Автор: Лакеенкова Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Краснинская средняя школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Смоленская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование комфортной среды воспитанников школы - интерната."
Раздел: среднее образование
СОГБОУ "Краснинская средняя школа - интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на
тему :
"
Формирование комфортной среды
-
.
воспитанников школы интерната
Традиции
"
и инновации
Подготовила воспитатель: Лакеенкова А. В.
2024 год.
Окружающая
обучающегося
предметно-пространственная,
эстетическая среда образовательной организации, при условии ее грамотной
организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания
и обучения, указанным в АООП, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него уверенности в собственных силах,
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-
развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные
виды
и
формы
работы
по
обустройству
и
освоению
предметно-
пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего
пространства
является
ключевым
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
и
реализуется
грамотно
отобранными
стратегиями
в
соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся с умственной отсталостью, запроса семьи и
ресурсов образовательной организации.
Главными
задачами
по
укреплению
здоровья
детей
являются
формирование у них представлений о здоровье как одной из главных
ценностей
жизни,
формирование
здорового
образа
жизни.
Учитывая
сказанное,
в
своей
работе
я
придерживаюсь
здоровьесберегающей
организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитатель должен научить ребенка правильному выбору в любой
ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить
ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности
за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по
сохранению
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребенка.
Организация предметно-развивающей среды группы с позиций
здоровьесбережения.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень
важным является организация предметно-развивающей среды в школе -
интернате.
Предметно-развивающая
среда
моделируется
с
учетом
реализации
основных
направлений
развития
ребенка
и
обеспечивает
реализацию
всех
образовательных
областей,
которые
прописаны
в
Федеральных
государственных
требованиях
к
основной
общеобразовательной программе школьного образования.
В своей группе я постаралась организовать развивающее пространство
так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать,
добиваться поставленной цели.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная
творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием
единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Обстановка
группы
позволяет
предусмотреть
чередование
непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности
детей, способствует реализации режима двигательной активности, что
предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
Обустроенная
таким
образом
пространственно-развивающая
среда
группы
позволяет
реализовать
весь
комплекс
здоровьесберегающих
технологий по сохранению и укреплению физического, психического и
социального здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно
организованная совокупность программ, приемов, методов организации
образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение
здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по
критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей
и
просвещению родителей.
Большое внимание уделяется работе с родителями по формированию у них
установок на воспитание здорового во всех отношениях ребенка, а также
распрастранение буклетов, памяток для родителей.
Виды технологий:
1) Физкультурно-оздоровительные технологии. Задачи направлены на
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
развитие физических качеств, двигательной активности и становление
физической культуры дошкольников;
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе
о здоровье и др.
2)
Образовательные технологии. Задачи: становление осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о
здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение
валеологической
компетентности,
позволяющей
школьнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской самопомощи и помощи.
3) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка.
Задачи: обеспечивают
психическое
и
социальное
здоровье
школьника.
В ходе работы достигаются следующие результаты в отношении детей:
1.
Достижение
стабильных
качественных
показателей
оздоровительной работы;
2.
Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление
здоровья воспитанников;
3.
Психологическая
комфортность
и
безопасность
условий
пребывания детей в школе- интернате. Создание современной предметно-
развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей; гарантия безопасности занятий;
4.
Снижение уровня заболеваемости детей;
5.
Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков,
знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной
двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
В
отношении
педагогов -
повышение
профессиональной
компетентности:
1.
знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению
детей;
2.
использование в работе диагностических данных о ребенке;
3.
создание условий для полноценного физического, психического и
социально-личностного развития ребенка;
4.
ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой
детей;
5.
систематическое планирование физкультурно-оздоровительной
работы.
Таким образом, развитие навыков здорового образа жизни, безопасности
происходит
не
самопроизвольно,
а
в
процессе
систематического,
целенаправленного воспитания и обучения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, подготовке домашнего задания
к следующему учебному дню, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут
включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в спортивном зале - малой, средней и высокой степени
подвижности.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка,
местом и временем ее проведения.
Пальчиковая гимнастика
–
проводится в любой удобный отрезок
времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости
от
интенсивности
зрительной
нагрузки
.
Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная
гимнастика –
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной
работы.
Необходимо
обеспечить
проветривание
помещения.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин.
Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них
входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием,
лепкой и др.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика -
отработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения. Проводится по рекомендациям логопеда
ежедневно, особенно для детей Кристины М., Вадим Г., это те дети, которые
испытывают трудности с произношением.
Логоритмика – направлена на совершенствование речи детей, овладение
двигательными
навыками,
умение
ориентироваться
в
окружающем
пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять
себя.
Технологии
воздействия
цветом.
Правильно
подобранные
цвета
интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный
настрой ребенка.
Результат должен
заключаться
в
том,
что
эффект
одной
оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-
целостного психосоматического
состояния,
которое
дает
начало
воспроизведения в режиме саморазвития.
Итак, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в
итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
1.
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2.
С.21 – 28.
2.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на
рубеже тысячелетий. - М., 2009.
3.
Назаренко
Л.Д.
Оздоровительные
основы
физических
упражнений. - М., 2002.
4.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:
АПКиПРО, 2003.
5.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и
подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 –
34.
6.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации.
- Мн.: НИО, 2001