Автор: Песегова Галина Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание детей на занятиях по экологии.
Раздел: дополнительное образование
Песегова Галина Ивановна
Педагог – организатор
МБОУ ДО «Центр развития творчества» г Черногорск
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (А.С. Макаренко).
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается
значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в
становлении
и
развитии
личности
ребёнка.
Закон
«Об
экологическом
образовании»,
принятый
во
многих
регионах
России,
ставит
своей
задачей
создание
системы
непрерывного экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств образования населения. Под воспитанием в образовательном
смысле
понимается
целенаправленный процесс формирования и развития сознания и
самосознания ребёнка.
В качестве главной цели воспитания детей,
нами избрана,
нравственность
и патриотичность человека.
Только
мы,
педагоги,
прививая
любовь
к
родному краю, можем вырастить патриотов страны.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная
пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием
понимается
постепенное
и
неуклонное
формирование
у
детей
любви
к
своей
Родине.
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Где должно
вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого. Чувство патриотизма многогранно по своему
содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам,
гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить
и преумножить богатство Родины.
Сегодня дополнительное образование является полноценным партнёром школьного
образования. При этом оно становится не только средством
повышения
эффективности
учебно
-
воспитательного
процесса
в
школе,
но
и
средством
развития
личности,
её
социальной адаптации. И если базовое школьное образование получают, как правило, все
дети в более или менее одинаковом объёме, что определяется базисным учебным планом и
стандартом,
то
дополнительное
образование
многообразно,
разнонаправлено,
наиболее
вариативно и является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в её
образовании и ранней профессиональной ориентации. Для ребёнка такое обучение есть
способ
решения важных для
него проблем
образования, организации
рационального
использования свободного
времени, выбора
и
расширения
круга общения, выбора
жизненных ценностей и ориентиров, профессионального самоопределения.
Поэтому
я
решила
работать
над
проблемой:
"Патриотическое
воспитание
через
экологическое образование" и определила перед собой задачи:
- научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
- вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу,
любовь и привязанность к семье.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
- способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.
Воспитание
патриота
–
сложный
процесс.
Одним
из
проявления
патриотизма
является любовь к природе, поэтому работу свою провожу через экологическое образование,
сущность
которого
заключается
в
сформированности
человека,
способного
осознать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии
с природой.
Экологическое образование реализуется через образовательные программы, внешкольную
деятельность. Важнейшими задачами являются вооружение учащихся глубокими знаниями,
привитие им навыков экологической культуры.
Для
воспитания
чувств
патриотизма,
нравственных
качеств,
формирования
представлений
о
природе,
гуманного
отношения
ко
всему
живому
я
использую
разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения, экологические
игры, викторины, целевые экскурсии, опытническую деятельность. Одной из действенных
форм экологического образования и воспитания являются экологические акции.
Экологические акции – это особая форма проектов, носящих характер массовых социально-
значимых мероприятий разного уровня. Эти проекты могут иметь характер краткосрочных
программ, рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года.
Это комплекс
воспитательных мероприятий, целью которых является воспитание экологической культуры
и
патриотизма
у
детей
как
фактора
сохранения
природы,
обеспечения
экологической
безопасности личности и общества в целом. Способствуют становлению ответственного
гражданина с активной жизненной позицией и готовностью к совершению осознанных
социально-значимых
и
экологически
грамотных
поступков.
Усиливает
вариативную
составляющую общего образования и помогает детям в личностном и профессиональном
самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных на занятиях.
Организовывая работу по проведению акций, я выделяю следующие задачи:
-
привлечение внимания детей образовательных учреждений, всех жителей региона к
экологическим проблемам, успешное решение которых будет определять будущее;
-
воспитание чувства гордости и ответственности за природу родного края как части
Отечества;
- пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя
региона.
В своих творческих объединениях мы проводим комплекс мероприятий:
- занятие – путешествие по карте с целью знакомства с особо - охраняемыми природными
территориями;
- конкурс стихов (в зависимости от тематики акции):
- интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;
- дифференцированные (интегрированные) занятия;
- агитвыступления;
- встречи со специалистами природоохранных учреждений;
- экскурсии в природу;
- экологический десант;
- диспут «Что я могу сделать в защиту природы?»
- конкурс рисунков «Мой любимый уголок Хакасии»
- фотовыставка «Дайте жалобную книгу», «С любовью к тебе Хакасия»,
«Мой четвероногий друг» и т.д.
- Выставка поделок из природного материала.
Проводя такие мероприятия, дети с удовольствием участвую в них. Подбирают и
изучают необходимый материал. С большим желанием участвуют в конкурсах рисунков, в
выставках поделок. Любимым мероприятием для учащихся стала фотовыставка, где ребенок
может продемонстрировать запечатленные на снимок интересные моменты природы, или
поведение животных. При такой форме работы каждый кружковец
имеет возможность
принимать в ней активное
участие.
Самым важным воздействием на детей являются
наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение.
На каждом занятии напоминаю детям
что человек - хозяин природы, что от его отношения к
ней зависит, каким будет мир вокруг нас. В природе все взаимосвязано, поэтому надо
сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных.
Познакомила детей с правилами поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и
нужно,
которые
постоянно
закрепляются
при
нахождении
детей
на
открытом
воздухе.
Совместно с детьми проводим исследовательские работы. Наблюдаем за проращиванием
семян, за появлением всходов, следим за жизнью растений в разных условиях.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым
ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому,
что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому,
что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как
мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на
свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать –
одна у него и Родина”.
От
того
как
мы
воспитываем
подрастающее
поколение,
будет
зависеть
жизнь
каждого, жизнь России и, в общем, существование нашей планеты. Кто же он, будущий
гражданин? Человек, живущий по принципу «Взять у природы её богатства наша задача?».
Или истинный гражданин и патриот своей Родины, глобально мыслящий в масштабе всей
планеты,
заботливый
и
внимательный
хозяин,
видящий
неполадки
в
своём
доме
и
пытающийся их устранить? Нельзя заставить любить Родину! Но можно и нужно постоянно
воспитывать у учащегося гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому,
постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в
обществе.
Для
меня
педагога,
важно,
чтобы
детство
каждого
моего
учащегося
было
запоминающимся
началом
его
жизненного
пути,
чтобы
продолжала
развиваться
любознательность,
чтобы
каждый
ребенок
стал
развитой
личностью,
умеющей
жить
в
гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети
уже в этом возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.
Список литературы.
1. С. Адаменко. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4
2. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников 2005 №8
3. Юный эколог. 1-4 классы: разработки занятий, методические рекомендации/ авт-сост.
Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, И.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.