Автор: Евстифеева Наталья Фирсовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №11 "Пересвет"
Населённый пункт: город Бор Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация регионального национального компонента в работе ДОО"
Раздел: дошкольное образование
«Реализация регионального национального компонента
в работе ДОО»
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу…
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему…»
Д.С. Лихачев
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей
развития
высших
нравственно-патриотических
чувств.
Основой
в
воспитании
у
дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта
жизни в
своем
Отечестве.
На
нас,
педагогов-дошкольников,
возложена
великая
миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их
любить
свою
страну
и
гордится
ею.
И,
прежде
всего,
необходимо
дать
детям
понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты
родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он
живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет
настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под
названием – Россия.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
дошкольного
образования
рассматривают
учет
регионального
компонента,
как необходимое
условие вариативности дошкольного образования.
С
целью
внедрения
национально-регионального
компонента
в
ООП
МАДОУ,
педагогами
реализуется
адаптированная
программа, построенная
на
материале
программы «Социокультурные истоки» для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
Программа развивает духовно – нравственную стержневую основу образования через
введение
учебного
курса
«Истоки»
и
реализацию
программы
«Воспитание
на
социокультурном опыте» (авторы И.А.Кузьмин, А.В.Камкин).
Данная
программа
предусматривает
комплексный
подход
к
воспитанию
и
обучению
ребёнка,
осуществление
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественно-эстетического
и
физического
развития
дошкольников,
приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Программа базируется на личностно-ориентированной модели педагогического
процесса,
органически
вписывается
в
образовательную
программу
МАДОУ
и
реализуется с учетом национально-культурных условий. Программа направлена на
воспитание
у
детей
гражданственности,
патриотизма,
формирование
основ
краеведения,
представлений
о
культурно-исторических,
национальных,
географических и природных особенностях родного края с активным вовлечением
детей в различные виды деятельности, привлечением к сотрудничеству родителей,
взаимодействием с социумом.
Ведущей
идеей
программы является
понимание
того,
что
историческое,
культурное, природно-экологическое своеобразие родного города Бор - это огромное
богатство,
которым
каждому
ребенку
нужно
научиться
правильно
распоряжаться,
владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив
его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом
созидании.
Основная
цель
-
заложить
формирование
духовно-нравственной
основы
личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным,
нравственным и социокультурным ценностям России.
Интеграция
программы
«Социокультурные
истоки»
в
различные
образовательные области позволяет решать следующие задачи:
познавать
окружающий
мир
в
многообразии
и
единстве,
содействует
становлению
духовно-нравственной
культуры
в
процессе
формирования
целостного миропонимания;
формировать
нравственные
понятия
добра,
справедливости,
сострадания,
любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне
собственного чувственно – духовного опыта;
активно
познавать
окружающую
действительность,
находить
причинно-
следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности
ребенка,
побуждает
его
мыслить
самостоятельно,
рефлексивно
в
межкультурном пространстве (поле знаний);
п о б у ж д а т ь
и
м о т и в и р о в а т ь
с т р е м л е н и е
к
с а м о п о з н а н и ю ,
самосовершенствованию
(духовно-нравственному,
фи зи че с кому,
интеллектуальному, художественно-эстетическому) и саморазвитию (развитию
своего
творческого
потенциала),
самоуправлению
с
целью
гармонизации
отношений с людьми и природой;
воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность
за свой выбор;
способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и
духовных основ общечеловеческих ценностей;
воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к
родному краю;
формировать социальную толерантность.
В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих
построение
образовательного
процесса
с
учетом
специфики
социальных
и
природных
особенностей региона.
Принципы построения Программы «Социокультурные истоки»:
1.Соответствие принципу развивающего образования.
Обучение
осуществляется
подгрупповым
методом,
на
основе
образного
мышления детей, использования уникальных педагогических технологий и системы
активных
форм
обучения,
с
учетом
социокультурного
окружения,
в
процессе
восприятия и понимания мира людей и вещей, через освоение системы ценностей.
Развивающий характер реализуется на основе деятельностного подхода, в зоне
ближайшего развития детей 2-7 лет (семья, дом, родные и близкие люди, любимая
книга, родная природа и деятельность в ней человека, «братья наши меньшие» и
отношение к ним, единение и радость в празднике - становятся предметом изучения
детей младшего дошкольного возраста; ценности внутреннего мира человека, родные
традиции осваиваются старшими дошкольниками).
