Напоминание

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».


Автор: Коновалова Татьяна Анатольена
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Высоковский детский сад"
Населённый пункт: село Высокое
Наименование материала: Доклад «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

«Высоковский детский сад»

Доклад на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Подготовила: воспитатель

Коновалова Т.А.

2017 год

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением

открывающий для себя окружающий мир.

Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В.

Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников

математических представлений должны опираться на предметно-

чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем

знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого

можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в

непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного

обучения на занятиях по формированию элементарных математических

представлений.

Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания,

приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике,

использовались в различных видах деятельности и в жизни. Остановимся

более подробно на каждой возрастной группе.

Во второй младшей группе начинает проводиться специальная работа по

формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

ФЭМП у младших дошкольников проводится на специально организованных

занятиях, в различных видах детской деятельности и в повседневных

бытовых ситуациях. Во время умывания можно сравнить количество девочек

и мальчиков. При раздевании и одевании рассматривать размеры одежды,

длину шарфа, высоту обуви. В чтение художественной литературы развивать

счет (сколько героев было в сказке, дети вместе с воспитателем считают).

Формирование элементарных математических представлений у детей

младшей группы в режимных моментах нужно осуществлять в следующих

формах:

1. Наблюдение. Дети учатся находить круглые, квадратные, треугольные и

предметы в определённой обстановке (на улице во время прогулки, во время

кормления, умывания, одевания, игр, посещение музыкального,

физкультурного залов, игротеки). Использовать предметы, приближённые к

плоским (колесо, блюдце, поднос, салфетка). Выяснить, что у этих предметов

общее. Обращать внимание детей, что находится впереди от них, а что

осталось сзади; что вверху, а что внизу. Обсуждать с детьми, что

расположено близко, а что – далеко. Сравнивать удаленность разных

предметов: если вертолет, самолет движется по небу, то посмотреть куда они

летят, к нам или от нас?

2. Рисование на снегу, песке, лепка из снега фигур. Во время прогулки

используются игры на знакомство детей с формой.

• «Волшебный круг» – рисуем круг на снегу, на песке. И предложить детям

сделать интересные вещи – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратить

внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко

катится). Рисовать бусы для бабушки. Еще можно нарисовать плодовое

дерево, а ребёнок дорисовывает яблоки, считает их, говорит о том, какие

находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.

• «Весёлый треугольник» сказать детям, что треугольник – это платочек. Но

он у нас не очень красивый. Предложить детям нарисовать на нем все, что

они хотят. Из нескольких треугольников изобразить елку. Их можно сделать

много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний,

маленький). Еще треугольник превратить в гору. Изучить понятия вершина и

подножье горы. Малышу предложить пальчиками дойти до самой верхушки

– чем вам не пальчиковая гимнастика?

Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся с

названиями частей суток и временами года, узнают названия геометрических

фигур (круг, треугольник). Учатся сравнивать группы предметов, используя

приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов

больше (меньше, каких поровну). Сравнивать два предмета, разные по

величине (длине, высоте). Выражать словами какой предмет больше

(меньше, длиннее, короче, выше, ниже).

Научатся зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и

понимать соответствующие прилагательные. Учатся различать понятия

длинный – короткий, высокий – низкий, глубокий – мелкий.

Средняя группа.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на

физкультуре, где четко просматривается двигательная деятельность с

математическим содержанием. Практикуется использование различных

считалок, в которых используется порядковый и количественный счет.

Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при

команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения

подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных

игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко

используются подвижные игры с математическим содержанием, например:

«Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание

на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на

прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают,

размышляют, думают.

На занятиях по художественной литературе можно выбрать произведения,

способствующие формирование представлений о количественных

отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине,

ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с

порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить

количественный и порядковый счёт. Также широко используются считалки,

загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.

На художественном творчестве (рисовании), математические задачи

решаются своими методами и приёмами: ориентировка на листе бумаги (в

центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица,

на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище -

овальное, 4 лапки и т. д.

Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности,

где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать

успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх,

конкурсах.

Старшая и подготовительная группы.

Несмотря на возрастные различия, в формировании элементарных

математических представлений у детей старшей и подготовительной групп

есть множество сходств.

Подготовительная группа – это особенный этап развития ребенка. Один из

показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению –

это уровень развития его математических способностей.

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. В

предметном рисовании, передавая форму предмета, мы применяем способы

ее опознания зрением, осязанием, движением руки, дети называют

геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая

рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на

прямоугольник, и т. д.). Большие возможности для создания предметов

разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической), а

также для упражнения в их назывании имеются во время лепки. Широко

используем занятия детей аппликацией, в процессе которых они овладевают

умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат,

прямоугольник), делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др.;

по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки, дети

подсчитывают количество деталей, чтобы «всем хватило». Также используем

орнаментальное рисование, аппликацию, которые развивают у детей

глазомер и чувство ритма (они раскладывают ритмично предметы на бумаге,

составляют симметричные узоры из листьев и цветов, считают лепестки,

листья растений, ягоды, затем рассказывают, как они располагали элементы и

почему именно так).

Музыка. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные

представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя

дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой

(регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью

звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти

звуков, и т.п.

Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто

сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в

две, а в подготовительной группе в три колонны, расходятся парами направо

и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего

круга, один двигаться налево, другой направо. При выполнении различных

видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве:

правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных

подвижных играх (например: «Медведи и пчелы»), также широко

используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве,

знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами

(отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния

при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)

Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти

занятия также многое дают детям в плане математического развития.

Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о

месяцах, неделях, днях (каждый день дежурные вставляют карточки с

числом, месяцем и днем недели). Осознав текучесть, длительность времени,

подводим детей к тому, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе

за растениями в природном уголке (на огороде, клумбах) измеряем с детьми

рост, подсчитываем количество бутонов, цветков, отмечаем, что бывает

сначала, что потом, отмечаем последовательность действий. Во время

прогулок по территории детского сада, закрепляем умение детей

ориентироваться в пространстве. Осенью, собирая листья на участке, мы

обращаем внимание детей на форму лепестков, подсчитываем их количество.

Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками

шишки, желуди, камешки. Здесь мы закрепляем счет групп.

Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная

деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из

строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам,

фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по

предлагаемым условиям, по замыслу, по темам мы закрепляем представления

детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию

воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным

решениям.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Необходимо и в жизни использовать умения детей: считать предметы при

накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку,

нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, и т. д.), удобно

расставлять оборудование для занятий и т. д. Необходимо научить детей

ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть

вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и

приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою

деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя

закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время

сбора на прогулку часто проводим соревнования: проследить с помощью

часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них

потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также

закрепляем пространственные, количественные и временные представления

детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» дети

считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры),

готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления

знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о

форме и размере предметов используем дидактические игры, которые можно

предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности.

Например, можно предложить детям парные картинки на количество и

цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение

предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для

узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др.

Практика применения элементарных математических представлений в

различных видах деятельности создает достаточные условия для прочного

закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на

коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает

ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает

развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к

количественной стороне действительности, оказывает положительное

влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.



В раздел образования