Автор: Липацкова Алла Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1002
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация личности младших школьников средствами игры в урочной и внеурочной деятельности в процессе изучении английского языка.
Раздел: среднее образование
Липацкова А.О.
учитель английского языка ГБОУ Школа 1002
Социализация личности младших школьников средствами
игры в урочной и внеурочной деятельности в процессе изучении
английского языка.
Под
социализацией
в
традиционном
смысле
понимается
«процесс
становления
личности,
усвоение
индивидом
языка,
социальных
ценностей
и
опыта
(норм,
установок,
образцов
поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной
общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных
связей и социального опыта» [1].
Социализация детей в детстве строится на усвоении детьми
определенных правил и подчинении авторитету взрослого, что
соответствует
психологическим
особенностям
детей
младшего
школьного
возраста. Взрослый постоянно оценивает поведение
ребенка с точки зрения соответствия определенным правилам. Таким
образом,
в
сознании
школьника
появляется
стремление
соответствовать ожиданиям окружающих[2].
Для успешной социализации школьника благоприятна игровая
деятельность. Игра, как известно, является одной из ведущей форм
деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Известно, что
многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на
эффективность использования игр в процессе обучения. И это
понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно
способности
человека,
ребенка
в
особенности.
Игра
служит
своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры,
как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно
облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Тем
более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического
процесса.
В процессе игровой деятельности ребенок учится учитывать
точку зрения другого, строить свое поведение, отстаивать свое
мнение, эмоционально ориентироваться на других людей, учится
саморефлексии. С этой целью на занятиях по английскому языку
применяется такой прием, как игра «изобрази предмет», которая
заключается в том, что один ребенок вытаскивает карточку с
изображением
предмета,
животного
или
человека
какой-либо
профессии и др., затем никому не показывая карточку, изображает.
Другие дети угадывают, что изображает ребенок. Игра проходит на
английском
языке,
как
закрепление
изученного
лексического
материала. Установлению общения между детьми способствуют игры
по кругу с мячиком, когда дети загадывают друг другу слова на
определенную тему или просто соревнуются, кто больше скажет
английских слов, перекидывая мячик друг другу. Подобные задания
способствуют, как изучению и закреплению лексики, так и развитию
умения ребенка ориентироваться на других людей, что важно для их
социализации.
На социализацию детей в процессе изучения иностранного языка
так же положительно влияют игры, которые связаны с выполнением
общепринятых нравственных норм. Это связано с тем, что дети
младшего школьного возраста испытывают интерес к социальным
нормам. К примеру, игру «магазин» можно проводить с учащимися
на английском языке. В процессе игры реализуются две задачи: 1.
Закрепление вежливых форм обращения и ответов на иностранном
языке, 2. Воспитание в ребенке чувства вежливого отношения к
окружающим. В игре задача ребенка в том, что б обратиться к
другому наиболее вежливо и сказать что-то хорошее, к примеру
“hello, you are kind, you are nice, you are clever, thank you, please”.
Ребенок,
который
наиболее
вежлив
получает
поощрение
от
преподавателя, в виде бонусов, к примеру красивых бусин или
карточек. В процессе игры закрепляется общепринятая лексика
вежливого начала, продолжения и окончания разговора: hello, how are
you today, please, thank you, thank you very much, thanks, you are
welcome, good bye . Предварительно перед началом игры учителем
проводится работа по изучению лексики.
Переживания ситуации успеха или неуспеха при выполнении
правил оказывают значительное влияние на самосознание школьника,
в частности на его самооценку. А адекватность самооценки крайне
важна для успешной социализации.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат
творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу -
значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. .
Совместное творчество, занятия искусством помогают выстраиванию
социальных отношений детей со сверстниками и взрослыми. В связи
с этим можно предложить такой прием на уроке иностранного языка,
как изготовление коллажа, газеты или открытки. Можно изготовить
коллаж на любую тематику, по мнению Тарановой Е.В. составление
коллажа на тему «подбери друзей из разных сказок» способствует
формированию у детей понятия «дружба», заставляет детей опираться
на свои личные нравственные внутренние убеждения, тем самым
углубляя и укрепляя их[3]. Использовать данный прием можно и в
процессе обучения детей английскому, творческий поход в данном
случае поможет закрепить английские слова и выражения на тему
сказки и познакомит детей с героями английский сказок.
Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Ребенок,
играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё
как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия
«работают» синхронно. Игра всегда предполагает принятия решения -
как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти
вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если
ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь
таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не
задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В
игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство
равенства,
атмосфера
увлечённости
и
радости,
ощущение
посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова
чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает
чувство удовлетворения.
Процесс обучения иностранному языку в начальной школе
представляет собой совместную деятельность учителя и детей.
Маленький ребенок начинает изучать иностранный язык с большой
жаждой познания. Задача учителя - сделать все возможное, чтобы
поддержать интерес ребенка, его активность. Учитель должен стать
речевым партнером ребенка, его помощником. При этом основным
средством оценки являются похвала и поощрение.
Действительно, урок иностранного языка это не только игра.
Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками,
возникающие благодаря общей игровой атмосфере и собственно
играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждение
любых реальных ситуаций.
Для детей младшего школьного возраста становится важным
сохранение
положительных
взаимоотношений
с
окружающими.
Учащиеся начинают соотносить свои желания с желаниями других
людей.
Это
создает
определенное
направление
активности
школьников, основанное на формировании ими новых социальных
отношений, расширению ими своего круга общения. В связи с тем,
что по мере взросления у детей появляется живой интерес к
социальным требованиям, в начале изучения иностранного языка, не
лишним будет установить требования, правила поведения на занятиях
по иностранному языку. К примеру, такие требования, как 1.Speak
English 2. Be polite 3. Smile 4. Be positive 5. Be responsible и др. В
контексте
изучения
иностранного
языка
подобные
требования
воспринимаются ребенком более эмоционально и с большей охотой,
при условии того, что обучение языку происходит преимущественно
в процессе игры. И тут мы говорим о процессе изучения английского,
как о средстве мотивации и побуждению интереса к соблюдению
учащимися нравственных норм.
В заключении необходимо
сказать о показателях процесса
социализации, которые учитель может проследить в процессе
обучения детей.
Важными
показателями
процесса
социализации
является
статусное
место
ребенка
в
группе,
социальные
убеждения,
отражающие его отношение к нормам ценностям и правилам
поведения,
значимым
для
его
социального
окружения
и
его
эмоциональное состояние. В качестве критериев и показателей
социализации
используется
отношение
ребенка
к
обществу,
социально-значимой деятельности; степень активности жизненной
позиции;
направленность
личности
на
предмет
социальных
отношений; степень сформированности социального опыта.
Основной результат эффективной социализации по мнению
большинства
ученых
–
научение
воспитанников
быть
«продуктивными
членами
общества»,
хорошая
адаптация
к
социальной среде, интеграция в жизнь общества.
Литература:
1.
Маньковская Е. Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной
деятельности образовательного учреждения: диссертация кандидата пед. наук –
М.2006.
2. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.
3. Таранова Е.В. Артпедагогиеский практикум по работе с дошкольниками: Игры,
упражнения, занятия.- Ставрополь: Ставропольсервис – школа, 2003.
4. Маньковская Е. Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной
деятельности образовательного учреждения: диссертация кандидата пед. наук –
М.2006.