Напоминание

"Формирование комфортной среды воспитанников школы - интерната."


Автор: Лакеенкова Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Краснинская средняя школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Смоленская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование комфортной среды воспитанников школы - интерната."
Раздел: среднее образование





Назад




СОГБОУ "Краснинская средняя школа - интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на

тему :

"

Формирование комфортной среды

-

.

воспитанников школы интерната

Традиции

"

и инновации

Подготовила воспитатель: Лакеенкова А. В.

2024 год.

Окружающая

обучающегося

предметно-пространственная,

эстетическая среда образовательной организации, при условии ее грамотной

организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания

и обучения, указанным в АООП, обогащает внутренний мир обучающегося,

способствует формированию у него уверенности в собственных силах,

чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,

предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию

ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-

развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные

виды

и

формы

работы

по

обустройству

и

освоению

предметно-

пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего

пространства

является

ключевым

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

и

реализуется

грамотно

отобранными

стратегиями

в

соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных

особенностей обучающихся с умственной отсталостью, запроса семьи и

ресурсов образовательной организации.

Главными

задачами

по

укреплению

здоровья

детей

являются

формирование у них представлений о здоровье как одной из главных

ценностей

жизни,

формирование

здорового

образа

жизни.

Учитывая

сказанное,

в

своей

работе

я

придерживаюсь

здоровьесберегающей

организации воспитательно-образовательного процесса.

Воспитатель должен научить ребенка правильному выбору в любой

ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить

ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности

за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по

сохранению

физического,

психического

и

социального

благополучия

ребенка.

Организация предметно-развивающей среды группы с позиций

здоровьесбережения.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень

важным является организация предметно-развивающей среды в школе -

интернате.

Предметно-развивающая

среда

моделируется

с

учетом

реализации

основных

направлений

развития

ребенка

и

обеспечивает

реализацию

всех

образовательных

областей,

которые

прописаны

в

Федеральных

государственных

требованиях

к

основной

общеобразовательной программе школьного образования.

В своей группе я постаралась организовать развивающее пространство

так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать,

добиваться поставленной цели.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная

творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием

единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Обстановка

группы

позволяет

предусмотреть

чередование

непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности

детей, способствует реализации режима двигательной активности, что

предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.

Обустроенная

таким

образом

пространственно-развивающая

среда

группы

позволяет

реализовать

весь

комплекс

здоровьесберегающих

технологий по сохранению и укреплению физического, психического и

социального здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно

организованная совокупность программ, приемов, методов организации

образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение

здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по

критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей

и

просвещению родителей.

Большое внимание уделяется работе с родителями по формированию у них

установок на воспитание здорового во всех отношениях ребенка, а также

распрастранение буклетов, памяток для родителей.

Виды технологий:

1) Физкультурно-оздоровительные технологии. Задачи направлены на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

развитие физических качеств, двигательной активности и становление

физической культуры дошкольников;

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе

о здоровье и др.

2)

Образовательные технологии. Задачи: становление осознанного

отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о

здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

обретение

валеологической

компетентности,

позволяющей

школьнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской самопомощи и помощи.

3) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка.

Задачи: обеспечивают

психическое

и

социальное

здоровье

школьника.

В ходе работы достигаются следующие результаты в отношении детей:

1.

Достижение

стабильных

качественных

показателей

оздоровительной работы;

2.

Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление

здоровья воспитанников;

3.

Психологическая

комфортность

и

безопасность

условий

пребывания детей в школе- интернате. Создание современной предметно-

развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и

психического здоровья детей; гарантия безопасности занятий;

4.

Снижение уровня заболеваемости детей;

5.

Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков,

знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной

двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

В

отношении

педагогов -

повышение

профессиональной

компетентности:

1.

знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению

детей;

2.

использование в работе диагностических данных о ребенке;

3.

создание условий для полноценного физического, психического и

социально-личностного развития ребенка;

4.

ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой

детей;

5.

систематическое планирование физкультурно-оздоровительной

работы.

Таким образом, развитие навыков здорового образа жизни, безопасности

происходит

не

самопроизвольно,

а

в

процессе

систематического,

целенаправленного воспитания и обучения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, подготовке домашнего задания

к следующему учебному дню, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут

включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на

прогулке, в спортивном зале - малой, средней и высокой степени

подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка,

местом и временем ее проведения.

Пальчиковая гимнастика

проводится в любой удобный отрезок

времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в

зависимости

от

интенсивности

зрительной

нагрузки

.

Рекомендуется

использовать наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная

гимнастика –

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной

работы.

Необходимо

обеспечить

проветривание

помещения.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин.

Занятия

строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них

входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием,

лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика -

отработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых

для правильного произношения. Проводится по рекомендациям логопеда

ежедневно, особенно для детей Кристины М., Вадим Г., это те дети, которые

испытывают трудности с произношением.

Логоритмика направлена на совершенствование речи детей, овладение

двигательными

навыками,

умение

ориентироваться

в

окружающем

пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять

себя.

Технологии

воздействия

цветом.

Правильно

подобранные

цвета

интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный

настрой ребенка.

Результат должен

заключаться

в

том,

что

эффект

одной

оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-

целостного психосоматического

состояния,

которое

дает

начало

воспроизведения в режиме саморазвития.

Итак, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в

итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Литература:

1.

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2.

С.21 – 28.

2.

Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на

рубеже тысячелетий. - М., 2009.

3.

Назаренко

Л.Д.

Оздоровительные

основы

физических

упражнений. - М., 2002.

4.

Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:

АПКиПРО, 2003.

5.

Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и

подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 –

34.

6.

Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации.

- Мн.: НИО, 2001



В раздел образования