2.Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
Система проведения активных форм обучения дошкольников последовательно
развивает пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный,
управленческий, психологический, социокультурный. Активные формы обучения –
ресурсный круг, работа в паре, ресурсный круг с делегированием, работа в микро
группе
с
участием
родителей
проводятся
на
основе
уникальных
педагогических
технологий. В основе истоковской педагогической технологии – идея полноценного
использования всех психических процессов и свойств личности и в целом ресурсов
человека.
3.Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Реализация
системы
активных
занятий
дает
возможность
эффективно
организовать
образовательную
деятельность,
обеспечить
в
воспитательно-
образовательном процессе воспитание души и сердца, развитие восприятия, речи,
мышления, чувствования ребенка, обучить всех участников образовательного процесса
эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми.
4.Обеспечение принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников.
Интеграция
образовательных
областей
осуществляется
на
основе
единой
системы
социокультурных категорий и ценностей, образующих стержневую основу содержания
воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Отбор духовно-
нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с
детьми, осуществлен в программе с учетом физических и психических особенностей
дошкольников.
Использование
методов
активного
обучения
позволяет
снизить
нагрузку
на
память
и
внимание,
избежать
перенапряжения
детей,
осуществлять
социокультурное
и
эмоциональное
развитие
личности,
образное
восприятие
и
мышление.
Содержание книг для развития детей 2 - 7 лет по программе «Социокультурные
истоки» также носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют
знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию,
изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду.
5.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
В Учреждение разработаны планы интеграции деятельности педагогов, детей и их
родителей с включением основной осваиваемой категории во все образовательные
области. План интеграции деятельности разработан на основе осваиваемых категорий
пропедевтического
курса
«Истоки»
и
помесячного
комплексно
-
тематического
планирования.
6.Решение
программных
образовательных
задач
в
совместной
деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.
Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». На периоде
младшего
дошкольного
возраста
страницы
альбома
оформляются
с
участием
родителей,
старшие
дошкольники
самостоятельно
выполняют
творческую
работу.
Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием
успешного проведения занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и возвращения к
традиции душеполезного семейного чтении. Результатом совместной работы взрослых
и детей является проведение итогового занятия.
7.Построение
образовательного
процесса
на
адекватных
возрасту
формах
и
особенностях работы с детьми.
Основной
формой
работы
с
детьми
являются
активные
занятия,
которые
проводятся в последнюю неделю месяца.
Активные занятия – высокоинтенсивные
истоковские технологии, которые делают акцент на положительную мотивацию к
саморазвитию и самосовершенствованию формирующейся личности ребенка.
«Социокультурные
истоки»
для
дошкольного
образования
существенно
дополняют, расширяют, обогащают комплексную программу, позволяют сформировать
у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они
живут и развиваются, подводят их к пониманию существования внутреннего мира
человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, стимулируют мотивацию к
самосовершенствованию - формирующейся личности ребенка. Программа позволяет
комплексно, системно, интегративно, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи
духовно-нравственного развития дошкольников.
При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно,
от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране.
Одновременно
идет
«погружение»
в
историю
своего
города,
к
истокам
его
возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина
окружающего мира.
Программа
определяет
комплексное
решение
всех
поставленных
задач
путём
интеграции
их
в
различные
виды
детской
деятельности:
игровую,
познавательно-
исследовательскую,
продуктивную
и
обеспечивает
взаимопроникновение
всех
компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и
социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей
в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников.
Механизм реализации программы:
Представления о малой родине успешно интегрируются со всеми направлениями
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и
решаются в процессе:
-образовательной деятельности
-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
-самостоятельной деятельности детей
-взаимодействия с семьями воспитанников
-создания предметно - развивающей среды
Каковы же формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию
краеведческого
содержания,
реализуемого
в
основных
компонентах
образовательной деятельности?
Они включают в себя совместную деятельность с педагогом, самостоятельную
деятельность детей и совместную деятельность с семьей.
Формы и методы организации образовательного процесса:
-Устное изложение знаний педагогом, и активизация познавательной
деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного
материала.
-Закрепление изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций,
выполнение практических работ по изо деятельности (рисунки, аппликации, коллажи),
организация выставок, участие в концертах на уровне ДОУ и города.
