Автор: Коновалова Татьяна Анатольена
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Высоковский детский сад"
Населённый пункт: село Высокое
Наименование материала: Доклад «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
«Высоковский детский сад»
Доклад на тему:
«Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Подготовила: воспитатель
Коновалова Т.А.
2017 год
Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир.
Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В.
Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников
математических представлений должны опираться на предметно-
чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем
знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого
можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в
непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного
обучения на занятиях по формированию элементарных математических
представлений.
Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания,
приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике,
использовались в различных видах деятельности и в жизни. Остановимся
более подробно на каждой возрастной группе.
Во второй младшей группе начинает проводиться специальная работа по
формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).
ФЭМП у младших дошкольников проводится на специально организованных
занятиях, в различных видах детской деятельности и в повседневных
бытовых ситуациях. Во время умывания можно сравнить количество девочек
и мальчиков. При раздевании и одевании рассматривать размеры одежды,
длину шарфа, высоту обуви. В чтение художественной литературы развивать
счет (сколько героев было в сказке, дети вместе с воспитателем считают).
Формирование элементарных математических представлений у детей
младшей группы в режимных моментах нужно осуществлять в следующих
формах:
1. Наблюдение. Дети учатся находить круглые, квадратные, треугольные и
предметы в определённой обстановке (на улице во время прогулки, во время
кормления, умывания, одевания, игр, посещение музыкального,
физкультурного залов, игротеки). Использовать предметы, приближённые к
плоским (колесо, блюдце, поднос, салфетка). Выяснить, что у этих предметов
общее. Обращать внимание детей, что находится впереди от них, а что
осталось сзади; что вверху, а что внизу. Обсуждать с детьми, что
расположено близко, а что – далеко. Сравнивать удаленность разных
предметов: если вертолет, самолет движется по небу, то посмотреть куда они
летят, к нам или от нас?
2. Рисование на снегу, песке, лепка из снега фигур. Во время прогулки
используются игры на знакомство детей с формой.
• «Волшебный круг» – рисуем круг на снегу, на песке. И предложить детям
сделать интересные вещи – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратить
внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко
катится). Рисовать бусы для бабушки. Еще можно нарисовать плодовое
дерево, а ребёнок дорисовывает яблоки, считает их, говорит о том, какие
находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.
• «Весёлый треугольник» сказать детям, что треугольник – это платочек. Но
он у нас не очень красивый. Предложить детям нарисовать на нем все, что
они хотят. Из нескольких треугольников изобразить елку. Их можно сделать
много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний,
маленький). Еще треугольник превратить в гору. Изучить понятия вершина и
подножье горы. Малышу предложить пальчиками дойти до самой верхушки
– чем вам не пальчиковая гимнастика?
Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся с
названиями частей суток и временами года, узнают названия геометрических
фигур (круг, треугольник). Учатся сравнивать группы предметов, используя
приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов
больше (меньше, каких поровну). Сравнивать два предмета, разные по
величине (длине, высоте). Выражать словами какой предмет больше
(меньше, длиннее, короче, выше, ниже).
Научатся зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и
понимать соответствующие прилагательные. Учатся различать понятия
длинный – короткий, высокий – низкий, глубокий – мелкий.
Средняя группа.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на
физкультуре, где четко просматривается двигательная деятельность с
математическим содержанием. Практикуется использование различных
считалок, в которых используется порядковый и количественный счет.
Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при
команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения
подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных
игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко
используются подвижные игры с математическим содержанием, например:
«Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание
на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на
прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают,
размышляют, думают.
На занятиях по художественной литературе можно выбрать произведения,
способствующие формирование представлений о количественных
отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине,
ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с
порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить
количественный и порядковый счёт. Также широко используются считалки,
загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.
На художественном творчестве (рисовании), математические задачи
решаются своими методами и приёмами: ориентировка на листе бумаги (в
центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица,
на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище -
овальное, 4 лапки и т. д.
Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности,
где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать
успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх,
конкурсах.
Старшая и подготовительная группы.
Несмотря на возрастные различия, в формировании элементарных
математических представлений у детей старшей и подготовительной групп
есть множество сходств.
Подготовительная группа – это особенный этап развития ребенка. Один из
показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению –
это уровень развития его математических способностей.
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. В
предметном рисовании, передавая форму предмета, мы применяем способы
ее опознания зрением, осязанием, движением руки, дети называют
геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая
рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на
прямоугольник, и т. д.). Большие возможности для создания предметов
разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической), а
также для упражнения в их назывании имеются во время лепки. Широко
используем занятия детей аппликацией, в процессе которых они овладевают
умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат,
прямоугольник), делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др.;
по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки, дети
подсчитывают количество деталей, чтобы «всем хватило». Также используем
орнаментальное рисование, аппликацию, которые развивают у детей
глазомер и чувство ритма (они раскладывают ритмично предметы на бумаге,
составляют симметричные узоры из листьев и цветов, считают лепестки,
листья растений, ягоды, затем рассказывают, как они располагали элементы и
почему именно так).
Музыка. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные
представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя
дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой
(регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью
звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти
звуков, и т.п.
Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто
сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в
две, а в подготовительной группе в три колонны, расходятся парами направо
и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего
круга, один двигаться налево, другой направо. При выполнении различных
видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве:
правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных
подвижных играх (например: «Медведи и пчелы»), также широко
используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве,
знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами
(отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния
при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)
Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти
занятия также многое дают детям в плане математического развития.
Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о
месяцах, неделях, днях (каждый день дежурные вставляют карточки с
числом, месяцем и днем недели). Осознав текучесть, длительность времени,
подводим детей к тому, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе
за растениями в природном уголке (на огороде, клумбах) измеряем с детьми
рост, подсчитываем количество бутонов, цветков, отмечаем, что бывает
сначала, что потом, отмечаем последовательность действий. Во время
прогулок по территории детского сада, закрепляем умение детей
ориентироваться в пространстве. Осенью, собирая листья на участке, мы
обращаем внимание детей на форму лепестков, подсчитываем их количество.
Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками
шишки, желуди, камешки. Здесь мы закрепляем счет групп.
Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная
деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из
строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам,
фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по
предлагаемым условиям, по замыслу, по темам мы закрепляем представления
детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию
воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным
решениям.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Необходимо и в жизни использовать умения детей: считать предметы при
накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку,
нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, и т. д.), удобно
расставлять оборудование для занятий и т. д. Необходимо научить детей
ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть
вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и
приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою
деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя
закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время
сбора на прогулку часто проводим соревнования: проследить с помощью
часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них
потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также
закрепляем пространственные, количественные и временные представления
детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» дети
считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры),
готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления
знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о
форме и размере предметов используем дидактические игры, которые можно
предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности.
Например, можно предложить детям парные картинки на количество и
цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение
предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для
узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др.
Практика применения элементарных математических представлений в
различных видах деятельности создает достаточные условия для прочного
закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на
коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает
ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает
развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к
количественной стороне действительности, оказывает положительное
влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.