Напоминание

Формирование семейных ценностей и сознательного родительства как одно из направлений воспитательной деятельности


Автор: Ентальцева Екатерина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
Населённый пункт: г. Нолинск
Наименование материала: выступление на ОМО
Тема: Формирование семейных ценностей и сознательного родительства как одно из направлений воспитательной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ И СОЗНАТЕЛЬНОГО

РОДИТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ

НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых

всегда,

везде хранит меня…»

Семья — это объединение родственников, связанных

любовью друг к другу, взаимной ответственностью,

общностью быта и взаимопомощью.

Это базовая структура любого общества, от ее благополучия

зависит национальное развитие и благосостояние страны.

Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она

укрепляла и растила новые поколения русского народа.

Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Семьи,

как правило, были многодетными, и каждый ребенок являлся

лишь членом семьи, а не "центром мироздания", - когда

мысли и действия всех взрослых сосредоточены только на

нем. К жизни подходили серьезно, и детям в семьях с

раннего возраста прививалось чувство чести, собственного

достоинства, готовности служить Отечеству. Даже в русских

сказках счастливый конец - это свадьба, после которой

семья "живет-поживает да добра наживает".

Поэтому так важна связь поколений в семье; знание

традиций своего народа, формирующих вкусы детей,

помогающих сделать осознанный выбор между вечными и

временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных

приоритетов.

. Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от

другой, служит весомым достоянием для ее потомков,

предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В

нашем представлении, семейные ценности - это не только

семейные праздники, не только помощь в выборе профессии

членами семьи, не только традиционные увлечения, это

гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура

семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость,

доброжелательность, то есть все то, без чего не может

существовать семья.

Недаром замечательный отечественный педагог

А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети

- будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте

все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших

друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим

человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в

семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность,

которую нужно сохранять и поддерживать.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и

развитие детей, социализация подрастающего поколения,

направленная на формирование у детей определенных

качеств, но и те, которые закладывает семейная

микросреда. Образ жизни семьи в целом.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более

лучшего и более свободного поколения, но выполнять эту

задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных

ценностях, на духовном единении. Такая семья является

школой здорового чувства собственности. Самодеятельности

и инициативы, социальной помощи и верности. Чего каждый

из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей

. Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья –

это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который

его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие – в

оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве,

четвертые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно,

разные.

Хорошая семья дает опору ребенку. Помогает укрепиться в

этом мире, в хорошей семье ни кого не защищает, она сама

по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз,

надежный тыл, его первый образ жизни.

Система

семейного

воспитания

в

последнее

время

претерпевает значительные изменения. Родители нередко

проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение

родителей к школе, появились агрессивность, недоверие,

которые, конечно же, впитывают и дети.

Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и

сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в

условиях нашего города является одной из острых проблем

школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних

помощников!

Поэтому возрождение нормальной семьи и ее функций как

никогда приобрело первостепенное значение. Ведь семья

вместе

со

школой

создает

тот

важнейший

комплекс

факторов

воспитывающей

среды.

Который

определяет

успешность, либо не успешность ребенка и всего учебно –

воспитательного процесса в школе.

Как классный руководитель я ставлю перед собой Цель:

формирование системы ценностных семейных отношений,

максимально комфортных условий для личностного роста и

развития ребенка через сотрудничество семьи и школы,

Семейные ценности играют важную роль в жизни каждого

человека, оказывая значительное влияние на его

мировоззрение, поведение и жизненные приоритеты. В

современном обществе, где традиционные устои

подвергаются серьезным испытаниям, особенно важно

обратить внимание на воспитание этих ценностей.

в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

задачи:

1.Организация целенаправленного просвещения родителей

по вопросам воспитания детей, использование активных

форм просветительской деятельности.

2.

Оказание

психолого-педагогической

помощи

в

организации семейного воспитания различных категорий

обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»),

индивидуальная

работа

с

семьями,

оказавшимися

в

жизненно-трудной ситуации.

3.Формирование в семьях позитивного отношения к активной

общественной и социальной деятельности детей;

4.Формирование

толерантности,

как

условия

успешной

социализации школьников .