-Поисково – исследовательская деятельность– проведение опытов, наблюдений,
поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
-Оценка и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей,
вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
-Самостоятельная работа по усвоению и закреплению материала – игры,
рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
Для
решения
программных
задач,
наряду
с
традиционными,
используются
современные
технологии
и
методики:
технология
развивающего
воспитания
и
обучения,
технология
проблемного
обучения,
нетрадиционные
техники
рисования,
здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.
Основной
формой
накопления
и
оформления
детского
опыта
является
образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их
надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс
методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе
являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные
места и
достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего
окружения.
Неиссякаемый источник информации краеведческий музей. Музей – это место,
где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, региона, к
реальной жизни его коренных жителей.
Неоценимую
значимость
в
решении
задач
патриотического
воспитания
имеют встречи с интересными людьми нашего города: тружениками тыла, детьми
ВОВ, людьми разных профессий.
Большое
значение
для
полноценной
реализации
национально-регионального
компонента
имеет
информационная
насыщенность
окружающего
ребенка
образовательного пространства. В группах подбираются материалы по ознакомлению
детей с родным городом и родной страной. Предлагаемый материал систематически
меняется, обновляется, дополняется.
Но наибольшую ценность имеют мини-музеи: «Моя игрушка», «Мой родной
город Бор», «Сергиевская слобода» и др.. В их создании принимают участие все:
дети,
родители,
сотрудники
детского
сада,
что
способствует
укреплению
интегративных связей и созданию взросло-детского сообщества, ориентированного на
достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно
значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного
ими социального опыта. Для этого имеются дидактические, сюжетно-ролевые игры,
знакомящие детей с родным городом.
Кроме
того,
программой
предусмотрено
обязательное
оформление
продуктов
детской
исследовательской
деятельности:
макеты,
коллекции,
книжки-самоделки,
выставки творческих работ.
В рамках сотрудничества с социумом воспитанники совместно с родителями и
педагогами ДОУ принимают участие в различных мероприятиях. Это и праздничные
концерты
для
ветеранов
и
тружеников
тыла,
городские
праздники,
творческие
конкурсы и выставки как внутри детского сада, так и на уровне района и округа.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный
запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя
гражданином, участником происходящих в нем событий, заложить фундамент для
развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной
жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и
его жителей.
Важным
аспектом,
предусмотренным
программой,
является
взаимодействие
с
семьей, которое
строится на понимании того, что родители – это полноправные
участники
образовательного
процесса. Семья
занимает
ведущее
место
в
патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности,
воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному
городу, родной природе. Семья является
источником и звеном передачи ребенку
социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции
и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов
(Соработничество-Сергиевская слобода для взрослых и детей), акций, участие в
образовательных
и
развлекательных
делах
группы
и
детского
сада (Рождество,
Сергиевская ярмарка, Благовещение и т.д.).
Главная ценность предлагаемых форм –
вовлечение
родителей
в
образовательное
пространство
и
возможно сть
продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего
города.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с
региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления
детей об истории города, района, округа, о достопримечательностях, об обычаях,
традиция;
бережное
отношение
к
природе
родного
края…
Но
главное
-
это
неподдельный, активный интерес детей к родному краю, желание сделать его еще
лучше и краше своими делами, и поступками.
Результатом освоения программы являются следующие показатели:
-Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному городу,
его достопримечательностям.
-Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное,
уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем
регионе.
-Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко
ему с рождения.
-Повышение
познавательной
и
творческой
активности
дошкольников,
сформированность
элементарных
исследовательских
умений
и
навыков,
навыков
проектной деятельности.
-Сформированность
представлений
об
обычаях,
традициях,
праздниках,
о
взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни города.
-Повышение интереса к краеведо-туристической деятельности.
-Повышение
активной
гражданской
позиции
семей
дошкольников,
увеличение
количества активных участников общественной жизни города, района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках
ООП МАДОУ позволяет сделать два основных вывода:
-в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой
можно моделировать на основе материала региональной культуры;
-поддержание интереса к традициям культуры родного города через разные виды
деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.
Воспитание
любви
к
своей
Родине,
своему
краю,
родному
городу–
это
многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и
постоянно,
с
самого
раннего
детства.
Еще
великий
педагог-гуманист
В.А.
Сухомлинский
писал,
что
«в
сознании
каждого
человека
на
всю
жизнь
запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские
годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших
воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем,
истоками патриотических чувств.