Напоминание

Программа просветительской и профилактической работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Киреева Зульфия Миргасимовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 310
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: программа
Тема: Программа просветительской и профилактической работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа просветительской и профилактической работы с

родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время

низко выражена психолого-педагогическая компетентность и культура

родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ. Причиной этого является

недостаточное

взаимодействие

дошкольной

организации

и

семьи.

Программа

родительского

просвещения

направлена

на

выстраивание

конструктивных взаимоотношений с семьями в ходе непосредственного

(прямого) общения педагога- психолога с родителем, обеспечивающее

повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.

Особое

внимание

уделяется

семьям

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья, так как появление в семье ребенка с какими-либо

отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей

и близких родственников. Непонимание одним или обоими родителями

объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие

рекомендаций

специалистов

в

этом

вопросе

нередко

приводят

к

возникновению конфликтных ситуаций. Таким образом, важнейшей задачей

Программы становится создание эффективной системы родительского

просвещения и семейного воспитания.

Целью

данной

программы

является

создание

благоприятных

психолого-педагогических

условий,

направленных

на

повышение

компетентности и культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Основные задачи

1. Формирование доверительных отношений с ребенком.

2. Формирование у родителей конструктивных форм родительского

стиля воспитания

3. Формирование адекватной социальной самооценки родителя

4. Оказание профилактической помощи в преодолении эмоционального

выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и

самовосстановления.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы

1. Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в

соответствии

с

Законом

об

образовании

у

родителей

(законных

представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на

обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального

развития

личности

ребѐнка;

2. Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть

доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребѐнка в

группе;

каждому

из

родителей

(законных

представителей)

должен

быть

предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями

(законными

представителями)

необходим

обмен

информацией

об

особенностях развития ребѐнка в ДОО и семье;

3.

Взаимное

доверие,

уважение

и

доброжелательность

во

взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при

взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных

правил

общения,

проявлять

позитивный

настрой

на

общение

и

сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и

разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов,

так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

4. Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при

взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания,

потребности родителей (законных представителей) в отношении образования

ребѐнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям;

5. Принцип личностно-ориентированного подхода, т. е. уважение

личностных особенностей и потребностей членов семей ребенка с ОВЗ.

6. Принцип ориентации на личность – в основе данного принципа

лежит учет личностных особенностей ребенка с ОВЗ и его семьи при

обеспечении безопасных и комфортных условий;

7. Гуманно-личностный принцип – данный принцип основан на

неоспоримой любви и уважении к ребенку и членам его семьи, позитивный

настрой

на

достижение

благоприятных

результатов,

формирование

положительного отношения ребенка с ОВЗ и его семьи к себе;

Ожидаемый результат

Предполагается, что в процессе освоения программы родители обретут:

– осознание семейного опыта, степень личного участия в воспитании

ребенка и ее значимость;

– адекватное отношение к ребенку как к личности, субъекту семьи и

общества;

– гармонизация детско родительских отношений;

повысится

заинтересованность

в

позитивном

социальном

и

психологическом развитии ребенка;

– навыки родительско-детского взаимодействия и способы разрешения

трудных психологических ситуаций в семье;

– расширится круг межличностного общения.

Срок реализации программы – 1 год.

Контингент – родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с

ОВЗ, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа разработана на базе МАДОУ Детский сад № 310

город Уфа.

Содержательный раздел

Характеристика содержания программы

Предлагаемая нами программа просветительской и профилактической

работы предназначена для родителей (законных представителей) детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Работа производится поэтапно, системно педагогом – психологом.

Содержание работы педагога-психолога ДОУ с родителями строится

по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика,

психологическое

просвещение,

психологическая

профилактика,

психологическое

консультирование,

организационно-методическая

деятельность

Педагог-психолог

осуществляет

деятельность

в

пределах

своей

профессиональной компетентности.

Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической компетенции родителей.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,

информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы),

направленные

на

разъяснение

родителям

(законным

представителям),

вопросов,

связанных

с

особенностями

образовательного

процесса

и

психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ.

Психологическая профилактика

Цель

психологической

профилактики:

обеспечить

раскрытие

возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка,

обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов,

предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и

интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических

условий в образовательном учреждении.

Психологическая

профилактика

направлена

на

развитие

коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие

познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как

ведущей

в

дошкольном

возрасте,

развитие

эмоциональной

сферы,

мотивационной.

- Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания»,

создание

в

ДОУ

благоприятного

психологического

климата,

на

профилактику

и

своевременное

разрешение

конфликтов,

повышение

эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и

личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных

консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.

- С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье,

формирование

доброжелательных

доверительных

бесконфликтных

отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка,

проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские

собрания на данную тематику.

Методы работы с родителями, используемые в плане коррекционной

работы:

– Родительские собрания;

– Индивидуальные консультации родителей с педагогами;

– Открытые занятия, семинары-практикумы;

– Семинары – практикумы;

– Тренинги

Оформление

стендов

и

информационных

папок,

выставки

специальной литературы;

– Праздничные мероприятия для родителей и детей.

Формы работы с родителями (законными представителями)

– Индивидуальные (беседы и консультации);

– Информационные

(буклеты,

брошюры,

стенды, информационные

папки);

– Групповые (родительские собрания, семинар- рпактикум, тренинг,

совместные мероприятия с родителями и детьми).

Периодичность групповых занятий 1 раз в месяц, продолжительность 1

занятия 60 минут.

