Автор: Цыкунова Алла Давыдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат"
Населённый пункт: Смоленская область, Починковский р-он, д. Прудки, ул. Школьная
Наименование материала: "Инновационные методы работы воспитателя"
Тема: "Работа воспитателя по формированию самоопределения в старшей возрастной группе"
Раздел: среднее образование
Доклад: «Инновационные методы в работе воспитателя по
формированию профессионального самоопределения у обучающихся
старшей возрастной группы»
В Починковской школе-интернате в основном обучаются дети с
умственной отсталостью (УО), которым свойственны отставание в развитии
мышления
(как
наглядно-образного,
так
и
словесно-логического),
затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
бедность
словарного
запаса.
В
основном,
при
выполнении
заданий
внеучебного
характера
обучающиеся
школы-интерната
обнаруживают
отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для
успешного решения поставленной перед ними задачи, при столкновении с
минимальными трудностями, отказываются от выполнения поставленной
задачи. Зачастую обучающиеся испытывают неуверенность в своих силах, их
отличает неумение актуализировать свои способности для успешного
выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в
постоянном подбадривании. В школе-интернате создана целостная система
содействия профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся,
воспитанников, включающая в себя как получение знаний о себе и о мире
профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о
профессиональной деятельности. Для формирования профессионального
самоопределения
воспитанников
школы-интерната
ведется
работа
по
следующим направлениям профориентации:
профессиональное просвещение,
профессиональное воспитание,
профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в
различных видах деятельности),
профессиональная психодиагностика,
профессиональная консультация.
Ориентация
на
профессиональный
труд
и
выбор
своего
профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего
учебно-воспитательного
процесса,
при
обязательном
дополнении
его
информационной и консультативной работой, практической деятельностью
для развития склонностей и способностей у обучающихся к труду. В этом
помогает проводимая диагностика индивидуальных особенностей, а также
системы
реабилитации:
профпросвещение,
профконсультация,
профессиональные пробы, трудовая и профессиональная подготовка. Ранняя
профессиональная
подготовка
позволяет
воспитанникам
овладевать
начальными профессиональными знаниями и навыками по конкретной
специальности, дающими им уверенность в своих силах и возможностях
трудоустройства после выпуска из школы-интерната. Оценка показателей
трудового воспитания в группе составляет в среднем 5,3 балла на начало
года. Это средний результат. Но об эффективности может свидетельствовать
динамика увеличения уровней сформированности готовности воспитанников
к трудовым операциям, ориентировании в мире профессий. Сложившаяся
практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не
всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных
качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на
основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной
перспективы. При организации педагогической системы школы-интерната
обучающиеся имеют возможность включиться в различные виды социальной
практики:
труд
по
самообслуживанию,
в
домашнем
хозяйстве,
профессионально-ориентированный.
Профессиональное
самоопределение
старшей
возрастной
группы
выступает
как
процесс
и
результат
профессионального выбора. У обучающихся старшей возрастной группы
необходимо
формировать
представления
о
профессиях,
перспективах
профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также
умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с
требованиями избираемой профессии. Следует оказывать обучающимся
индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае
необходимости определить стратегию действий по освоению запасного
варианта.
Необходимо
сосредоточить
внимание
старшеклассников
на
формировании
профессионально
важных
качеств
в
избранном
виде
деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить
обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной
деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в
ней. Для знакомства с миром профессий, формирования первоначальных
представлений
о
данной
сфере
профессиональной
деятельности,
ознакомления с требованиями профессии к человеку, путями получения
профессий,
оплатой
труда,
проводятся
встречи
с
профессионалами,
экскурсий на предприятия. В ходе данной работы обучающиеся знакомятся с
предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места,
условиями труда, требованиями к состоянию здоровья, получают сведения о
том, какие профессиональные заболевания могут развиваться при нарушении
соблюдений
санитарно-гигиенических
мероприятий.
