Автор: Цыплятникова Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №28 "Забава"
Населённый пункт: Г. Кыштым Челябинская область
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
для педагогов:
« Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Цыплятникова Елена Сергеевна
Толерантность- это терпимость, уважение к людям разных национальностей, стремление
общаться с людьми на равных, желание узнать о другой нации как можно больше.
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию
толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и
практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.
Задачи:
ознакомление с основой понятия «толерантность»;
Повышать теоретический опыт педагогов;
Систематизировать знания педагогов о современных требованиях по формированию
толерантности с дошкольниками в рамках ФГОС ДО;
Обменяться имеющимся опытом;
Оборудование и материалы: чудесный мешочек, игрушки с киндер -сюрпризов, ствол дерева,
осенние листочки в сундучке, шарик- сердце, музыка.
Участники: педагоги.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые педагоги мастер- класса « Как воспитывать толерантность у
детей дошкольного возраста». Само название определяет тему нашего сегодняшнего
мероприятия. Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами
и неповторимой индивидуальностью. Поэтому я хочу начать наш мастер – класс с китайской
притчи «Ладная семья» (фон спокойной музыки):
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой
семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что,
мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в
той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух
об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл
он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,
пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с
трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…
Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение,
терпение…)
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого
уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень
важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без
исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…
Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста целью,
которых является повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к
другу.
1.Организационный момент:
Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,
Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг – беремся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.
2.Игра называется «Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу.
Ход: будем передавать сердечко волшебное друг другу и нужно представить себя, назвав своё
имя так, как вам больше всего нравится, и положительно себя охарактеризовать словом на
первую букву вашего имени, и не забудьте улыбнуться друг другу.
-Вот мы с вами и познакомились.
3.Педагог: А сейчас мы поиграем в игру «Мы – разные»
-А насколько мы разные, сейчас узнаем.
-Давайте поприветствуем аплодисментами тех, кто живёт в Магдагачи;
- Давайте поприветствуем тех, у кого светлые волосы;
- поприветствуем тех, кто воспитывает сына;
- поприветствуем тех, у кого темные волосы;
- поприветствуем тех, кто любит конфеты;
- поприветствуем тех, кто любит арбуз;
-поприветствуем тех, кто смотрит мелодраммы;
- поприветствуем тех, кто воспитывает дочь;
-Ну а теперь хорошенько подумайте и скажите: какие мы все? (разные).
Да, мы все разные, но мы – вместе. И это очень здорово!!! Но мы с вами чем-то и схожи,
потому что все собрались на это мероприятие – испытать себя и узнать что-то новое и поделиться
опытом.
- Человек приходит в эту жизнь, для того, чтобы после себя что-то оставить: построить дом,
вырастить сына, посадить сад.
- У вас уже есть свои дома, дети, внуки, я предлагаю вырастить в нашем саду необычное, а может
даже и волшебное Дерево доброты, уважения, понимания, дерево толерантности.
- Семечко мы с вами уже посадили: мы с вами собрались все вместе, узнали насколько мы
разные.
-А вырастет ли дерево, узнаем позже.
4.Игра “Это здорово! ”
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас каждый из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении
или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое
такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово! ” и
одновременно поднять вверх большой палец.
5.Следующий методический прием, который можно использовать на занятии это
художественное слово (стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных
авторов и сказки народов мира).
Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира,
обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств,
углублении жизненного опыта, несомненно, оказывают положительное влияние на
формирование личности ребенка.
1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти? (Старуха
посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать
столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха,
получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не
приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого
корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.) … «Сказка о рыбаке
и рыбке»
2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она
преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё
–
любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих
ценностей нам так не
хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»).
3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной
старушкой? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал
красавцем. Не стоит смеяться над теми,
кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют
право на жизнь.) …
И. Гауф «Карлик Нос»
4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»
Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она
обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка
является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
6.Игра “Волшебный мешочек”.
Цель:
продолжать закреплять понятие «толерантность
работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
развитие фантазии, творческого мышления, развивать память педагогов, умение
вспомнить пословицы и поговорки о толерантности
Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-
сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников
группы.
Процедура проведения:
Не заглядывая в мешочек, берете один предмет. Вам нужно найти связь между этим предметом и
понятием толерантности. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар.
Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.
Вот мы с вами и закрепили понятие толерантности. И наше семечко проросло и превратилось в
могучий ствол с ветками, это основа нашего дерева.
-А чтобы распустились листочки, для этого мы скажем друг другу комплименты.
7.«Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива
Будем говорить друг другу комплименты, и дарить листочки с волшебного сундучка.
Ой, какие молодцы!!! А теперь листочки прикрепите к нашему дереву.
Пока участники прикрепляют листочки, звучит песня «Мы вместе».
Заключительная часть.
Посмотрите, какое прекрасное дерево толерантности получилось у нас! Если по всей земле
расцветут такие деревья, то за свое будущее мы сможем не волноваться. Не забывайте: все мы –
разные, но мы – ВМЕСТЕ!!!