Автор: Кудряшова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 107
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего
дошкольного возраста
Экологическое отношение к миру природы формируется и
развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и
прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие
цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение
«смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не
дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии
с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет
удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное
освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания
связей между предметами и явлениями. В педагогике все игры
классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает
дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры
направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию.
Прежде всего, при организации экологической игры, педагогу необходимо
решать следующие задачи: − формирование системы экологических знаний;
− формирование экологически правильного поведения и деятельности в
природе; − формирование коммуникативных умений и навыков. Используя
дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие
дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность
выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.
Мы ставим перед собой следующие задачи: 1) сделать подборку
дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников
экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и
неживой природе. 2) научить детей не только видеть красоту растений, но и
вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и
сохранять ее. 3) воспитать основы экологического мышления,
проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного
мира, как к живым, неповторимым организмам.
Среди основных задач экологического воспитания выделяются
следующие: − знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных
(кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать
на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и
называть их.
− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за
рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. − Учить различать по внешнему
виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). −
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. −
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам
взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося
им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения. Осень. Обращать
внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях
пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью
созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о
зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию
в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка
снеговика и т. п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях
в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли
почки. Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают
бабочки.
Экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой,
оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство
ответственности по отношению ко всему, что их окружает.