5. Организация и проведение совместного досуга учителя-

ученика-родителя и совместного творчества.

6. Воспитание у детей чувства гордости и уважения за свою

семью, пропаганда и возрождение семейных традиций.

Когда я беру очередной класс прежде всего провожу

Диагностику семей

1.Изучаю и составляю характеристики семей обучающихся

(состав семьи,

образовательный уровень, сфера их занятости, определение

соц. статуса)(социальный паспорт- принято в нашей школе)

2. Определяю отношения семьи к школе.

3.Выявлею положения детей в системе внутрисемейных

отношений - через анкетирование детей и родителей

С родителями мы проводим лекции на родительских

собраниях «Семья – счастливая планета», «В семье мне

хорошо и уютно», круглые столы «В кругу семьи мы жизнь

создаем», «Семья – моя защита», «Традиции моей семьи»

В моей работе выделяются три основных направления:

- просвещение родителей;

- управление;

- совместные мероприятия.

Просветительская деятельность классных руководителей

осуществляется через организацию педагогического

всеобуча. Опережающее педагогическое просвещение

родителей по формированию у них ценностей семьи,

сознательного родительства, индивидуальное и групповое

консультирование, выпуск буклетов, памяток.

Управленческая деятельность заключается в содействии

работе родительского комитета класса и совместное

планирование воспитательной работы в классе и школе.

Как Классный руководитель организую и совместную с

родителями внеурочную деятельность. Нетрадиционной

формой совместных классных часов являются различные

мастер– классы, семейные праздники : День матери,

праздник 23+8, посвященный 23 февраля и 8 марта

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень

важный и сложноорганизованный процесс, требующий

больших затрат со стороны всех членов семьи в течение

длительного времени. Каждая семья уникальна и

неповторима, но существует ряд неизменных во все времена

семейных ценностей, таких как взаимопонимание,

внимательное отношение к родным и близким,

доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к

женщине, родителям и т.д.) отношения между членами

семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую

поддержку (в том числе и психологическую), сохранение

семейных ценностей

Но кроме классного руководителя я являюсь в своём

классе и учителем литературы.

И Одним из эффективных средств формирования семейных

ценностей я считаю преподавание литературы в школе.

литература, как вид искусства, отражает богатство

человеческих чувств и переживаний, позволяет проникнуть в

глубины душевных волнений и размышлений героев. Через

художественные образы, сюжеты и конфликты, описанные в

литературных произведениях, учащиеся могут лучше понять

и осознать важность семейных отношений, любви,

взаимопомощи и ответственности.

Понимание через образы. В литературе многие

произведения посвящены теме семьи. Классические

произведения, такие как "Анна Каренина", "Война и мир"

Льва Толстого, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, позволяют

учащимся увидеть различные типы семейных отношений и их

последствия. Анализируя поступки героев, дети учатся

понимать, что семья - это не только источник поддержки и

любви, но и ответственность каждого члена перед другими.

Эмоциональная вовлеченность. Чтение литературы

развивает эмпатию. Ученики, переживая за судьбы

литературных героев, начинают лучше понимать чувства и

переживания своих близких. Это способствует развитию

способности сочувствовать и поддерживать, что является

основой крепких семейных отношений.

Нравственные уроки. Литература учит различать добро и

зло, справедливость и несправедливость. Такие

произведения, как "Преступление и наказание" Федора

Достоевского, помогают учащимся осознать, что за каждым

поступком следуют определенные последствия, и это

особенно важно в контексте семейных отношений.

Понимание моральных ценностей помогает строить

гармоничные отношения в семье.

Для эффективного формирования семейных ценностей на

уроках литературы я применяю различные методы и приемы:

Дискуссии и дебаты. Организация обсуждений по теме

семейных отношений, основанных на прочитанных

произведениях, помогает учащимся сформировать

собственное мнение, услышать точку зрения других и

научиться аргументированно отстаивать свою позицию.

Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и

дети» несколько возможных тем для дискуссий:

«Почему «отцы и дети» - вечная тема?»

«Когда дом становится местом встречи поколений?»

