Автор: Волосунова Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Косиновская ООШ"
Населённый пункт: с.Косиново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как повысить грамотность учащихся
Раздел: среднее образование
Как повысить грамотность учеников?
Автор – Волосунова Валентина Александровна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Косиновская ООШ»
Сегодня мои коллеги, учителя русского языка и литературы, в один голос твердят,
что дети стали безграмотно писать, они плохо запоминают правила, не ставят запятых… В
чем же причины безграмотности?
1.
Первая, которую всегда называют учителя, — отсутствие привычки к чтению.
Причем не читают не только дети и подростки, но и все вообще. Или читают, но не то:
в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там
и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
2.
Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг,
небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную
речь.
3.
Ухудшение памяти детей, преобладает краткосрочная память – «на один урок»,
ответил и забыл.
4.
Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах.
5.
Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает
двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами
запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет
отстающим,
чем
в обычном —
середнячком.
И в итоге
запускают
возможные
логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как
безграмотность.
Что
,
"
"?
же необходимо чтобы улучшить
грамотность
Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от
времени, а систематически.
Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг
трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу,
предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые –
поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы
осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете
прочувствовать
стилистику
произведения,
сочетаемость
слов,
пунктуационные
особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение
способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво,
осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные
предложения со сложной пунктуацией.
Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и
электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово,
или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не
поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.
Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне
достаточно.
Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно
слушать
правильную
«живую»
речь.
Слуховая
память
вам
не
помешает.
Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем
увеличивая
его
сложность
и
объем.
Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в
социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова,
передавая
только
их
смысл
(«ваще»,
«как-нить»).
Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы
послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.
Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь
увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши
интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие…)
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке?
Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все
равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник.
Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть. Просто учить правила – метод
абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а
сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Я стараюсь,
чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках различные
«уловки».
Руссий язык ведь очень логичный. Возьмем для примера Антошку: что у него на носу —
веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатый". Опытный
педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят
правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х —
ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже:
"Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых
следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую
логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких
педагогических хитростей приходят в восторг.
Орфоэпия
–
Долго
ели
тОрты
!
Не налезли шОрты
,
ЗвонИт
звонарь
,
ЗвонЯт
в
звонок
.
Чтоб ты запомнить верно смог
,
!
В огороде баба Фёкла
у нее на грядке свЁкла
,
Баба Фёкла копала свЁклу
а Коко Шанель любила щавЕль
Не говори
катАлог
,
а только
каталОг
.
А
твОрог
?
Можно
твОрог
,
а можно и
творОг
!
А
у
нашей
Марфы
Все
!
в полоску шАрфы
Для
строителей
в
момент
.
Привезет шофЁр цемЕнт
,
МолЯщий
в
списки
вас
включИт
.
ПонЯвший душу облегчИт
.
КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров
,
.
В чистоте чтоб жил народ придуман мусоропровОд
БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг
ФенОмен
звонИт
по
средАм,
ПринЯв
договОр
по
годАм,
Он
Отдал
экспЕртам
эскОрта
ХодАтайство
аэропОрта.
Правописание Н – НН.
Рифмовки.
1.
Священный и желанный,
негаданный, нежданный.
Не применяя правил знанья,
пиши две «эн» без колебанья.
2.
Зато смышленый, жеваный,
приданое и кованый –
запомнить можно без труда,
что в них одна лишь «эн» всегда.
3.
Свиной, зеленый, синий, рьяный,
Юный, пряный и румяный.
Здесь ты суффикс не ищи
и одну лишь «эн» пиши.
4.
Брошенный, данный и лишенный,
пущенный, купленный и решенный.
Хоть без приставки, но совершенный вид,
Поэтому две «эн» стоит.
5.
Мошенник украл у труженика
и смышленого механика
в гостинице одну «эн»[1].
Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня,
в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Гром гремел в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу
впоследствии....
8.
Правописание
не
с
глаголами.
Всякий
школьник
это
знает
–
Не
глагола
избегает.
