Автор: Шарафутдинова Алсу Ленаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ВСОШ №1"
Населённый пункт: Высокая Гора
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Урок окружающего мира на тему «Леса России»
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Леса России».
Цель: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с географическим положением зоны лесов,
растительным и животным миром.
Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, навыков
самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы.
Воспитательные: Прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; - развитие этических чувств, доброжелательности к природе и
эмоционально – нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;- формирование
умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою
деятельность;- формирование начальных форм познавательной и личностной
рефлексии.
Познавательные - ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на
вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и
обобщения.
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и
понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в паре, группе.
Предметные
:
познакомиться с географ. положением , с климат. условием зоны;
растительным и животным миром.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Материально-технические обеспечение:
«Окружающий мир 4 класс» учебник для обучающихся общеобразовательных
учреждений, 1 часть. Авторы А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова, УМК «Школа
России»;
-рабочая тетрадь;
-компьютер;
-интерактивная доска; - презентация;
-раздаточный материал;
-физическая карта
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, уважаемые ученики!
-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
-Меня зовут Алсу Ленаровна.
-Садитесь, ребята.
-Наступил новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. В классе
стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом
относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите
прекрасное и всё у вас получится!
2.Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня мы отправимся в новую экспедицию. Но для этого надо
повторить материал прошлого урока.
-Открываем КИМы на странице …, тест…(Тундра). Выполняем тест
самостоятельно, затем проверим решение. Кто закончил, ручку на внимание.
- Возьмите в руки карандаши и проверим решение, если ответ правильный
ставим +,если нет- (Читаю каждое предложение, спрашиваю, у всех такой ответ?)
-Встаньте те ,у кого 5, нет ошибок: Молодцы!
-У кого 4, 1или2 ошибки: Хорошо!
-Сейчас я вам раздаю карточки, вам нужно в паре выбрать растения тундры и
растения арктических пустынь из списка:
мох-ягель (тундра), дуб, лишайники (арктические пустыни), берёза,
карликовая берёза (тундра), осина, голубика (тундра).
И обитателей тундры и арктических пустынь:
козы, коровы, олени (тундра), волки (тундра), лисы, чайка (арктические
пустыни), белый медведь (арктические пустыни), лемминги (тундра), лоси,
песцы (тундра).
-Кто закончил, ручку на внимание.
-…, какие растения растут в тундре ? А какие в арктических пустынях?
-…, каких обитателей тундры ты выбрал? Арктических пустынь?
-Какие растения и обитатели не вошли не в один из списков? Может кто-нибудь
из вас знает где растут эти растения и живут обитатели?(в лесах)
3.Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.
Значит , какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)
- А что означает слово « лес»? (земля, заросшая деревьями и вся растительность,
покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, грибов)
-Ребята, бывают леса тёмные, а бывают светлые. Например, в берёзовой роще
светло и весело.
-Почему одни леса тёмные, а другие светлые? (растут разные деревья…)
-Мы действительно должны найти ответ этот вопрос: почему одни леса тёмные, а
другие светлые?
-Для этого мы отправляемся в экспедицию!
-У нас есть план , он у вас на столах, посмотрите, что мы с вами должны будем
исследовать.
1. Г.П.
2. Природные условия.
3.Растительный мир.
4. Животный мир.
4. Открытие нового знания. Работа с картой.
- Но прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, что вы
знаете про зону лесов?
- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной
зоне, глядя на карту?
( Лесная зона находится южнее зоны тундры ( показывает), на карте она
обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на
Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнинах, а также на
Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной
природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно –
зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, и ещё одна
часть – широколиственные леса – светло - зелёным.)
- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток
закрашенный более тёмным цветом. Что это? ( Лесотундра).
-Теперь давайте закрасим эти части природной зоны лесов на контурной карте,
которую я вам раздала.
-Кто закончил, ручку на внимание.
Работа в группах.
-Я даю вам три задания. Чтоб выполнить его, прочитайте страницы 95- 101 книги.
1 ряд – первый вариант - ботаники, 2 ряд - второй вариант - ботаники , 3 ряд –
третий вариант - зоологи.
План работы для первой группы.
1. Что называют тайгой.
2. Растения тайги.
План работы для второй группы ботаников.
1.Природные условия смешанных и широколиственных лесов.
2.Растения смешанных и широколиственных лесов.
План работы для третьей группы зоологов.
1.Природные условия тайги.