«Когда родители могут гордиться детьми?»

«Какая общая цель способна объединить

представителей разных поколений?»

Ролевые игры. Превращение литературных сюжетов в

театральные постановки или ролевые игры позволяет

учащимся глубже вжиться в образы персонажей,

почувствовать их переживания и лучше понять мотивацию их

поступков.

Так, например, в ходе урока при анализе 2 главы поэмы

М.Ю.Лермонтова «Песня про…» (описание семьи Степана

Парамоновича Калашникова) можно предложить детям

прослушать монологические высказывания, заранее

подготовленные учениками. Прослушав эти выступления,

дети делают вывод об эмоциональном состоянии героев.

Затем учащиеся стараются понять, что так повлияло на

поведение героев. Отвечают на вопросы:

Почему так строг к своей жене Калашников?

Что в отношениях между мужем (Степаном

Парамоновичем) и женой (Алёной Дмитриевной) самое

страшное?

О чём просит жена мужа?

Мы стараемся подвести детей к выводу, что нравственные

основы семьи - любовь, честь, долг, верность.

При изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы

затрагиваем многие темы, в том числе и семьи. Особое

внимание нужно уделить анализу мотивов поступков Остапа

и Андрия. Урок можно провести в форме судебного

заседания. Дети получают индивидуальные задания: роль

адвокатов, прокурора, обвинителей, защитников. На таком

уроке учащиеся могут высказать своё мнение: оправдать или

осудить поведение Андрия, который ради любимой девушки

предает свою семью, родину.

Написание эссе и сочинений. Задания на написание эссе

или сочинений на темы, связанные с семейными ценностями,

стимулируют учащихся к рефлексии и осмыслению

собственного жизненного опыта в контексте литературных

сюжетов. Примерные темы: «Достойный сын своего отца»

(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»), «Роль родительского

наставления в жизни человека» (А.С.Пушкин «Капитанская

дочка»), «Что значит в жизни человека родительский дом?»

(Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Проекты и исследования. Выполнение проектов, связанных

с исследованием семейных традиций, укладов жизни

различных народов, описанных в литературе, способствует

расширению кругозора учащихся и углублению понимания

важности семьи.

Примерные темы исследований: «Семейная тема в русской

литературе», «Изменение представлений о семье в

современной русской прозе», «Женский образ и семейные

обязанности в русской классической литературе», «Семья в

творчестве русских писателей». Темы проектов: «Семья на

страницах книг»,

Приём «Литературоведческая задача». Когда мы

обращаемся к произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой

гривой»,мы можем предложить ребятам решить

литературоведческую задачку: о чём может рассказать

читателю речь героев? Чтобы ответить на этот вопрос

учащиеся должны будут проследить за речью героев,

выявить особенности, проанализировать поступки героев.

Выяснить, в какой семье воспитывался главный герой, Витя,

в какой - Санька. В результате ребята приходят к выводу,

что на развитие личности ребенка, на формирование норм

его поведения огромное влияние оказывает семья.

Приём «Наедине со всеми». Данный прием представляет

собой беседу журналиста и интервьюируемого (писателя,

героя произведения). Интервью - это учебная дискуссия,

беседа, которая позволит учащимся через вопрос-ответ на

материале жизненного пути писателя (биографическая

сведения о семье Л.Н.Толстого) или после прочтения

произведения (А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,

Л.Н.Толстого «Война и мир») можно проверить не только

знание текста, но и умение понять характер героя или

писателя, соприкоснуться с их душой, мировоззрением.

Примерные вопросы: Были ли у Вас в семье традиции? Какое

влияние они оказали на Вас? Есть ли в Вашей семье

заповеди, которым Вы следуете?

Формирование семейных ценностей на уроках литературы

является важной задачей современной школы.

Литературные произведения предоставляют уникальную

возможность для глубинного осмысления роли семьи в жизни

человека, помогают развивать эмпатию, нравственные

качества и критическое мышление. Используя

разнообразные методики преподавания, учителя могут

эффективно способствовать воспитанию у учащихся

уважения к семейным ценностям, что является залогом

гармоничного развития личности и общества в целом.



В раздел образования