Напоминание

Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста


Автор: Кудряшова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 107
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего

дошкольного возраста

Экологическое отношение к миру природы формируется и

развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и

прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие

цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение

«смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не

дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии

с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет

удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное

освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания

связей между предметами и явлениями. В педагогике все игры

классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает

дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально

создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры

направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию.

Прежде всего, при организации экологической игры, педагогу необходимо

решать следующие задачи: − формирование системы экологических знаний;

− формирование экологически правильного поведения и деятельности в

природе; − формирование коммуникативных умений и навыков. Используя

дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие

дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность

выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.

Мы ставим перед собой следующие задачи: 1) сделать подборку

дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников

экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и

неживой природе. 2) научить детей не только видеть красоту растений, но и

вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и

сохранять ее. 3) воспитать основы экологического мышления,

проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного

мира, как к живым, неповторимым организмам.

Среди основных задач экологического воспитания выделяются

следующие: − знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных

(кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать

на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и

называть их.

− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за

рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. − Учить различать по внешнему

виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). −

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. −

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам

взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося

им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения. Осень. Обращать

внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях

пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью

созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о

зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию

в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка

снеговика и т. п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях

в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли

почки. Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают

бабочки.

Экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой,

оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство

ответственности по отношению ко всему, что их окружает.



В раздел образования