Напоминание

"Реализация регионального национального компонента в работе ДОО"


Автор: Евстифеева Наталья Фирсовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №11 "Пересвет"
Населённый пункт: город Бор Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация регионального национального компонента в работе ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Реализация регионального национального компонента

в работе ДОО»

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу…

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит

в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему…»

Д.С. Лихачев

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей

развития

высших

нравственно-патриотических

чувств.

Основой

в

воспитании

у

дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта

жизни в

своем

Отечестве.

На

нас,

педагогов-дошкольников,

возложена

великая

миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их

любить

свою

страну

и

гордится

ею.

И,

прежде

всего,

необходимо

дать

детям

понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты

родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он

живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет

настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под

названием – Россия.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

дошкольного

образования

рассматривают

учет

регионального

компонента,

как необходимое

условие вариативности дошкольного образования.

С

целью

внедрения

национально-регионального

компонента

в

ООП

МАДОУ,

педагогами

реализуется

адаптированная

программа, построенная

на

материале

программы «Социокультурные истоки» для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.

Программа развивает духовно – нравственную стержневую основу образования через

введение

учебного

курса

«Истоки»

и

реализацию

программы

«Воспитание

на

социокультурном опыте» (авторы И.А.Кузьмин, А.В.Камкин).

Данная

программа

предусматривает

комплексный

подход

к

воспитанию

и

обучению

ребёнка,

осуществление

социально-коммуникативного,

познавательного,

речевого,

художественно-эстетического

и

физического

развития

дошкольников,

приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Программа базируется на личностно-ориентированной модели педагогического

процесса,

органически

вписывается

в

образовательную

программу

МАДОУ

и

реализуется с учетом национально-культурных условий. Программа направлена на

воспитание

у

детей

гражданственности,

патриотизма,

формирование

основ

краеведения,

представлений

о

культурно-исторических,

национальных,

географических и природных особенностях родного края с активным вовлечением

детей в различные виды деятельности, привлечением к сотрудничеству родителей,

взаимодействием с социумом.

Ведущей

идеей

программы является

понимание

того,

что

историческое,

культурное, природно-экологическое своеобразие родного города Бор - это огромное

богатство,

которым

каждому

ребенку

нужно

научиться

правильно

распоряжаться,

владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив

его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом

созидании.

Основная

цель

-

заложить

формирование

духовно-нравственной

основы

личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным,

нравственным и социокультурным ценностям России.

Интеграция

программы

«Социокультурные

истоки»

в

различные

образовательные области позволяет решать следующие задачи:

познавать

окружающий

мир

в

многообразии

и

единстве,

содействует

становлению

духовно-нравственной

культуры

в

процессе

формирования

целостного миропонимания;

формировать

нравственные

понятия

добра,

справедливости,

сострадания,

любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне

собственного чувственно – духовного опыта;

активно

познавать

окружающую

действительность,

находить

причинно-

следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности

ребенка,

побуждает

его

мыслить

самостоятельно,

рефлексивно

в

межкультурном пространстве (поле знаний);

п о б у ж д а т ь

и

м о т и в и р о в а т ь

с т р е м л е н и е

к

с а м о п о з н а н и ю ,

самосовершенствованию

(духовно-нравственному,

фи зи че с кому,

интеллектуальному, художественно-эстетическому) и саморазвитию (развитию

своего

творческого

потенциала),

самоуправлению

с

целью

гармонизации

отношений с людьми и природой;

воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность

за свой выбор;

способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и

духовных основ общечеловеческих ценностей;

воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к

родному краю;

формировать социальную толерантность.

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих

построение

образовательного

процесса

с

учетом

специфики

социальных

и

природных

особенностей региона.

Принципы построения Программы «Социокультурные истоки»:

1.Соответствие принципу развивающего образования.

Обучение

осуществляется

подгрупповым

методом,

на

основе

образного

мышления детей, использования уникальных педагогических технологий и системы

активных

форм

обучения,

с

учетом

социокультурного

окружения,

в

процессе

восприятия и понимания мира людей и вещей, через освоение системы ценностей.

Развивающий характер реализуется на основе деятельностного подхода, в зоне

ближайшего развития детей 2-7 лет (семья, дом, родные и близкие люди, любимая

книга, родная природа и деятельность в ней человека, «братья наши меньшие» и

отношение к ним, единение и радость в празднике - становятся предметом изучения

детей младшего дошкольного возраста; ценности внутреннего мира человека, родные

традиции осваиваются старшими дошкольниками).

