Автор: Ильина Капитолина Валерьевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Физиологическая сущность хореографической тренировки"
Раздел: дополнительное образование
Статью подготовила:
преподаватель хореографических
дисциплин
«Детской школы искусств № 2»
города Нижневартовска
Ильина Капитолина Валерьевна.
Физиологическая сущность хореографической тренировки
Любая
физическая
тренировка,
в
том
числе
хореографическая,
оказывает влияние
на весь организм, совершенствует функционирование
всех
систем
органов
и
все
взаимосвязи
между
ними.
Этим
достигается
высокая
работоспособность.
Наибольшее
влияние
хореографическая
тренировка оказывает на опорно-двигательный аппарат и непосредственно
связанные
с
ним
функции
организма,
совершенствуя
двигательную
деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов установили, что любое движение
человека представляет собой рефлекс. Непроизвольное отдергивание руки от
горячего предмета и дыхательные движения, ходьба и танец — все это
двигательные
рефлексы
различной
сложности.
Во
время
двигательной
деятельности в коре головного мозга возникают временные
связи между
нейронами центральных частей двигательного и других анализаторов.
В
результате
взаимодействия
возбуждений,
поступающих
от
рецепторов
двигательного
анализатора
и
от
внутренних
органов,
изменяется
деятельность
сердечнососудистой,
пищеварительной,
дыхательной и других вегетативных систем. Это позволяет организму тонко
приспосабливается к мышечной работе и изменяющимся условиям внешней
среды. Кроме того, во время танца в кору головного мозга исполнителя
поступают возбуждения от разных рецепторов. Мышечное чувство позволяет
ему точно соразмерять свои движения, зрительные и слуховые ощущения
дают
возможность
следить
за
музыкой,
расстоянием
и
направлением
движений. Таким образом, взаимодействие
возбуждений, поступающих в
кору головного мозга от рецепторов двигательного и других анализаторов,
играет большую роль в двигательной деятельности. Движения человека
возникают в ответ на зрительные, слуховые и другие раздражители.
1
Двигательные навыки
В течение жизни человек постоянно учится различным движениям:
сперва ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать, писать, шить и т. д. В
зависимости от конкретных условий быта и рода занятий людей движения,
которым они научаются, различны. У артистов балета и футболиста их число
и качество различны. Трудовые, спортивные или иные движения называют
двигательными навыками. Хореографическая тренировка — это длительный
процесс
выработки
большого
числа
все
усложняющихся
двигательных
навыков. Все позы, положения, движения и их комбинации – это новые для
организма
двигательные
навыки,
которые
постепенно
приобретают
учащиеся.
Образование двигательных навыков
Образование двигательного навыка представляет собой выработку цепи
условных двигательных рефлексов. При выполнении любого движения в
соответствующие
зоны
и
центры
коры
полушарий
головного
мозга
поступают сигналы от различных рецепторов. Они несут информацию о
работающих и неработающих органах. В коре полушарий головного мозга
возникает
несколько
очагов
возбуждения
(управляющих
работающими
органами) и одновременно создаются очаги торможения.
Пока выполняется каждый элемент движения, происходит поочередная
смена
деятельности
различных
групп
мышц.
Поэтому
сочетание
очагов
возбуждения и торможения изменяется. При повторении движения в коре
головного
мозга
образуются
временные
связи.
К
тому
времени,
когда
движение
выучено,
в
коре
головного
мозга
закрепляется
определённая
последовательность
возбудительнотормозных
процессов
–
вырабатывается
динамический
стереотип
данного
двигательного
навыка.
Внешне
это
проявляется в правильном и точном выполнении движения.
1
Халивер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. 2004. - С. 39.
Каждый
динамический
стереотип
включает
в
себя
рефлексы,
регулирующие дыхание, кровообращение, обмен веществ и т. д. Образованию
динамического
стереотипа
каждого
двигательного
навыка
способствуют
условные раздражители. Они могут быть очень разнообразными: словесные
-
объяснения
и
замечания
учителя,
зрительные
-
вид
зала,
класса,
наблюдение за собой в зеркале, вестибулярные изменение положения частей
тела и т. д. При этом большое значение приобретают сигналы от рецепторов
двигательного анализатора.
2
Многократно повторяясь, эти импульсы сами становятся сигналами-
раздражителями для мышц и других систем органов. Поэтому стоит принять
определенное положение или позу, как дальше движения «польются» сами
собой. Кора головного мозга обладает способностью образовать множество
новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Но такая переделка
представляет значительный труд для нервной системы.
2