Напоминание

"Физиологическая сущность хореографической тренировки"


Автор: Ильина Капитолина Валерьевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Физиологическая сущность хореографической тренировки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статью подготовила:

преподаватель хореографических

дисциплин

«Детской школы искусств № 2»

города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна.

Физиологическая сущность хореографической тренировки

Любая

физическая

тренировка,

в

том

числе

хореографическая,

оказывает влияние

на весь организм, совершенствует функционирование

всех

систем

органов

и

все

взаимосвязи

между

ними.

Этим

достигается

высокая

работоспособность.

Наибольшее

влияние

хореографическая

тренировка оказывает на опорно-двигательный аппарат и непосредственно

связанные

с

ним

функции

организма,

совершенствуя

двигательную

деятельность. И. М. Сеченов и И. П. Павлов установили, что любое движение

человека представляет собой рефлекс. Непроизвольное отдергивание руки от

горячего предмета и дыхательные движения, ходьба и танец — все это

двигательные

рефлексы

различной

сложности.

Во

время

двигательной

деятельности в коре головного мозга возникают временные

связи между

нейронами центральных частей двигательного и других анализаторов.

В

результате

взаимодействия

возбуждений,

поступающих

от

рецепторов

двигательного

анализатора

и

от

внутренних

органов,

изменяется

деятельность

сердечнососудистой,

пищеварительной,

дыхательной и других вегетативных систем. Это позволяет организму тонко

приспосабливается к мышечной работе и изменяющимся условиям внешней

среды. Кроме того, во время танца в кору головного мозга исполнителя

поступают возбуждения от разных рецепторов. Мышечное чувство позволяет

ему точно соразмерять свои движения, зрительные и слуховые ощущения

дают

возможность

следить

за

музыкой,

расстоянием

и

направлением

движений. Таким образом, взаимодействие

возбуждений, поступающих в

кору головного мозга от рецепторов двигательного и других анализаторов,

играет большую роль в двигательной деятельности. Движения человека

возникают в ответ на зрительные, слуховые и другие раздражители.

1

Двигательные навыки

В течение жизни человек постоянно учится различным движениям:

сперва ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать, писать, шить и т. д. В

зависимости от конкретных условий быта и рода занятий людей движения,

которым они научаются, различны. У артистов балета и футболиста их число

и качество различны. Трудовые, спортивные или иные движения называют

двигательными навыками. Хореографическая тренировка — это длительный

процесс

выработки

большого

числа

все

усложняющихся

двигательных

навыков. Все позы, положения, движения и их комбинации – это новые для

организма

двигательные

навыки,

которые

постепенно

приобретают

учащиеся.

Образование двигательных навыков

Образование двигательного навыка представляет собой выработку цепи

условных двигательных рефлексов. При выполнении любого движения в

соответствующие

зоны

и

центры

коры

полушарий

головного

мозга

поступают сигналы от различных рецепторов. Они несут информацию о

работающих и неработающих органах. В коре полушарий головного мозга

возникает

несколько

очагов

возбуждения

(управляющих

работающими

органами) и одновременно создаются очаги торможения.

Пока выполняется каждый элемент движения, происходит поочередная

смена

деятельности

различных

групп

мышц.

Поэтому

сочетание

очагов

возбуждения и торможения изменяется. При повторении движения в коре

головного

мозга

образуются

временные

связи.

К

тому

времени,

когда

движение

выучено,

в

коре

головного

мозга

закрепляется

определённая

последовательность

возбудительнотормозных

процессов

вырабатывается

динамический

стереотип

данного

двигательного

навыка.

Внешне

это

проявляется в правильном и точном выполнении движения.

1

Халивер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. 2004. - С. 39.

Каждый

динамический

стереотип

включает

в

себя

рефлексы,

регулирующие дыхание, кровообращение, обмен веществ и т. д. Образованию

динамического

стереотипа

каждого

двигательного

навыка

способствуют

условные раздражители. Они могут быть очень разнообразными: словесные

-

объяснения

и

замечания

учителя,

зрительные

-

вид

зала,

класса,

наблюдение за собой в зеркале, вестибулярные изменение положения частей

тела и т. д. При этом большое значение приобретают сигналы от рецепторов

двигательного анализатора.

2

Многократно повторяясь, эти импульсы сами становятся сигналами-

раздражителями для мышц и других систем органов. Поэтому стоит принять

определенное положение или позу, как дальше движения «польются» сами

собой. Кора головного мозга обладает способностью образовать множество

новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Но такая переделка

представляет значительный труд для нервной системы.

2



В раздел образования