2.Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.

Система проведения активных форм обучения дошкольников последовательно

развивает пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный,

управленческий, психологический, социокультурный. Активные формы обучения –

ресурсный круг, работа в паре, ресурсный круг с делегированием, работа в микро

группе

с

участием

родителей

проводятся

на

основе

уникальных

педагогических

технологий. В основе истоковской педагогической технологии – идея полноценного

использования всех психических процессов и свойств личности и в целом ресурсов

человека.

3.Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Реализация

системы

активных

занятий

дает

возможность

эффективно

организовать

образовательную

деятельность,

обеспечить

в

воспитательно-

образовательном процессе воспитание души и сердца, развитие восприятия, речи,

мышления, чувствования ребенка, обучить всех участников образовательного процесса

эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми.

4.Обеспечение принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников.

Интеграция

образовательных

областей

осуществляется

на

основе

единой

системы

социокультурных категорий и ценностей, образующих стержневую основу содержания

воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Отбор духовно-

нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с

детьми, осуществлен в программе с учетом физических и психических особенностей

дошкольников.

Использование

методов

активного

обучения

позволяет

снизить

нагрузку

на

память

и

внимание,

избежать

перенапряжения

детей,

осуществлять

социокультурное

и

эмоциональное

развитие

личности,

образное

восприятие

и

мышление.

Содержание книг для развития детей 2 - 7 лет по программе «Социокультурные

истоки» также носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют

знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию,

изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду.

5.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

В Учреждение разработаны планы интеграции деятельности педагогов, детей и их

родителей с включением основной осваиваемой категории во все образовательные

области. План интеграции деятельности разработан на основе осваиваемых категорий

пропедевтического

курса

«Истоки»

и

помесячного

комплексно

-

тематического

планирования.

6.Решение

программных

образовательных

задач

в

совместной

деятельности

взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». На периоде

младшего

дошкольного

возраста

страницы

альбома

оформляются

с

участием

родителей,

старшие

дошкольники

самостоятельно

выполняют

творческую

работу.

Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием

успешного проведения занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и возвращения к

традиции душеполезного семейного чтении. Результатом совместной работы взрослых

и детей является проведение итогового занятия.

7.Построение

образовательного

процесса

на

адекватных

возрасту

формах

и

особенностях работы с детьми.

Основной

формой

работы

с

детьми

являются

активные

занятия,

которые

проводятся в последнюю неделю месяца.

Активные занятия – высокоинтенсивные

истоковские технологии, которые делают акцент на положительную мотивацию к

саморазвитию и самосовершенствованию формирующейся личности ребенка.

«Социокультурные

истоки»

для

дошкольного

образования

существенно

дополняют, расширяют, обогащают комплексную программу, позволяют сформировать

у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они

живут и развиваются, подводят их к пониманию существования внутреннего мира

человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, стимулируют мотивацию к

самосовершенствованию - формирующейся личности ребенка. Программа позволяет

комплексно, системно, интегративно, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи

духовно-нравственного развития дошкольников.

При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно,

от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране.

Одновременно

идет

«погружение»

в

историю

своего

города,

к

истокам

его

возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина

окружающего мира.

Программа

определяет

комплексное

решение

всех

поставленных

задач

путём

интеграции

их

в

различные

виды

детской

деятельности:

игровую,

познавательно-

исследовательскую,

продуктивную

и

обеспечивает

взаимопроникновение

всех

компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и

социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей

в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников.

Механизм реализации программы:

Представления о малой родине успешно интегрируются со всеми направлениями

основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и

решаются в процессе:

-образовательной деятельности

-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

-самостоятельной деятельности детей

-взаимодействия с семьями воспитанников

-создания предметно - развивающей среды

Каковы же формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию

краеведческого

содержания,

реализуемого

в

основных

компонентах

образовательной деятельности?

Они включают в себя совместную деятельность с педагогом, самостоятельную

деятельность детей и совместную деятельность с семьей.

Формы и методы организации образовательного процесса:

-Устное изложение знаний педагогом, и активизация познавательной

деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного

материала.

-Закрепление изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций,

выполнение практических работ по изо деятельности (рисунки, аппликации, коллажи),

организация выставок, участие в концертах на уровне ДОУ и города.