2.Животные тайги.
-Вам нужно рассказать по плану , а затем подобрать рисунки для каждой колонки
листа А4.
-Обратите внимание на листы ,которые лежат у вас на столах.
-Читаем .
5.Первичное закрепление.
Рассказ учащихся.
Расскажет нам поподробнее о деревьях тайги 1 вариант ботаников.
Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге
холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые
не требовательны к теплу- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это
хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге
растут: ель, пихта, сосна, кедровая сосна, лиственница.
Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки
расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели –
долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны
длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса
светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и
даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает
иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в
пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
У вас на столах лежат карточки с рисунками растений и животных, выберите
среди них растения тайги .
-Подберите рисунки для первой колонки-растения тайги(ель, сосна,
лиственница, пихта)
Рассказ второй группы ботаников:
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными
деревьями растут берёзы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу
мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на
зиму.
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни одного
дерева, размножающего семенами (показ картинки).
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора
у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого
цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине. У серой ольхи листья имеют
острый кончик (показ картинки).
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются
широколиственными, в которых растут клён, ясень, вяз (показ картинки). Это
теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму
сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба
являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет
чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под
одним крылышком (показ картинки).
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна
половина больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
Клён бывает остролистным с большими резными выступами, татарский – у
него листья овальные с небольшими выступами и американский - у него каждый
лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков, а плоды у всех видов клёна
крылатые.
Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную работу.
-Подберите рисунки для второй и третьей колонок: растения смешанных
лесов(берёза, ольха), растения широколиственных лесов (клён, липа, вяз)
Настало время заслушать наших зоологов.
Что вы узнали о животном мире зоны лесов?
Рассказ зоологов:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и
мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга,
соболь (показ картинки). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось,
медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, полёвки. Для животных нет
границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку (ежи,
медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать,
но и летать: у неё есть кожаные перепонки между передними и задними
лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать,
прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное
количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на
ушах – кисточки.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей –
чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Цепи питания, характерные для леса: растения-заяц-беляк-рысь;растения-
мышь-полевка-соболь.
-Подберите рисунки для четвёртой колонки: животные тайги(белка-летяга,
соболь, бурундук, кедровка)
-Все мы немного устали, давайте сделаем физкультминутку. –Все встали.
6.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад.
-Садитесь, продолжаем урок.
7. Работа по новой теме.
-Открываем рабочие тетради на стр…, упр…
1,2 задания
8.Коллективная работа по закреплению изученного материала.
-Наша экспедиция подходит к концу, посмотрите на план нашей экспедиции, всё
ли мы выполнили.
-Чтобы закрепить новые знания, вам нужно приклеить листья на листе А4 и
подписать названия деревьев.
-Листья и иглы каких деревьев вы увидели?(Ель, Сосна, Вязи, Берёзы). Какой они
формы?
-Какие деревья можно встретить в тайге?( ель, сосна). –В смешанных лесах?(ель-
короткие хвоинки, хвоинки расположены поодиночке, шишки имеют
продолговатую форму), сосна( хвоинки длинные, сидят парами, шишки округлой
формы), берёза(округлой формы).Какой формы?
-В широколиственных лесах?(вяз -листья кособокие)
-Молодцы, ребята. Мы видим, что все справились с работой на «отлично»
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали в нашей экспедиции о зоне лесов?
- Что больше запомнилось?
-Какие леса образуют лесную зону?( Тайга, смешанный лес, широколиственный
лес)
Ученые посчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 га
леса. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов. Об этом пойдет
речь на следующем уроке. А пока подумайте, какую роль играет лес в жизни
людей.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
-Почему автор природу назвал храмом? ( Заходя в храм, надо снимать обувь,
также нельзя загрязнять природу, нужно относиться к ней бережно, жить в любви
с природой.
Не зря говорят:»Природа-дом человека. Человек должен сохранять и оберегать
свой дом, значит, и природу.
Кто работал сам, быстро и аккуратно похлопайте один раз; кто работал медленно,
но правильно два раза; кто не понял тему, ему помогали- 3 раза.
-Прозвенел звонок, открываем дневники, записываем домашнее задание.
9. Домашнее задание.
Стр. 102 ,упр. 1: Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и
широколиственный лес.
Спасибо за урок. Ваш класс – класс настоящих исследователей. Вы все большие
молодцы!