Напоминание

"Использование ИКТ в соответсвии с ФГОС"


Автор: Сеева Антонина Мухамедовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: с.п.НАРТАН
Наименование материала: Литературное чтение
Тема: "Использование ИКТ в соответсвии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»

Подготовила и провела Третяк Е.А.

Тема: «Новогодняя быль» С. Михалков.

Цели:

создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению

речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить

учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать

умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,

используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания;

внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения

действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной

задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным

произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая

общую позицию.

Формы и методы обучения: парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, макет ёлочки, елочные шарики из бумаги,

маски.

Ход урока

1.

Организационный момент (Слайд № 1)

-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда-за работу!

Удачи желаю всем нам!(Слайд № 2)

2. Актуализация знаний.

-Ребята, мы сегодня отправимся в зимний лес. По дороге на снегу я увидела

странные следы. Давайте вместе узнаем, какую загадку оставили на снегу нам

лесные жители. ( Слайд №3). (праздник, подарки, веселье).

-О каком празднике может идти речь? (Новый год)

2.1. Рассказ учителя

-А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали 1 марта (начало весны,

пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда

заканчивалась уборка урожая с полей) , и только 300 лет назад царь Пётр 1 приказал

отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить

подарки, радоваться, веселиться, и говорить с «Новым годом!», «С новым

счастьем!».

-А вот без чего не бывает Нового Года, вы узнаете, разгадав загадку.

2.2. Загадка

(Слайд №4)

Родилась она в лесу,

Там росла и расцветала.

И теперь свою красу,

К нам на праздник принесла.(Ёлка)

И к нам пришла ёлочка.

Давайте вместе её украсим. За каждое выполненное вами задание на ёлку мы будем

вешать игрушку.

И 1 шарик вы уже заработали.

2.3. Игра «Закончи стихотворение»

-Сейчас наша ученица будет читать вам стихотворения, а вы должны их закончить.

1)Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник …(Новый год)

2) Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от…(Ёлки)

3) Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие …(блестят).

И качаются игрушки-

Флаги. Звёздочки,….(хлопушки).

4) И верхушку украшая,

Там сияет. Как всегда,

Очень яркая , большая,

Пятикрылая…(звезда).

- и ещё 1 украшение получает наша ёлочка, благодаря вам ребята.

2.4. Речевая разминка. (Слайд№5).

-ма-ма-ма - пришла снежная зима,

-ег-ег-ег- всё засыпал белый снег,

-оз-оз-оз- щиплет щёки нам мороз,

-лю-лю-лю- зиму снежную люблю.

молодцы,ёщё 1 шарик на ёлочку.

3. Постановка целей урока.

3.1. Рассказ ученика о писателе

С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

Кто сможет рассказать?

Биография С.Михалкова (Слайд № 6,7,8)

Сергей Михалков родился 13 марта в Москве. Писать стихи начал ещё в

детстве .После школы обучался в литературном институте .В это же время была

издана первая книга стихов. В годы войны работал в армейской печати С. Михалков

автор 3 гимнов России, поэт, драматург. Его произведения: «Дядя Стёпа», «Моя

улица», «Самые лучшие стихи», «А что у вас?», «Фома», «Зеркало» и другие.

По его произведениям мы с вами сыграем в угадай - ку.

Я прочитаю отрывки из его стихотворений. А вам надо будет вспомнить, откуда

взяты эти строчки?

Я сегодня сбилась с ног —

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла. ( Щенок)

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан. ( Дядя Степа)

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг? (Как бы жили мы без книг?)

Облака, Облака —

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, Дырявые,

Лёгкие, Воздушные —

Ветерку послушные… (Облака)

Чтобы ходики Ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, Который час,

По каким часам Вставать,

По каким часам В кровать,-

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской. ( часы)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять. ( Котята)

еще 1 шарик

4. Работа по теме урока

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Сейчас ребята прочитаем сказку цепочкой.

О чем идет речь в произведении? были

- Что такое «быль»? (Слайд № 9)

- Почему автор назвал это произведение былью? (это было в Новый год)

Анализ произведения.

Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего) (с.203 Она была стройная и

красивая)

Были ли у неё друзья? (заяц)

Как жилось ёлочке одной в лесу? (Она не чувствовала себя одинокой)

Что заставило ёлочку забеспокоиться? (прилетела сорока и рассказала ей, что её под

Новый год срубят)

Какой характер был у ёлочке? (добрая, скромная, вежливая, воспитанная)

Как стала жить ёлочка после рассказа сороки? (В страхе и беспокойстве)

Принесла ли ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

Воспитательная беседа

Не зря елочка боялась людей. Ведь всем известно, что на Новый год люди рубят

елки, чтобы украсить свой праздник, свой дом. Все понимают, что если срубить

елку, то дерево погибнет. Но многие не хотят отказываться от настоящей, свежей

елки. И можно услышать такие слова: «Я люблю, когда в доме на Новый год пахнет

свежей елью». Дети, поднимите руки те, кто любит, чтобы на Новогоднем

празднике была настоящая елка? Поднимите руки те, кто думает, что можно

обойтись и без живой елочки, заменить её искусственной. А кто сомневается, какую

елку выбрать на праздник – настоящую или искусственную.

- Наши ребята потрудились и подготовили инсценировку к этой сказке. Будьте

внимательны. Вам потом нужно будет ответить на мои вопросы.

ИНСЦЕНИРОВКА.

- Вам понравилась сказка?

- А сейчас за работу! Прежде, чем ответить на мои вопросы, нам надо вспомнить

правила работы в группах.

«Правила работы в группе»

1.

Слушай, что говорят другие.

2.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.

Говори спокойно ясно, только по делу.

4.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

6.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

1. Выборочное чтение.

1 группе - Найдите в тексте состояние души Елочки после встречи с Сорокой. (В

страхе и беспокойстве …)

2 группе – Найдите строки, где Елочка находится в центре лесной жизни. ( Вокруг

нее шла обычная лесная жизнь..)

3 группа – Найдите строчки, где описываются счастливые мгновения Елочки. (Когда

Елочка очнулась…)

-Молодцы, наша ёлочка получает ещё 2 шарика.

Физминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и

против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

7.4. Работа с пословицами. (Слайд№10).

-Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль «Новогодней были».

-Добро помни, а зло забывай.

-За всякое дело берись смело.

-Всё хорошо, что хорошо кончается

Еще 1 шарик.

7.5. Собрать фразу из слов. (Слайд№11).

Мы в ответе за всё на нашей планете.

-Как вы понимаете смысл этой фразы? ещё 1 шарик на ёлочку.

7.6.Беседа

-Как называются люди, которые защищают природу, оберегают ее? (

Слайд № 12)

Экологи считают, что мы должны избавиться от вековой традиции нести

срубленную елку в дом и украшать ее, так как это недостойно цивилизованного

человека. Ель – живой организм, его уничтожение, как и любого дерева, нарушает

устойчивость всей экологической системы. Так стоит ли убивать деревья, с

которыми связано множество других жизней?

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель высотою около полутора

метров требуется не менее десяти лет. А продолжительность её жизни около 250

лет.

Такого изворотливого зловредительства, как вырубка елей, сложно представить.

Ведь чуть не каждый житель страны уверен, что живая красавица родилась, выросла

и окрепла только для того, чтобы украсить собой жилище человека на считанные

дни!

Если вам хочется нарядить дерево, то пусть это дерево будет растущим во дворе

или в лесу. Можно вокруг него водить хороводы и петь песни, вреда никакого не

будет. Деревья нас за это только поблагодарят!

7.3. Выбрать девиз: (Слайд№13).

-Давайте выберем девиз нашего сегодняшнего урока:

Будем рубить ёлки в лесу.

Их растёт очень много.

Ёлочка, живи!

-Какой девиз мы с вами выберем, ребята?

Молодцы ещё 1 шарик на ёлочку.

8. Рефлексия.

-Вот мы и закончили украшать нашу ёлочку. С помощью вас, она стала такой

нарядной и красивой! И может быть мы с вами смогли сохранить хоть одну живую

ёлочку, благодаря этой, искусственной.

-Вы ведь знаете, что каждый год в нашей школе проходит акция: «Сохрани ёлочку»,

вот и наши дети сделали такие замечательные ёлочки, вместо настоящих.

Ведь каждое живое растение хочет жить, а для того чтобы жить - нужен мир,

которого нам так не хватает.

9. Подведение итогов урока.

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас С.Михалков?

- О чём должен помнить каждый человек на планете?

10. Домашнее задание.

Дома вы еще раз читаете этот рассказ и готовите иллюстрацию к нему.



В раздел образования