-Поисково – исследовательская деятельность– проведение опытов, наблюдений,

поиск решения поставленных задач совместно с родителями.

-Оценка и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей,

вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.

-Самостоятельная работа по усвоению и закреплению материала – игры,

рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.

Для

решения

программных

задач,

наряду

с

традиционными,

используются

современные

технологии

и

методики:

технология

развивающего

воспитания

и

обучения,

технология

проблемного

обучения,

нетрадиционные

техники

рисования,

здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.

Основной

формой

накопления

и

оформления

детского

опыта

является

образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их

надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс

методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе

являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные

места и

достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего

окружения.

Неиссякаемый источник информации краеведческий музей. Музей – это место,

где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, региона, к

реальной жизни его коренных жителей.

Неоценимую

значимость

в

решении

задач

патриотического

воспитания

имеют встречи с интересными людьми нашего города: тружениками тыла, детьми

ВОВ, людьми разных профессий.

Большое

значение

для

полноценной

реализации

национально-регионального

компонента

имеет

информационная

насыщенность

окружающего

ребенка

образовательного пространства. В группах подбираются материалы по ознакомлению

детей с родным городом и родной страной. Предлагаемый материал систематически

меняется, обновляется, дополняется.

Но наибольшую ценность имеют мини-музеи: «Моя игрушка», «Мой родной

город Бор», «Сергиевская слобода» и др.. В их создании принимают участие все:

дети,

родители,

сотрудники

детского

сада,

что

способствует

укреплению

интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на

достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно

значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного

ими социального опыта. Для этого имеются дидактические, сюжетно-ролевые игры,

знакомящие детей с родным городом.

Кроме

того,

программой

предусмотрено

обязательное

оформление

продуктов

детской

исследовательской

деятельности:

макеты,

коллекции,

книжки-самоделки,

выставки творческих работ.

В рамках сотрудничества с социумом воспитанники совместно с родителями и

педагогами ДОУ принимают участие в различных мероприятиях. Это и праздничные

концерты

для

ветеранов

и

тружеников

тыла,

городские

праздники,

творческие

конкурсы и выставки как внутри детского сада, так и на уровне района и округа.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный

запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя

гражданином, участником происходящих в нем событий, заложить фундамент для

развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной

жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и

его жителей.

Важным

аспектом,

предусмотренным

программой,

является

взаимодействие

с

семьей, которое

строится на понимании того, что родители – это полноправные

участники

образовательного

процесса. Семья

занимает

ведущее

место

в

патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности,

воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному

городу, родной природе. Семья является

источником и звеном передачи ребенку

социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции

и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов

(Соработничество-Сергиевская слобода для взрослых и детей), акций, участие в

образовательных

и

развлекательных

делах

группы

и

детского

сада (Рождество,

Сергиевская ярмарка, Благовещение и т.д.).

Главная ценность предлагаемых форм –

вовлечение

родителей

в

образовательное

пространство

и

возможно сть

продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего

города.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с

региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления

детей об истории города, района, округа, о достопримечательностях, об обычаях,

традиция;

бережное

отношение

к

природе

родного

края…

Но

главное

-

это

неподдельный, активный интерес детей к родному краю, желание сделать его еще

лучше и краше своими делами, и поступками.

Результатом освоения программы являются следующие показатели:

асширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному городу,

его достопримечательностям.

своение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное,

уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем

регионе.

ережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко

ему с рождения.

овышение

познавательной

и

творческой

активности

дошкольников,

сформированность

элементарных

исследовательских

умений

и

навыков,

навыков

проектной деятельности.

формированность

представлений

об

обычаях,

традициях,

праздниках,

о

взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни города.

овышение интереса к краеведо-туристической деятельности.

овышение

активной

гражданской

позиции

семей

дошкольников,

увеличение

количества активных участников общественной жизни города, района.

Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках

ООП МАДОУ позволяет сделать два основных вывода:

-в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой

можно моделировать на основе материала региональной культуры;

-поддержание интереса к традициям культуры родного города через разные виды

деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.

Воспитание

любви

к

своей

Родине,

своему

краю,

родному

городу–

это

многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и

постоянно,

с

самого

раннего

детства.

Еще

великий

педагог-гуманист

В.А.

Сухомлинский

писал,

что

«в

сознании

каждого

человека

на

всю

жизнь

запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские

годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших

воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем,

истоками патриотических чувств.



В раздел образования