Автор: Киреева Зульфия Миргасимовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 310
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: программа
Тема: Программа просветительской и профилактической работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Программа просветительской и профилактической работы с
родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
низко выражена психолого-педагогическая компетентность и культура
родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ. Причиной этого является
недостаточное
взаимодействие
дошкольной
организации
и
семьи.
Программа
родительского
просвещения
направлена
на
выстраивание
конструктивных взаимоотношений с семьями в ходе непосредственного
(прямого) общения педагога- психолога с родителем, обеспечивающее
повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.
Особое
внимание
уделяется
семьям
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья, так как появление в семье ребенка с какими-либо
отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей
и близких родственников. Непонимание одним или обоими родителями
объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие
рекомендаций
специалистов
в
этом
вопросе
нередко
приводят
к
возникновению конфликтных ситуаций. Таким образом, важнейшей задачей
Программы становится создание эффективной системы родительского
просвещения и семейного воспитания.
Целью
данной
программы
является
создание
благоприятных
психолого-педагогических
условий,
направленных
на
повышение
компетентности и культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Основные задачи
1. Формирование доверительных отношений с ребенком.
2. Формирование у родителей конструктивных форм родительского
стиля воспитания
3. Формирование адекватной социальной самооценки родителя
4. Оказание профилактической помощи в преодолении эмоционального
выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и
самовосстановления.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
программы
1. Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в
соответствии
с
Законом
об
образовании
у
родителей
(законных
представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на
обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребѐнка;
2. Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть
доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребѐнка в
группе;
каждому
из
родителей
(законных
представителей)
должен
быть
предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями
(законными
представителями)
необходим
обмен
информацией
об
особенностях развития ребѐнка в ДОО и семье;
3.
Взаимное
доверие,
уважение
и
доброжелательность
во
взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при
взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных
правил
общения,
проявлять
позитивный
настрой
на
общение
и
сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов,
так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4. Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания,
потребности родителей (законных представителей) в отношении образования
ребѐнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям;
5. Принцип личностно-ориентированного подхода, т. е. уважение
личностных особенностей и потребностей членов семей ребенка с ОВЗ.
6. Принцип ориентации на личность – в основе данного принципа
лежит учет личностных особенностей ребенка с ОВЗ и его семьи при
обеспечении безопасных и комфортных условий;
7. Гуманно-личностный принцип – данный принцип основан на
неоспоримой любви и уважении к ребенку и членам его семьи, позитивный
настрой
на
достижение
благоприятных
результатов,
формирование
положительного отношения ребенка с ОВЗ и его семьи к себе;
Ожидаемый результат
Предполагается, что в процессе освоения программы родители обретут:
– осознание семейного опыта, степень личного участия в воспитании
ребенка и ее значимость;
– адекватное отношение к ребенку как к личности, субъекту семьи и
общества;
– гармонизация детско родительских отношений;
–
повысится
заинтересованность
в
позитивном
социальном
и
психологическом развитии ребенка;
– навыки родительско-детского взаимодействия и способы разрешения
трудных психологических ситуаций в семье;
– расширится круг межличностного общения.
Срок реализации программы – 1 год.
Контингент – родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с
ОВЗ, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа разработана на базе МАДОУ Детский сад № 310
город Уфа.
Содержательный раздел
Характеристика содержания программы
Предлагаемая нами программа просветительской и профилактической
работы предназначена для родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Работа производится поэтапно, системно педагогом – психологом.
Содержание работы педагога-психолога ДОУ с родителями строится
по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика,
психологическое
просвещение,
психологическая
профилактика,
психологическое
консультирование,
организационно-методическая
деятельность
Педагог-психолог
осуществляет
деятельность
в
пределах
своей
профессиональной компетентности.
Психологическое просвещение
Цель: повышение психологической компетенции родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы),
направленные
на
разъяснение
родителям
(законным
представителям),
вопросов,
связанных
с
особенностями
образовательного
процесса
и
психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ.
Психологическая профилактика
Цель
психологической
профилактики:
обеспечить
раскрытие
возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка,
обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов,
предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и
интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических
условий в образовательном учреждении.
Психологическая
профилактика
направлена
на
развитие
коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие
познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как
ведущей
в
дошкольном
возрасте,
развитие
эмоциональной
сферы,
мотивационной.
- Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания»,
создание
в
ДОУ
благоприятного
психологического
климата,
на
профилактику
и
своевременное
разрешение
конфликтов,
повышение
эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и
личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных
консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
- С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье,
формирование
доброжелательных
доверительных
бесконфликтных
отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка,
проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания на данную тематику.
Методы работы с родителями, используемые в плане коррекционной
работы:
– Родительские собрания;
– Индивидуальные консультации родителей с педагогами;
– Открытые занятия, семинары-практикумы;
– Семинары – практикумы;
– Тренинги
–
Оформление
стендов
и
информационных
папок,
выставки
специальной литературы;
– Праздничные мероприятия для родителей и детей.
Формы работы с родителями (законными представителями)
– Индивидуальные (беседы и консультации);
– Информационные
(буклеты,
брошюры,
стенды, информационные
папки);
– Групповые (родительские собрания, семинар- рпактикум, тренинг,
совместные мероприятия с родителями и детьми).
Периодичность групповых занятий 1 раз в месяц, продолжительность 1
занятия 60 минут.
Структура занятий
– четко выделенная цель, задачи
– организационный момент
– сообщение темы
Этапы работы:
1 этап – организационный.
