Автор: Анна Николаевна Большакова
Должность: Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАУДО "Детский сад №5"
Населённый пункт: г. Ялуторовск, Тюменская область
Наименование материала: образовательный квиз для педагогов
Тема: Сценарий образовательного квиза на тему «Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления».
Раздел: дошкольное образование
Сценарий образовательного квиза на тему
«Формирование читательской грамотности дошкольников с
применением приемов технологии критического мышления».
Цель мастер-класса: познакомить с приёмами формирования
читательской грамотности дошкольников через технологию
критического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, столы и стулья по количеству
игроков и жюри, маркеры, таблички с названием команд, бланки
ответов, сводная таблица оценивания, «Кубики Блума».
Ход мероприятия:
Участники делятся на команды и рассаживаются за столы.
Слайд 1.
Ведущий. Приветствую всех участников образовательного квиза.
Эта игра командная, интеллектуально – развлекательная, она
поможет получить положительные эмоции и познакомиться с
приёмами формирования читательской грамотности дошкольников
через технологию критического мышления.
Поэтому предлагаю вам для начала придумать название вашей
команде.
Команды 2 мин. обсуждают и затем озвучивают свои названия.
Мы не сможем обойтись без компетентного жюри. Приглашаем
занять места.
Слайд 2.
Ведущий. Напоминаю, что компоненты читательской грамотности
направлены на способность понимать, использовать и
анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек
получает из текста, должны расширять его знания и возможности в
жизни. Эти компоненты очень схожи с составом критического
мышления, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему
его информационному полю.
Слайд 3.
Ведущий. Давайте рассмотрим алгоритм формирования
читательской грамотности у дошкольников:
1.
Выбор произведения, подготовка к анализу
2.
Разбор произведения
3.
Подготовка к восприятию текста
4.
Беседа –диалог педагога с ребенком
5.
Рассматривание иллюстрации
6.
Совместная игровая деятельность по мотивам произведения
Слайд 4.
Ведущий. Формированию читательской грамотности в дошкольном
возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
Верные и неверные утверждения;
Прием «Кластер»;
Синквейн и синквейн – загадки;
Дерево предсказаний;
Чтение с остановками;
Толстые и тонкие вопросы;
«Ассоциации»;
«Уголки»;
«Письмо с дырками, картинками»;
Кубики Блума.
Ну, а теперь мы немного поиграем с этими приёмами. За каждый
правильный ответ – 1 балл.
Слайд 5.
Первый раунд. «Ассоциации».
Ведущий. Дошкольники не владеют письмом и чтением, поэтому
на первом этапе играем со словами устно.
Задание. Угадайте к какому слову дети сейчас назовут ассоциации.
Время на работу – 1 мин.
Слово: сказка
На втором этапе – мы учим изображать слова символами, то есть
схематично. Я попрошу вас подобрать ассоциации к слову,
попробуйте нарисовать их, время на работу - 3 мин.
Слово: семья
Жюри подсчитывают очки раунда.
Слайд 6.
Второй раунд. «Синквейн – загадки».
Ведущий. Ваша задача разгадать загадки о героях сказок и
мультфильмов, придуманные детьми.
Слайд. 7
Ответы на загадки: Незнайка, Колобок, Баба – Яга, Богатырь, Леди
Баг
Время на работу –3 мин.
Жюри подсчитывают очки раунда.
Слайд 8.
Третий раунд. «Кубик Блума».
Ведущий. Ну, а что может быть более простым, чем игра в кубики?
Кубики - это знакомый каждому малышу с детства привычный
игровой материал. Кубик Блума представляет собой обычный куб,
на гранях которого написаны слова: «Назови», «Почему»,
«Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Все вопросы
должны начинаться со слова, которое выпало на грани.
Задание. Вам нужно придумать вопросы к «Кубику Блума»,
изготовленному детьми по прочитанному произведению.
Сказки: «Три поросёнка» C. Михалков, «Сказка о глупом мышонке»
С. Маршак
Время на работу – 3 мин.
Жюри подсчитывают очки раунда.
Слайд 9.
Четвертый раунд. «Письмо с картинками».
Задание. Вам предлагается написать ответ к зашифрованному
тексту.
Время на работу – 3 мин.
Жюри подсчитывают очки раунда.
Слайд 10.
Ну, вот и подошла наша игра к завершению. Прошу жюри огласить
итоги игры
.
Ведущий и жюри подводят итоги, объявляют команду-победителя и
награждают всех участников квиза.
Спасибо вам за смекалку, сплоченность и знания. Хочется
надеяться, что вы будете использовать приемы технологии
критического мышления в своей работе, как это делаем мы в
нашем саду. Предлагаю вам сохранить QR-код буклета –
помощника по «Формированию читательской грамотности
дошкольников с применением приемов технологии критического
мышления».
Приложение 1
Бланк ответов. Раунд 1 «Ассоциации»
1
2
Семья
Бланк ответов. Раунд 2 «Синквейн – загадки»
1
2
3
4
5
Бланк ответов. Раунд 3 «Кубик Блума»
1
Назови
2
Почему
3
Объясни
4
Предложи
5
Придумай
6
Поделись
Бланк ответов. Раунд 4 «Письмо с картинками»
1
Сводная таблица оценивания команд
За каждый правильный ответ 1 балл.
№
Раунда
Команда
Команда
1(часть1)
1(часть2)
2
3
4
Общий
балл