Автор: Роик Дарья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: ЗАТО г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательный проект «Транспорт прошлого и настоящего» как средство обогащения представлений о транспорте у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект «Транспорт прошлого
и настоящего» как средство обогащения
представлений о транспорте у детей старшего
дошкольного возраста
МБДОУ ЗАТО г. Североморск Детский сад №7
Воспитатель старшей группы Роик Дарья Александровна
Актуальность
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира в
дошкольном возрасте – одна из ключевых задач в общем познавательном
развитии детей
Проектная деятельность позволяет значительно повысить эффективность
образовательного процесса в целом, в том числе и в познавательном развитии
детей, частью которого является ознакомление с окружающим миром.
Транспорт – это неотъемлемая часть жизни современного человека, в том
числе
и
детей
дошкольного
возраста.
Для
повышения
познавательного
интереса ребенку важно знать, что транспорт не всегда был таким, каким он
его сегодня видит, со временем он изменился
Проблемный вопрос
«Всегда ли существовал транспорт?»
45%
30%
25%
Не знаю
Всегда
Нет
Цель проекта
Создание книги «Транспорт прошлого и настоящего»,
направленной на обогащение представлений о транспорте
у детей старшего дошкольного возраста
Задачи для педагога
Под
гото
вите
льн
ый
этап
•
Провести анкетирование с родителями «Транспорт в нашей жизни»
•
Провести беседу с детьми «В мире транспорта»
Осн
овн
ой
этап
•
Принять участие в продуктивных видах деятельности, дидактических
играх, подвижных играх
•
Принять участие в прослушивании художественной литературы,
просмотре развивающих мультфильмов
Зак
люч
ите
льн
ый
этап
•
Принять участие в круглом столе «Знатоки наземного транпсорта»
•
Принять участие в создании книги «От телеги до автомобиля»
Задачи для детей
Под
гото
вите
льн
ый
этап
•
Принять участие в беседе «В мире транспорта»
Осн
овн
ой
этап
•
Принять участие в познавательных занятиях, продуктивных видах
деятельности, дидактических играх, подвижных играх
•
Принять участие в прослушивании и заучивании художественной
литературы, просмотре развивающих мультфильмов
Зак
люч
ите
льн
ый
этап
•
Принять участие в круглом столе «Знатоки наземного транпсорта»
•
Принять участие в создании книги «От телеги до автомобиля»
Задачи для родителей
Под
гото
вите
льн
ый
этап
•
Ознакомиться с дорожной картой проекта
•
Принять участие в анкетировании
Осн
овн
ой
этап
•
Подобрать материал о видах наземного транспорта
•
Подобрать материал на тему «Транспорт наших предков»
•
Принять участие в оформлении страницы книги «От телеги до
автомобиля»
Зак
люч
ите
льн
ый
этап
•
Принять участие в круглом столе «Знатоки наземного транпсорта»
•
Принять участие в создании книги «От телеги до автомобиля»
Дорожная карта проекта
Этапы
реализации
проекта
Мероприятия
Подготови-
тельный этап
1.
Анкетирование с родителями «Транспорт в нашей жизни»
2.
Беседа с детьми «В мире транспорта»
Основной этап
1.
ОД (занятие) по ОО «познавательное развитие» «О прошлом транспорта»
2.
ОД (занятие) по ОО «художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Машины
на улицах города», (лепка) «Такой разный транспорт», (рисование) «Мой любимый
автомобиль»
3.
ОД (занятие)по ОО «речевое развитие» (заучивание стихотворения) Н. Кривченко
«Гаражи»
4.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай транспорт», «Узнай по описанию»
5.
Беседа с детьми «Зачем нужен транспорт?»
6.
Просмотр развивающего мультфильма «Собираем виды транспорта»
Заключи-
тельный этап
1.
Проведение круглого стола «Знатоки наземного транспорта»
2.
Представление книги «От телеги до автомобиля»
Подготовительный этап
Анкетирование с родителями «Транспорт в нашей
жизни»
Цель: определение сформированности знаний о
транспорте, его видах, назначении, истории создания
транспорта и на чем передвигались наши предки
•
Интересуется
ли
Ваш
ребенок
наземным
транспортом,
как
одним
из
средств
передвижения?
•
Какие
виды
наземного
транспорта
знает
Ваш
ребенок?
•
Знает
ли
Ваш
ребенок
о
назначении
видов
наземного транспорта?
•
Интересуется
ли
Ваш
ребенок
историей
транспорта и его происхождением?
•
Считаете ли Вы нужным рассказывать Вашему
ребенку об истории транспорта?
Беседа с детьми «В мире транспорта»
Цель: выявление знаний у детей по теме
проекта
«Транспорт
прошлого
и
настоящего».
•
Какие
виды
наземного
транспорта
Вы
знаете?
•
Знаете
ли
Вы
о
назначении
наземных
видов транспорта?
•
Какой транспорт Ваш любимый?
•
Знаете
ли
Вы
историю
создания
транспорта и на чем передвигались наши
предки?
•
Что такое гужевой транспорт?
Основной этап
«О прошлом транспорта»
ОД (занятие) по ОО «Познавательное развитие»
«Мой любимый автомобиль»
ОД (занятие) по ОО «художественно-эстетическое развитие» (рисование)
«Такой разный транспорт»
ОД (занятие) по ОО «художественно-эстетическое развитие» (лепка)
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
ОД (занятия) по ОО «речевое развитие»
(приобщение к художественной литературе)
Дидактические игры
«Угадай транспорт»
«Четвертый лишний»
Цель: выявление у детей знаний о видах
наземного транспорта, умение детьми
различать и классифицировать транспорт,
объяснение своего ответа
Цель: закрепление представлений у детей о
транспорте, умение по описанию (загадке)
узнавать предметы
Развивающие мультфильмы
«Колесо»
«Собираем виды транспорта»
Домашнее задание
«Страничка для книги»
Заключительный этап
Презентация книги «От телеги до автомобиля»
Итоги практической деятельности
•
продолжали обогащать представления детей о транспорте
•
уточняли знания о том, что любая вещь создана трудом человека; объясняли, что транспорт имеет прошлое и настоящее
•
расширили представления о том, как люди передвигались и перевозили груз до изобретения машин; знакомили с некоторыми видами транспорта прошлых времен (конь, телега, карета, фаэтон)
•
побуждали сравнивать разные виды наземного транспорта (по назначению, материалу), классифицировать по различным признакам
•
способствовали активному взаимодействию детей и родителей в рамках совместной проектной деятельности
В ходе реализации проекта:
Вывод
Основа содержания деятельности детей дошкольного возраста - знания
и умения, которые образуются в процессе знакомства с окружающим
миром
Проектная деятельность позволяет реализовать один из основных
принципов: «реализация образовательного процесса в формах,
специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме
общения, игры, познавательно-исследовательской деятельности - как
сквозных механизмах развития ребенка»