Задачи:
Подбор родителей для работы в группе.
Основания отбора: обязательное воспитание в семье ребенка с ОВЗ,
ощущение потребности в специальных педагогических знаниях, желание
работать в группе. Оптимальное количество родителей в группе 10 -15
человек.
Знакомство родителей с работой психологического сопровождения, с
программой занятий, оповещение о времени проведения занятий.
2 этап – основной.
Приветствие
Теоретическая часть
Работа в группе. Практические упражнения.
Раздача буклетов,
Рефлексия.
3 этап – завершающий.
Подведение
итогов
работы
группы:
контрольное
тестирование
родителей.
Анализ
программы:
необходимость
корректировки
содержания
занятий, организации работы, изменения в подборе группы участников и др.
Занятия проводит педагог- психолог.
Занятия проходят в форме лекций, семинаров, свободной дискуссии,
практических работ,
В работе с родителями используются следующие методические
приемы: сообщение информации, вопросы по излагаемому материалу,
вопросы дискуссионного характера, обсуждение различных точек зрения,
моделирование
проблемных
ситуаций
и
их
разрешение,
анализ
педагогических ситуаций.
В процессе работы в зависимости от состава родителей, от вида
патологии их детей содержание занятий может быть творчески расширено
или изменено.
3. Организационный этап
Тематическое планирование просветительской и профилактической
работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ представлено в таблице
Таблица
Тематический план просветительской и профилактической работы с
родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
№
п/
п
Тема мероприятия/целевые ориентиры
Форма
организации
Сроки
реализации
1
Диагностика
родительского
отношения
родителей с дошкольников с ОВЗ
Сентябрь
2
«Особый ребенок в семье»
Цель:
выявить
актуальные
формы
работы
родителей с детьми в семье.
Задачи:
-Решать проблемы семьи ребенка с ОВЗ.
-Планировать
формы
взаимодействия
с
родителями.
-Формировать
желание
родителей
понять
проблемы развития своих детей.
Родительское
собрание
Сентябрь
3
«Современный родитель. Кто он?»
Цель
занятия:
знакомство
участников,
создание
благоприятной
психологической
атмосферы, способствующей самораскрытию
и принятию; актуализация проблемного поля
современного родительства.
Семинар-
практикум
Октябрь
4
«Что
нужно
знать
родителям
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья»
Цель: повышение педагогической компетенции
родителей
и помощь семьям в адаптации и
интеграции детей с ОВЗ в общество
Консультация
Октябрь
5
«Психологическое здоровье дошкольников»
Цель:
повышение
уровня
психолого-
педагогических знаний у родителей:
- о воспитании, развитии, - психологической
безопасности детей: создания благоприятного
микроклимата
в
семье,
профилактика
психологического дискомфорта для ребёнка с
ОВЗ.
Семинар –
практикум с
элементами
тренинга
Ноябрь
6
«Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
Консультация
для родителей
Ноябрь
7
Снятие эмоционального напряжения.
Цель: снятие эмоционального напряжения для
укрепления
психологического
здоровья
родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Тренинг
Декабрь
8
«Галерея эмоций»
Цель:
создать
непринужденную,
психологическую атмосферу, положительный
эмоциональный
фон;
настроить
детей
и
родителей на позитивное восприятие друг
друга;
предоставить
детям
возможность
осознать свое эмоциональное состояние через
игру.
Совместное
мероприятиие с
родителями
и
детьми с ОВЗ
Декабрь
9
«Формирование
самостоятельности
и
инициативы у детей дошкольного возраста с
ОВЗ»
Родительское
собрание
Январь
10
Рекомендации родителям по уменьшению
уровня стресса и тревожности у детей с ОВЗ
Консультация
для родителей
Январь
11
«Детские страхи: причины возникновения и
методы преодоления»
Консультация
для родителей
февраль
12
« Как быть счастливыми»
Цель
занятия:
развитие
психолого-
педагогической
компетентности
родителей,
создание
условий
для
понимания
важности
сохранения благоприятного психологического
климата семьи.
Семинар-
практикум
для
родителей детей
с ОВЗ
Февраль
Условия реализации программы
Материальные ресурсы
1.
наличие
технических
и
дидактических
средств
обучения:
специальная литература, пакет диагностических материалов, развивающие
2. Наличие оргтехники и плана их пополнения
3.Оборудованный кабинет педагога –психолога, музыкальный зал.
Нормативно – правовые ресурсы
1.Конвенция ООН о Правах Ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г .Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
5. Устав МАДОУ Детский сад № 310
Кадровое обеспечение
Программа родительского просвещения реализуется
педагогом –
психологом МАДОУ Детский сад № 310 г. Уфа..
Способы контроля и проверки ожидаемых результатов программы
родительского просвещения.
Программа просвещения родителей предполагает такие способы
контроля ожидаемых результатов, как промежуточный мониторинг и
итоговый мониторинг.
Мониторинг
представляет
собой
систему
диагностических
исследований,
направленных
на
оценку
результатов
эффективности
реализации программы.
В
качестве
основных
показателей
и
объектов
исследования
эффективности реализации
программы выступают
особенности детско-
родительских
отношений и степень включённости родителей (законных
представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Список литературы
1. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и
развитию// Вестник РГГУ. 2010.
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.:
Гардарики, 2014..
3. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду.
М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010. – 120 с.
4 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога
: учеб.
пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные
приемы и упражнения / М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.