Структура занятий

– четко выделенная цель, задачи

– организационный момент

– сообщение темы

Этапы работы:

1 этап – организационный.

Задачи:

Подбор родителей для работы в группе.

Основания отбора: обязательное воспитание в семье ребенка с ОВЗ,

ощущение потребности в специальных педагогических знаниях, желание

работать в группе. Оптимальное количество родителей в группе 10 -15

человек.

Знакомство родителей с работой психологического сопровождения, с

программой занятий, оповещение о времени проведения занятий.

2 этап – основной.

Приветствие

Теоретическая часть

Работа в группе. Практические упражнения.

Раздача буклетов,

Рефлексия.

3 этап – завершающий.

Подведение

итогов

работы

группы:

контрольное

тестирование

родителей.

Анализ

программы:

необходимость

корректировки

содержания

занятий, организации работы, изменения в подборе группы участников и др.

Занятия проводит педагог- психолог.

Занятия проходят в форме лекций, семинаров, свободной дискуссии,

практических работ,

В работе с родителями используются следующие методические

приемы: сообщение информации, вопросы по излагаемому материалу,

вопросы дискуссионного характера, обсуждение различных точек зрения,

моделирование

проблемных

ситуаций

и

их

разрешение,

анализ

педагогических ситуаций.

В процессе работы в зависимости от состава родителей, от вида

патологии их детей содержание занятий может быть творчески расширено

или изменено.

3. Организационный этап

Тематическое планирование просветительской и профилактической

работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ представлено в таблице

Таблица

Тематический план просветительской и профилактической работы с

родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

п/

п

Тема мероприятия/целевые ориентиры

Форма

организации

Сроки

реализации

1

Диагностика

родительского

отношения

родителей с дошкольников с ОВЗ

Сентябрь

2

«Особый ребенок в семье»

Цель:

выявить

актуальные

формы

работы

родителей с детьми в семье.

Задачи:

-Решать проблемы семьи ребенка с ОВЗ.

-Планировать

формы

взаимодействия

с

родителями.

-Формировать

желание

родителей

понять

проблемы развития своих детей.

Родительское

собрание

Сентябрь

3

«Современный родитель. Кто он?»

Цель

занятия:

знакомство

участников,

создание

благоприятной

психологической

атмосферы, способствующей самораскрытию

и принятию; актуализация проблемного поля

современного родительства.

Семинар-

практикум

Октябрь

4

«Что

нужно

знать

родителям

ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья»

Цель: повышение педагогической компетенции

родителей

и помощь семьям в адаптации и

интеграции детей с ОВЗ в общество

Консультация

Октябрь

5

«Психологическое здоровье дошкольников»

Цель:

повышение

уровня

психолого-

педагогических знаний у родителей:

- о воспитании, развитии, - психологической

безопасности детей: создания благоприятного

микроклимата

в

семье,

профилактика

психологического дискомфорта для ребёнка с

ОВЗ.

Семинар –

практикум с

элементами

тренинга

Ноябрь

6

«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

Консультация

для родителей

Ноябрь

7

Снятие эмоционального напряжения.

Цель: снятие эмоционального напряжения для

укрепления

психологического

здоровья

родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Тренинг

Декабрь

8

«Галерея эмоций»

Цель:

создать

непринужденную,

психологическую атмосферу, положительный

эмоциональный

фон;

настроить

детей

и

родителей на позитивное восприятие друг

друга;

предоставить

детям

возможность

осознать свое эмоциональное состояние через

игру.

Совместное

мероприятиие с

родителями

и

детьми с ОВЗ

Декабрь

9

«Формирование

самостоятельности

и

инициативы у детей дошкольного возраста с

ОВЗ»

Родительское

собрание

Январь

10

Рекомендации родителям по уменьшению

уровня стресса и тревожности у детей с ОВЗ

Консультация

для родителей

Январь

11

«Детские страхи: причины возникновения и

методы преодоления»

Консультация

для родителей

февраль

12

« Как быть счастливыми»

Цель

занятия:

развитие

психолого-

педагогической

компетентности

родителей,

создание

условий

для

понимания

важности

сохранения благоприятного психологического

климата семьи.

Семинар-

практикум

для

родителей детей

с ОВЗ

Февраль

Условия реализации программы

Материальные ресурсы

1.

наличие

технических

и

дидактических

средств

обучения:

специальная литература, пакет диагностических материалов, развивающие

2. Наличие оргтехники и плана их пополнения

3.Оборудованный кабинет педагога –психолога, музыкальный зал.

Нормативно – правовые ресурсы

1.Конвенция ООН о Правах Ребенка;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации".

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г .Москва "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования"

5. Устав МАДОУ Детский сад № 310

Кадровое обеспечение

Программа родительского просвещения реализуется

педагогом –

психологом МАДОУ Детский сад № 310 г. Уфа..

Способы контроля и проверки ожидаемых результатов программы

родительского просвещения.

Программа просвещения родителей предполагает такие способы

контроля ожидаемых результатов, как промежуточный мониторинг и

итоговый мониторинг.

Мониторинг

представляет

собой

систему

диагностических

исследований,

направленных

на

оценку

результатов

эффективности

реализации программы.

В

качестве

основных

показателей

и

объектов

исследования

эффективности реализации

программы выступают

особенности детско-

родительских

отношений и степень включённости родителей (законных

представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Список литературы

1. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и

развитию// Вестник РГГУ. 2010.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы

семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.:

Гардарики, 2014..

3. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду.

М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010. – 120 с.

4 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога

: учеб.

пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные

приемы и упражнения / М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.



В раздел образования