Напоминание

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)


Автор: Новикова Екатерина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ школы-интерната для обучающихся с овз
Населённый пункт: Павлово-Посадского городского округа Московской области
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

(РАС)

Расстройства аутистического спектра

(РАС) представляют собой

группу

нарушений,

характеризующихся

трудностями

в

социальной

коммуникации,

ограниченными

интересами

и

повторяющимися

действиями. Коррекционно-педагогическая

работа с

детьми с РАС

направлена на преодоление этих особенностей и помощь ребенку в

адаптации к окружающей среде. Рассмотрим ключевые аспекты такой

работы.

1. Индивидуальный подход

Одной

из

важнейших особенностей коррекционно-педагогической

работы с детьми с РАС является необходимость индивидуального

подхода.

Каждый

ребенок

с

РАС

имеет

уникальный

набор

особенностей,

которые

требуют

персонализированных

методик

обучения.

Для

некоторых

детей

важно

развитие

навыков

самообслуживания,

для

других

работа

над

социальной

коммуникацией.

Поэтому

коррекционные

программы

должны

быть

гибкими, чтобы учитывать конкретные потребности ребенка.

2. Ранняя диагностика и раннее вмешательство

Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем выше

вероятность успеха. Ранняя диагностика РАС позволяет начать работу

с ребенком в возрасте, когда мозг наиболее пластичен и восприимчив

к обучению. Раннее вмешательство помогает детям с РАС быстрее

освоить

необходимые

навыки

и

адаптироваться

к

социальным

условиям.

3. Развитие навыков социальной коммуникации

Один из ключевых аспектов работы с детьми с РАС — это развитие

навыков социальной коммуникации. Многие дети с РАС испытывают

трудности в понимании социальных сигналов, невербального общения

и ведении диалога. Важная часть коррекционно-педагогической работы

заключается в том, чтобы научить ребенка эффективно общаться с

окружающими, использовать жесты, мимику и речь для выражения

своих мыслей и эмоций.

Методы работы могут включать:

Постановка

простых

социальных

задач:

обучение

ребенка

пониманию последовательности событий (например, как вести себя в

магазине или на прогулке).

Имитация

и

моделирование:

педагоги

создают

ситуации

для

тренировки социальных навыков.

Визуальные подсказки: многие дети с РАС лучше воспринимают

информацию

через

визуальные

материалы,

такие

как

карточки

с

изображениями.

4. Использование структуры и визуальных поддержек

Для детей с РАС важна предсказуемость и структура. Неожиданные

изменения в окружающей среде могут вызывать у них тревогу и стресс.

Коррекционные педагоги создают четкий распорядок дня и используют

визуальные

поддерживающие

материалы

(карточки,

графики,

таблички),

чтобы

помочь

ребенку

ориентироваться

в

своей

деятельности.

Это

позволяет

ребенку

чувствовать

себя

более

уверенно и снижает уровень тревожности.

5. Технологии и игры

Современные

технологии,

включая

различные

обучающие

программы и приложения, помогают детям с РАС развивать навыки

коммуникации

и

когнитивные

способности.

Интерактивные

игры

и

программы,

специально

разработанные

для

детей

с

РАС,

могут

стимулировать интерес к обучению и помочь освоить новые навыки в

увлекательной и доступной форме.

6. Взаимодействие с семьей

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с РАС невозможна

без активного участия семьи. Родители должны быть вовлечены в

процесс обучения, так как они играют ключевую роль в повседневной

жизни ребенка. Педагоги часто проводят тренинги для родителей,

обучая их методам поддержки ребенка в домашних условиях. Важно,

чтобы родители и педагоги работали в тесном сотрудничестве, чтобы

создать для ребенка благоприятную и последовательную среду как в

школе, так и дома

7. Работа в команде специалистов

Эффективная помощь детям с РАС требует междисциплинарного

подхода.

Помимо

коррекционного

педагога,

в

работу

могут

быть

вовлечены

психологи,

логопеды,

дефектологи

и

медицинские

специалисты. Командная работа позволяет учитывать все аспекты

развития ребенка и создавать наиболее полную программу коррекции.

Заключение

Коррекционно-педагогическая

работа

с

детьми

с

РАС

требует

особого внимания, терпения и профессионального подхода. Успех в

обучении таких детей возможен при соблюдении индивидуального

подхода,

использовании

структурированных

методов

и

тесного

сотрудничества с семьей. Основная цель такой работы — помочь

ребенку максимально интегрироваться в общество, развить важные

навыки общения и самообслуживания, а также улучшить качество его

жизни.



В раздел образования