Напоминание

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями


Автор: Анна Олеговна Жигалина
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ № 33 г. Братска
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями
Раздел: среднее образование





Назад




Социальная адаптация детей

с интеллектуальными нарушениями на уроках

и во внеурочной деятельности:

опыт, проблемы, перспективы.

Жигалина Анна Олеговна

учитель ГОКУ СКШ № 33 г. Братска

Социальная адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на

оказание содействия в реализации конституционных прав и свобод, а также

помощи в трудовом и бытовом устройстве. Как же школа может помочь в решении

этого вопроса?

Процесс обучения делится на урочную и внеурочную деятельность. Но они

между собой переплетаются, и внеурочная деятельность всегда закрепляет и

расширяет представления, знания и навыки полученные на уроках.

Педагоги проводят уроки и занятия с опорой на жизненный опыт детей и

зону их ближайшего развития, создавая ситуации, в которых ребенок чувствует

себя успешным, а следовательно, у обучающихся с низкой познавательной

активностью возникает интерес к тому, что происходит на уроке или занятии.

Форма проведения занятий не всегда традиционная. Это могут быть и:

- экскурсии по социально значимым объектам нашего города (магазины, банк,

поликлиника, театр, пожарная часть, библиотека, ж/д вокзал и электричка и т.д.).

Такая форма занятия проводится для того, чтобы в дальнейшем обучающиеся

могли не только ориентироваться на местности, но и имели представления и

работе

данных

объектов.

В

старших

классах

детей

обучают

проводит

соответствующие манипуляции в этих местах;

- путешествия, с использованием ИКТ;

- как одна из форм проведения урока широко используется игра. Это могут

быть ролевые игры «Дом», «Семья», «Магазин», «Транспорт», где действия всех,

назовем их «персонажей» знакомы, так как дети видят эти действия каждый день,

но тем не менее проигрывая ситуации дети примеряют на себя различные

социальные роли, закрепляют ПДД, учатся культуре общения и культуре

поведения;

- театрализованные игры, где ребята от имени героев сказок, учатся

приходить на помощь друг другу, давать оценку поступкам героев. В дальнейшем

это будет способствовать выработке адекватного поведения.

- деловые игры проводятся в старших классах с решением разных кейсов.

Уроки и занятия по внеурочной деятельности проводятся не только в

обычных

кабинетах,

но

и

в

специализированных.

Например:

кабинет

Домоводство, где все максимально приближено к домашним условиям. В этом

кабинете есть возможность перенести полученные знания и представления с

теории на практику, через созданную педагогом жизненную ситуацию. Ребята с

удовольствие участвуют в сервировке стола, приготовлении блюд, осваивают в

теории и закрепляют на практике умение ухаживать за одеждой (стирка, глажка,

ремонт)

У нас существует множество курсов по внеурочной деятельности, но мне бы

хотелось рассказать об одном из них. И это социальное ориентирование –

название говорит само за себя - это процесс, включающий в себя усвоение

социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных

связей,

направлен на формирование и совершенствование функциональной

коммуникативной грамотности и культуры общения. Этот курс позволяет нашим

детям участвовать в различных акциях, конкурсах. В нашей школе проводилась

акция «Огонек добра» по изготовлению окопных свечей. Для каждого участника

акции были определены посильные действия, выполняя, которые ребята получали

удовлетворение от причастности к большому делу. На занятиях по данному курсу

педагоги

знакомят

детей

с

их

правами

и

обязанностями,

формируют

представления о социальной жизни общества.

Какие же мы видим перспективы сетевого взаимодействия:

- посещение нашими обучающимися спектаклей и концертов на базе ДТ;

- посещение ДОУ с мини спектаклями для малышей в рамках внеурочной

деятельности.



В раздел образования