Формирование
профессионального самоопределения воспитанников в условиях школы-
интерната в процессе воспитательной работы имеет целенаправленный
характер, происходит интенсивно и успешно при соблюдении следующих
педагогических требований:
обеспечении воспитания через совершенствование сотрудничества
педагогов,
воспитателей
и
воспитанников,
развитии
творческих
способностей;
формировании личного опыта труда и допрофессиональной
подготовки обучающихся;
создании условий для самореализации личности воспитанника;
формировании стремления, готовности, умения реализовывать в
различных
видах
социальной
практики,
в
разных
социальноролевых
позициях личные жизненные планы (семейные, профессиональные, бытовые,
образовательные, досуговые);
единстве
диагностического
и
формирующего
подходов,
учитывающих индивидуальность процесса жизненного планирования, что
позволяет адекватно возможностям и особенностям личности воспитанника
осуществлять
педагогическое
руководство
формированием
профессионального
самоопределения.
На
успешное
формирование
профессионального
самоопределения
воспитанников
оказывает
педагогическое
общение,
выступающее
непосредственным
каналом
руководства.
Формирование
трудового
опыта
у
обучающихся,
воспитанников должна включать такие направления, как:
самообслуживающий труд,
сформированность умений и навыков труда в школьных мастерских
и кабинетах труда,
допрофессиональная подготовка. Важным педагогическим условием
формирования профессионального самоопределения воспитанников является
включение механизмов саморегуляции, реконструкции установок со стороны
педагогов
и
готовности
к
самоопределению,
самореализации,
самосовершенствованию со стороны воспитанников. Сложившаяся практика
обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда
отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств,
таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе
труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы.
Обучающиеся старшей возрастной группы должны быть подготовлены к
самостоятельной жизни:
профессиональное самоопределение подготовлено в ходе учебной и
воспитательной работы, внутренне принято, бесконфликтно;
должны осознавать необходимость помощи, особенно на начальных
этапах жизненного становления, и быть готовы обращаться за помощью к
социальным педагогам;
быть более реалистичны в определении временной составляющей их
жизненного плана, а также в оценке необходимых им средств, подготовлены
к необходимости оплачивать свое жилье;
быть осторожными к объективно опасным для них способам
пополнения бюджета таким как взятие денег в долг и сдача жилья в аренду.
Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач
взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к
индивидуальному.
Параметрами
успешного
жизнеустройства
как
позитивного
результата
взросления
являются
профессиональное
самоопределение,
стабильная
трудовая
занятость,
создание
семьи,
возможность
установления
разнообразных
контактов
в
социуме,
соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Также
нарушения психического развития ребенка значительно затрудняют процесс
подготовки его к самостоятельной жизни. Показателями готовности к
самостоятельной жизни обучающихся старшей возрастной группы являются
адекватное
профессиональное
самоопределение,
реальная
временная
составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать
продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие
моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в
изменяющихся
условиях.
Формирование
профессионального
самоопределения
воспитанников
наиболее
эффективного,
когда
взаимодействие воспитателя с обучающимся старшей возрастной группы
строится
с
учетом
заинтересованности
ребенка
в
профессиональном
самоопределении, его сознательным выбором, который без педагогического
воздействия не может быть реализуем в достаточной мере. Инновационными
методами
в
работе
в
работе
воспитателя
по
формированию
профессионального самоопределения у обучающихся старшей возрастной
группы являются:
методы
изучения
школьников
в
целях
профориентационной
ориентации,
активизирующие профконсультационные методы,
наблюдение, беседа,
анализ документов и результатов деятельности учащихся,
анализ практических действий учащихся,
анкетирование,
беседы-интервью,
метод обобщения независимых характеристик,
рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный
диспут,
профориентационные игры с классом, коррекционно –
развивающие задания,
игровые
профориентационные
упражнения
и
микроситуации,
бланковые игры с классом,
активизирующие опросники,
схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,
профессиональные пробы.