Не
забудьте
же,
друзья,
Слитно
их
писать
нельзя!
Парные
звонкие
и
глухие
согласные
Если
слышишь
парный
звук,
Будь
внимательным
,
мой
друг!
Парный
сразу
проверяй,
Слово
смело
изменяй:
Труд-труды,
кот-
коты-
Будешь грамотным и ты!
«
Уже
несколько лет
я
со своими учениками использую методику
Хочу
быть
!».
грамотным
1.
Ежедневное чтение текста в течение 15 минут
Пояснения:
текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они
подобраны с учётом возраста детей.
читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово, соблюдая интонацию (вам
в этом помогут знаки препинания);
читайте так, словно вы стоите перед классом, а все одноклассники слушают вас;
читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;
:
запомните
важно
не количество
,
прочитанного текста
а
качество
(
поэтому
я
и
,
15
,
не пишу
сколько нужно прочитать за эти
минут
ведь техника чтения у каждого
.)
разная
2.
Ежедневная письменная работа в течение 15 минут
Пояснения:
прочитав
текст,
вы
далее этот
же
текст (сколько
успеете
за
15
минут)
переписываете в тетрадь;
переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который
ставите.
переписав первое
предложение, проверьте его
с
исходным
текстом,
снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);
переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным),
вы подчеркните красной пастой те слова, в которых, по-вашему, вы могли бы
сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;
далее нужно выписать эти слова после текста (первый раз) и в словарик (второй
раз), запомнить их правописание.
в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте
их в тетрадь по два раза.
На чём основана методика
Память человека бывает нескольких видов
логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его,
а не просто зазубривая)
механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение,
даты по истории и пр.)
слуховая (многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио
- уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае - это постоянное
проговаривание слов вслух)
моторная (человек
запоминает
движения,
действия;
при
переписывании
происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово
пишется)
зрительная (чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше
запомните его написание)
Таким образом, в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.
Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация,
которая была воспринята и понята 8 раз! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье - мать
ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.
А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?
А вывод очень прост и в то же время интересен: оказывается, слова-то мы произносим
и пишем примерно одни и те же!!! В активном обороте находится определённое
количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.
Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если
надо - зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».
Работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она
должна быть неизбежно и обязательно! У меня все ученики заводят специальную
тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов
составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил,
исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения
прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую
внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы.
Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического
материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.
Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по
русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди
ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не
давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы,
расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.
Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В
начале урока даю ученикам группу словарных слов (20 слов). На следующий урок –
проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После
трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителя, дети обычно
запоминают данную группу слов. После выученных пяти групп слов даю контрольный
словарный диктант (выборочный). Количество слов в 9 классе - 30. Важный момент:
домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во
второй день ученики придумывают текст на определённую тему, используя словарные
слова.
Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на
доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах
орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает несколько минут и важна
тем, что развивает устную речь учащихся.
Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости)
постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем:
сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на
которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством
учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели
урока). Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания,
встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких
правил, проходимых или повторяемых в данный момент). Очень люблю пособие для
преподавателей русского языка “Сборник диктантов” М.Б. Коржиковой, цель которого –
дать учителю материал для работы над повышением грамотности учащихся, а также для
контроля усвоения правил после прохождения темы.
Очень любят ученики работать с компьютером. Я часто использую на уроках диск
«Репетитор по русскому языку». Здесь тщательно подобраны задания по всем разделам
русского языка. Кроме того, Интернет позволяет проводить онлайн-тесты практически по
любой изученной теме. Дети с огромным удовольствием (особенно сильные учащиеся)
отвечают на вопросы и видят свои успехи и ошибки. Для учителя это большая экономия
времени: не нужно проверять работу ученика. В этот момент можно провести
индивидуальную работу с отстающими.
Самое главное, конечно, чтобы у ребенка возникло желание быть грамотным
человеком. Золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный,
а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных
заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что
действительно сложных среди них не так много.