Напоминание

"Работа воспитателя по формированию самоопределения в старшей возрастной группе"


Автор: Цыкунова Алла Давыдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат"
Населённый пункт: Смоленская область, Починковский р-он, д. Прудки, ул. Школьная
Наименование материала: "Инновационные методы работы воспитателя"
Тема: "Работа воспитателя по формированию самоопределения в старшей возрастной группе"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад: «Инновационные методы в работе воспитателя по

формированию профессионального самоопределения у обучающихся

старшей возрастной группы»

В Починковской школе-интернате в основном обучаются дети с

умственной отсталостью (УО), которым свойственны отставание в развитии

мышления

(как

наглядно-образного,

так

и

словесно-логического),

затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность

представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,

бедность

словарного

запаса.

В

основном,

при

выполнении

заданий

внеучебного

характера

обучающиеся

школы-интерната

обнаруживают

отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для

успешного решения поставленной перед ними задачи, при столкновении с

минимальными трудностями, отказываются от выполнения поставленной

задачи. Зачастую обучающиеся испытывают неуверенность в своих силах, их

отличает неумение актуализировать свои способности для успешного

выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в

постоянном подбадривании. В школе-интернате создана целостная система

содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся,

воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире

профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о

профессиональной деятельности. Для формирования профессионального

самоопределения

воспитанников

школы-интерната

ведется

работа

по

следующим направлениям профориентации:

профессиональное просвещение,

профессиональное воспитание,

профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в

различных видах деятельности),

профессиональная психодиагностика,

профессиональная консультация.

Ориентация

на

профессиональный

труд

и

выбор

своего

профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего

учебно-воспитательного

процесса,

при

обязательном

дополнении

его

информационной и консультативной работой, практической деятельностью

для развития склонностей и способностей у обучающихся к труду. В этом

помогает проводимая диагностика индивидуальных особенностей, а также

системы

реабилитации:

профпросвещение,

профконсультация,

профессиональные пробы, трудовая и профессиональная подготовка. Ранняя

профессиональная

подготовка

позволяет

воспитанникам

овладевать

начальными профессиональными знаниями и навыками по конкретной

специальности, дающими им уверенность в своих силах и возможностях

трудоустройства после выпуска из школы-интерната. Оценка показателей

трудового воспитания в группе составляет в среднем 5,3 балла на начало

года. Это средний результат. Но об эффективности может свидетельствовать

динамика увеличения уровней сформированности готовности воспитанников

к трудовым операциям, ориентировании в мире профессий. Сложившаяся

практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не

всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных

качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на

основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной

перспективы. При организации педагогической системы школы-интерната

обучающиеся имеют возможность включиться в различные виды социальной

практики:

труд

по

самообслуживанию,

в

домашнем

хозяйстве,

профессионально-ориентированный.

Профессиональное

самоопределение

старшей

возрастной

группы

выступает

как

процесс

и

результат

профессионального выбора. У обучающихся старшей возрастной группы

необходимо

формировать

представления

о

профессиях,

перспективах

профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также

умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с

требованиями избираемой профессии. Следует оказывать обучающимся

индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае

необходимости определить стратегию действий по освоению запасного

варианта.

Необходимо

сосредоточить

внимание

старшеклассников

на

формировании

профессионально

важных

качеств

в

избранном

виде

деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить

обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной

деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в

ней. Для знакомства с миром профессий, формирования первоначальных

представлений

о

данной

сфере

профессиональной

деятельности,

ознакомления с требованиями профессии к человеку, путями получения

профессий,

оплатой

труда,

проводятся

встречи

с

профессионалами,

экскурсий на предприятия. В ходе данной работы обучающиеся знакомятся с

предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места,

условиями труда, требованиями к состоянию здоровья, получают сведения о

том, какие профессиональные заболевания могут развиваться при нарушении

соблюдений

санитарно-гигиенических

мероприятий.

