбуз;

-поприветствуем тех, кто смотрит мелодраммы;

- поприветствуем тех, кто воспитывает дочь;

-Ну а теперь хорошенько подумайте и скажите: какие мы все? (разные).

Да, мы все разные, но мы – вместе. И это очень здорово!!! Но мы с вами чем-то и схожи,

потому что все собрались на это мероприятие – испытать себя и узнать что-то новое и поделиться

опытом.

- Человек приходит в эту жизнь, для того, чтобы после себя что-то оставить: построить дом,

вырастить сына, посадить сад.

- У вас уже есть свои дома, дети, внуки, я предлагаю вырастить в нашем саду необычное, а может

даже и волшебное Дерево доброты, уважения, понимания, дерево толерантности.

- Семечко мы с вами уже посадили: мы с вами собрались все вместе, узнали насколько мы

разные.

-А вырастет ли дерево, узнаем позже.

4.Игра “Это здорово! ”

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас каждый из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении

или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое

такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово! ” и

одновременно поднять вверх большой палец.

5.Следующий методический прием, который можно использовать на занятии это

художественное слово (стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных

авторов и сказки народов мира).

Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира,

обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств,

углублении жизненного опыта, несомненно, оказывают положительное влияние на

формирование личности ребенка.

1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти? (Старуха

посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать

столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха,

получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не

приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого

корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.) … «Сказка о рыбаке

и рыбке»

2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она

преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё

любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих

ценностей нам так не

хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»).

3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной

старушкой? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал

красавцем. Не стоит смеяться над теми,

кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют

право на жизнь.) …

И. Гауф «Карлик Нос»

4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»

Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она

обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка

является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.

6.Игра “Волшебный мешочек”.

Цель:

продолжать закреплять понятие «толерантность

работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

развитие фантазии, творческого мышления, развивать память педагогов, умение

вспомнить пословицы и поговорки о толерантности

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-

сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников

группы.

Процедура проведения:

Не заглядывая в мешочек, берете один предмет. Вам нужно найти связь между этим предметом и

понятием толерантности. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар.

Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

Вот мы с вами и закрепили понятие толерантности. И наше семечко проросло и превратилось в

могучий ствол с ветками, это основа нашего дерева.

-А чтобы распустились листочки, для этого мы скажем друг другу комплименты.

7.«Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива

Будем говорить друг другу комплименты, и дарить листочки с волшебного сундучка.

Ой, какие молодцы!!! А теперь листочки прикрепите к нашему дереву.

Пока участники прикрепляют листочки, звучит песня «Мы вместе».

Заключительная часть.

Посмотрите, какое прекрасное дерево толерантности получилось у нас! Если по всей земле

расцветут такие деревья, то за свое будущее мы сможем не волноваться. Не забывайте: все мы –

разные, но мы – ВМЕСТЕ!!!



В раздел образования