Напоминание

Патриотическое воспитание детей на занятиях по экологии.


Автор: Песегова Галина Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание детей на занятиях по экологии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Песегова Галина Ивановна

Педагог – организатор

МБОУ ДО «Центр развития творчества» г Черногорск

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С. Макаренко).

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается

значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в

становлении

и

развитии

личности

ребёнка.

Закон

«Об

экологическом

образовании»,

принятый

во

многих

регионах

России,

ставит

своей

задачей

создание

системы

непрерывного экологического образования и является основанием для поиска и разработки

эффективных средств образования населения. Под воспитанием в образовательном

смысле

понимается

целенаправленный процесс формирования и развития сознания и

самосознания ребёнка.

В качестве главной цели воспитания детей,

нами избрана,

нравственность

и патриотичность человека.

Только

мы,

педагоги,

прививая

любовь

к

родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось

одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная

пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием

понимается

постепенное

и

неуклонное

формирование

у

детей

любви

к

своей

Родине.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Где должно

вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим

свершениям и достойным страницам прошлого. Чувство патриотизма многогранно по своему

содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам,

гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить

и преумножить богатство Родины.

Сегодня дополнительное образование является полноценным партнёром школьного

образования. При этом оно становится не только средством

повышения

эффективности

учебно

-

воспитательного

процесса

в

школе,

но

и

средством

развития

личности,

её

социальной адаптации. И если базовое школьное образование получают, как правило, все

дети в более или менее одинаковом объёме, что определяется базисным учебным планом и

стандартом,

то

дополнительное

образование

многообразно,

разнонаправлено,

наиболее

вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в её

образовании и ранней профессиональной ориентации. Для ребёнка такое обучение есть

способ

решения важных для

него проблем

образования, организации

рационального

использования свободного

времени, выбора

и

расширения

круга общения, выбора

жизненных ценностей и ориентиров, профессионального самоопределения.

Поэтому

я

решила

работать

над

проблемой:

"Патриотическое

воспитание

через

экологическое образование" и определила перед собой задачи:

- научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;

- вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу,

любовь и привязанность к семье.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.

- способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание

патриота

сложный

процесс.

Одним

из

проявления

патриотизма

является любовь к природе, поэтому работу свою провожу через экологическое образование,

сущность

которого

заключается

в

сформированности

человека,

способного

осознать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии

с природой.

Экологическое образование реализуется через образовательные программы, внешкольную

деятельность. Важнейшими задачами являются вооружение учащихся глубокими знаниями,

привитие им навыков экологической культуры.

Для

воспитания

чувств

патриотизма,

нравственных

качеств,

формирования

представлений

о

природе,

гуманного

отношения

ко

всему

живому

я

использую

разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения, экологические

игры, викторины, целевые экскурсии, опытническую деятельность. Одной из действенных

форм экологического образования и воспитания являются экологические акции.

Экологические акции – это особая форма проектов, носящих характер массовых социально-

значимых мероприятий разного уровня. Эти проекты могут иметь характер краткосрочных

программ, рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года.

Это комплекс

воспитательных мероприятий, целью которых является воспитание экологической культуры

и

патриотизма

у

детей

как

фактора

сохранения

природы,

обеспечения

экологической

безопасности личности и общества в целом. Способствуют становлению ответственного

гражданина с активной жизненной позицией и готовностью к совершению осознанных

социально-значимых

и

экологически

грамотных

поступков.

Усиливает

вариативную

составляющую общего образования и помогает детям в личностном и профессиональном

самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных на занятиях.

Организовывая работу по проведению акций, я выделяю следующие задачи:

-

привлечение внимания детей образовательных учреждений, всех жителей региона к

экологическим проблемам, успешное решение которых будет определять будущее;

-

воспитание чувства гордости и ответственности за природу родного края как части

Отечества;

- пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя

региона.

В своих творческих объединениях мы проводим комплекс мероприятий:

- занятие – путешествие по карте с целью знакомства с особо - охраняемыми природными

территориями;

- конкурс стихов (в зависимости от тематики акции):

- интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;

- дифференцированные (интегрированные) занятия;

- агитвыступления;

- встречи со специалистами природоохранных учреждений;

- экскурсии в природу;

- экологический десант;

- диспут «Что я могу сделать в защиту природы?»

- конкурс рисунков «Мой любимый уголок Хакасии»

- фотовыставка «Дайте жалобную книгу», «С любовью к тебе Хакасия»,

«Мой четвероногий друг» и т.д.

- Выставка поделок из природного материала.

Проводя такие мероприятия, дети с удовольствием участвую в них. Подбирают и

изучают необходимый материал. С большим желанием участвуют в конкурсах рисунков, в

выставках поделок. Любимым мероприятием для учащихся стала фотовыставка, где ребенок

может продемонстрировать запечатленные на снимок интересные моменты природы, или

поведение животных. При такой форме работы каждый кружковец

имеет возможность

принимать в ней активное

участие.

Самым важным воздействием на детей являются

наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение.

На каждом занятии напоминаю детям

что человек - хозяин природы, что от его отношения к

ней зависит, каким будет мир вокруг нас. В природе все взаимосвязано, поэтому надо

сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных.

Познакомила детей с правилами поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и

нужно,

которые

постоянно

закрепляются

при

нахождении

детей

на

открытом

воздухе.

Совместно с детьми проводим исследовательские работы. Наблюдаем за проращиванием

семян, за появлением всходов, следим за жизнью растений в разных условиях.

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым

ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому,

что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому,

что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как

мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на

свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать –

одна у него и Родина”.

От

того

как

мы

воспитываем

подрастающее

поколение,

будет

зависеть

жизнь

каждого, жизнь России и, в общем, существование нашей планеты. Кто же он, будущий

гражданин? Человек, живущий по принципу «Взять у природы её богатства наша задача?».

Или истинный гражданин и патриот своей Родины, глобально мыслящий в масштабе всей

планеты,

заботливый

и

внимательный

хозяин,

видящий

неполадки

в

своём

доме

и

пытающийся их устранить? Нельзя заставить любить Родину! Но можно и нужно постоянно

воспитывать у учащегося гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому,

постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в

обществе.

Для

меня

педагога,

важно,

чтобы

детство

каждого

моего

учащегося

было

запоминающимся

началом

его

жизненного

пути,

чтобы

продолжала

развиваться

любознательность,

чтобы

каждый

ребенок

стал

развитой

личностью,

умеющей

жить

в

гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети

уже в этом возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Список литературы.

1. С. Адаменко. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4

2. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников 2005 №8

3. Юный эколог. 1-4 классы: разработки занятий, методические рекомендации/ авт-сост.

Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, И.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.



В раздел образования