Формирование

профессионального самоопределения воспитанников в условиях школы-

интерната в процессе воспитательной работы имеет целенаправленный

характер, происходит интенсивно и успешно при соблюдении следующих

педагогических требований:

обеспечении воспитания через совершенствование сотрудничества

педагогов,

воспитателей

и

воспитанников,

развитии

творческих

способностей;

формировании личного опыта труда и допрофессиональной

подготовки обучающихся;

создании условий для самореализации личности воспитанника;

формировании стремления, готовности, умения реализовывать в

различных

видах

социальной

практики,

в

разных

социальноролевых

позициях личные жизненные планы (семейные, профессиональные, бытовые,

образовательные, досуговые);

единстве

диагностического

и

формирующего

подходов,

учитывающих индивидуальность процесса жизненного планирования, что

позволяет адекватно возможностям и особенностям личности воспитанника

осуществлять

педагогическое

руководство

формированием

профессионального

самоопределения.

На

успешное

формирование

профессионального

самоопределения

воспитанников

оказывает

педагогическое

общение,

выступающее

непосредственным

каналом

руководства.

Формирование

трудового

опыта

у

обучающихся,

воспитанников должна включать такие направления, как:

самообслуживающий труд,

сформированность умений и навыков труда в школьных мастерских

и кабинетах труда,

допрофессиональная подготовка. Важным педагогическим условием

формирования профессионального самоопределения воспитанников является

включение механизмов саморегуляции, реконструкции установок со стороны

педагогов

и

готовности

к

самоопределению,

самореализации,

самосовершенствованию со стороны воспитанников. Сложившаяся практика

обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда

отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств,

таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе

труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы.

Обучающиеся старшей возрастной группы должны быть подготовлены к

самостоятельной жизни:

профессиональное самоопределение подготовлено в ходе учебной и

воспитательной работы, внутренне принято, бесконфликтно;

должны осознавать необходимость помощи, особенно на начальных

этапах жизненного становления, и быть готовы обращаться за помощью к

социальным педагогам;

быть более реалистичны в определении временной составляющей их

жизненного плана, а также в оценке необходимых им средств, подготовлены

к необходимости оплачивать свое жилье;

быть осторожными к объективно опасным для них способам

пополнения бюджета таким как взятие денег в долг и сдача жилья в аренду.

Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач

взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к

индивидуальному.

Параметрами

успешного

жизнеустройства

как

позитивного

результата

взросления

являются

профессиональное

самоопределение,

стабильная

трудовая

занятость,

создание

семьи,

возможность

установления

разнообразных

контактов

в

социуме,

соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Также

нарушения психического развития ребенка значительно затрудняют процесс

подготовки его к самостоятельной жизни. Показателями готовности к

самостоятельной жизни обучающихся старшей возрастной группы являются

адекватное

профессиональное

самоопределение,

реальная

временная

составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать

продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие

моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в

изменяющихся

условиях.

Формирование

профессионального

самоопределения

воспитанников

наиболее

эффективного,

когда

взаимодействие воспитателя с обучающимся старшей возрастной группы

строится

с

учетом

заинтересованности

ребенка

в

профессиональном

самоопределении, его сознательным выбором, который без педагогического

воздействия не может быть реализуем в достаточной мере. Инновационными

методами

в

работе

в

работе

воспитателя

по

формированию

профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной

группы являются:

методы

изучения

школьников

в

целях

профориентационной

ориентации,

активизирующие профконсультационные методы,

наблюдение, беседа,

анализ документов и результатов деятельности учащихся,

анализ практических действий учащихся,

анкетирование,

беседы-интервью,

метод обобщения независимых характеристик,

рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный

диспут,

профориентационные игры с классом, коррекционно –

развивающие задания,

игровые

профориентационные

упражнения

и

микроситуации,

бланковые игры с классом,

активизирующие опросники,

схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,

профессиональные пробы.



В раздел образования